Макроэкономическое равновесие и формы его нарушения. Цикличность развития рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

В работе проведен комплексный анализ сущности, причин возникновения и фаз экономического цикла, возможных мер по снижению его воздействия на национальную экономику; проведен анализ особенностей экономического цикла Республики Беларусь на современном этