Малое предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство есть, прежде всего, мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны, но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно - большую роль играет в этом случай, удача, везение и т. п. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился и может мыслить. Именно к этому - к попытке помочь каждому индивиду выработать свой собственный стереотип мышления - и сводится основная задача процесса обучения.

Оглавление

Содержание стр. Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теория предпринимательства. Сущность
предпринимательства...........................................................................................5
§1. История развития теории предпринимательства и сущность
предпринимательства........................................................................................5
§2. Виды предпринимательства..............................................................................7
§3.Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного
выбора.................................................................................................................9
Глава 2. Особенности предпринимательства в России.................................11
§1.История развития предпринимательства в России.........................................11
§2.Современное состояние малого предпринимательства в РФ.......................12
§3.Малое предпринимательство России и зарубежных стран...........................14
§4.Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ.......................18
Заключение...........................................................................................................23
Список изученной литературы..............................................................................26 Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курсовая ЭТ.docx

— 97.19 Кб (Скачать)

 

Источник:Рубрика:Экономика:http://www.dkvartal/ru/kvartal/2005/n17/statistikamaloepredprinimatelstvo

 

                                       Таблица 2

Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых  и средних предприятий в разных странах:

 

 

Страны

Кол-во МСП (тыс.)

Колич.МПС

на 1000 жителей

Занято в МПС

(млн. чел)

Доля МСП в

общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13.6

 49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74.2

70.2

54

50-52.

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11


 

Источник:Рубрика:Экономика:http://www.dkvartal/ru/kvartal/2005/n17/statistikamaloepredprinimatelstvo

     По данным таблицы видно, что МСП России составляют 844 тыс. Это сравнительно мало по сравнению с другими  зарубежными странами. Главная причина отставания от других зарубежных стран - это недостаточная поддержка предпринимательства со стороны государства. Разумеется, российский малый бизнес развивается если и не вопреки, то по крайней мере почти полностью независимо от усилий по его поддержке. Тем не менее, система поддержки малого предпринимательства в 90-х годах в нашей стране была построена. Она включает как сообщество участников, опирающихся на свою институциональную структуру и имеющих определенные интересы, так и идеологию - систему представлений об объекте, ценностях, целях и т.д. И именно эта идеология системы поддержки предпринимательства (а, например, не идеология предпринимательских союзов) определяла с 90-х годов характер общественного обсуждения проблем малого бизнеса. [10,c.51]

§4. Правовое регулирование малого  предпринимательства в РФ

     Одной из главных функций и  исключительной прерогативой государства  является законодательное регулирование  предпринимательской деятельности. Законодательное регулирование  всех аспектов предпринимательства  сводится к стимулированию создания  нового бизнеса и динамичному  развитию уже существующего. В  настоящее время  законодательство  препятствует развитию предпринимательской  активности, создавая административные  барьеры при входе на рынок,  при наращивании масштабов бизнеса. 

     В последнее  время все чаще приходится  возвращаться к одной и той  же теме - причинам стагнации малого предпринимательства. Пока что государство ограничивается оперативными мерами, не меняя своей политики в данной сфере. Стратегических целей и конкретных задач не ставится. Между тем, мировой практикой доказано: малый бизнес - эффективный путь к развитию конкуренции и повышению конкурентоспособности. Малый бизнес работает на качество экономики, ее диверсификацию - за счет мобильности, индивидуального подхода к решению вопросов, нацеленности на выявление и завоевание новых рыночных ниш.

     Основная проблема  малого бизнеса - в массовом незнании его природы в нежелании понять ее и регулировать соответствующим образом.

     По данным исследований, проведенных ГУ ВШЭ, на вопрос, кем нарушались права и законные интересы предприятий, представителями последних даны следующие ответы: федеральные органы — 28,6% (Москва) и 22,9% (др. регионы), региональные органы власти — 34,3% (Москва) и 31,4% (др. регионы), местные органы — соответственно 32,9% и 40%. На вопрос, удается ли предприятию отстоять свои законные интересы через арбитражный суд в случае спора с органами власти, ответы таковы: «скорее, да» — 36,5% (Москва) и 22% (др. регионы), «сложно сказать» — соответственно 38,7%  и 35,85% «скорее, нет» — 24,9% и 42,3%. Так же возникают ситуации, когда должностные лица органов исполнительной власти «бездействуют». Это приводит к ситуациям, когда не принимается никаких мер по устранению существующего, но противоречащего законодательству РФ административного барьера, либо искусственно создается новый барьер.[13,c.9]

     Достижение целей конкурентной  политики Правительства Российской  Федерации предполагается путем  создания условий для развития  производительной деятельности  малых предприятий, в том числе  за счет устранения административных  барьеров входа на рынок, упрощения  и стабилизации режима налогообложения,  возможности пополнения оборотных  средств. 

     Ослабление административного давления  на бизнес планируется осуществить  путем снижения барьеров входа  на рынок, устранения излишнего  и неэффективного административного  регулирования предпринимательской  деятельности, обеспечение согласованности  действий федеральных и региональных  органов власти.

     Политика государства по преодолению  административных барьеров поддерживается  политиками, учеными, субъектами  предпринимательской деятельности. Необходимость и важность решения  задачи «преодоления административных  барьеров» в сфере малого предпринимательства  в Российской Федерации подчеркивалась  в ходе различных конференций,  семинаров, выступлений. (Приложение 1)

     Вице-мэр, руководитель комплекса экономической политики правительства Москвы В. Шанцев в интервью газете «Бизнес для всех» отмечает:[17,c.48] «…Не секрет, что деятельность любого малого предприятия со всех сторон «обвешана» контролерами – легальными и нелегальными, которые вроде бы с нами вместе и в то же время стараются «для себя» … Перед нами стоит задача – создать и закрепить такой порядок, когда любой человек, который хочет делать дело, чувствовал бы себя комфортно, чтоб он был уверен: власть на его стороне и будет помогать ему делать дело, а не мешать».

     Результаты опросов делегатов IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий в 2003 г. социологической службой на вопрос получен ли позитивный эффект для малого бизнеса после вступления в силу закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" показали: 17% опрошенных полагают,   что эффект получен; 27% уверенны, что закон никакого эффекта не имеет; а 19% затрудняются ответить на вопрос.[9,c.38]

     Сокращение административных барьеров  при осуществлении предпринимательской  деятельности является, в соответствии  с положениями Указа Президента  Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 730 «О мерах по устранению  административных барьеров при  развитии предпринимательства», основной  задачей органов государственной  власти в Российской Федерации  при проведении государственной  политики развития предпринимательства  в стране. Преодоление административных  барьеров является одной из  задач федеральной программы  государственной поддержки малого  предпринимательства.[14,с.238] (Приложение 2, 3)

     В настоящее время деятельность  по преодолению административных  барьеров активизируется на региональном  уровне. Правовой основой деятельности  являются положения ст. 34, 74 Конституции  Российской Федерации, уставы  субъектов РФ,  нормативные правовые  акты.

     Конституция Российской Федерации  обязывает органы государственной  власти при установлении правовых  основ единого рынка обеспечивать  защиту прав и законных интересов  субъектов предпринимательства.

     Кроме того,  развитию  малого бизнеса по-прежнему мешают  высокая налоговая нагрузка и  необоснованно сложная отчетность. Введение упрощенных режимов (УСН) - стратегически верное решение. Но налицо несоответствие их критериев потребностям бизнеса. Порог в 15 млн. руб. не позволяет МП развиваться. Ведь в эту сумму должны уместиться: сам налог, аренда помещения и земли, производственные расходы (закупка сырья, материалов, комплектующих и т. д., коммунальные, транспортные и прочие расходы), оборотные средства, заработная плата, обязательное пенсионное страхование работников и, наконец, прибыль. В зависимости от вида бизнеса удельный вес тех или иных составляющих сильно колеблется. В Налоговый кодекс следовало бы внести положение, разрешающее уплату НДС при упрощенной системе налогообложения в добровольном порядке.[5,c.66]

     Анализ регионального законодательства, имеющейся информации органов  исполнительной власти, территориальных  управлений МАП России, структур  поддержки малого бизнеса позволяет  выделить несколько направлений  деятельности органов государственной  власти, направленных на устранение  административных барьеров:

 –  через применение общих норм  законодательства Российской Федерации  и субъектов РФ, устанавливающих  статус субъектов малого предпринимательства  и направленных на обеспечение  защиты их прав и законных  интересов;

 – через создание советов (комиссий), создаваемых, как правило, при главах администраций, мэрах, администрациях краев, областей, одной из задач которых является «преодоление административных барьеров»;

 –  через создание межведомственных  комиссий по устранению административных  барьеров, основной целью которых  является формирование благоприятных  условий для развития предпринимательства  путем преодоления административных  препятствий, возникающих при  организации и осуществлении  предпринимательской деятельности.

    Важнейшим  условием создания благоприятных  условий для развития предпринимательства  является коррекция форм государственного  вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо. Выделив одним из главных направлений деятельности органов государственной власти «освобождение предпринимателей от административного гнета», Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что государство должно последовательно уходить от практики избыточного вмешательства в бизнес.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. "Вакуум права", отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот "вакуум" быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.

     Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

   1. стимулирование развития  передовых  технологий, обеспечивающих конкурентный     уровень     средств     и     технологий     производства, (включая интеллектуальные      управленческие      технологии)    с   целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

   2. развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

   3. развитие  конкурентной  среды,  стимулирующей    процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем»  для  более  эффективных  предприятий  (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);

   4. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях - для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

   5. развитие    комплекса    внешних    инфраструктурных    условий    (как физических  -  коммуникации,   связь,   производственные   мощности,   так  и   не физических - политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)

Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.

Информация о работе Малое предпринимательство в России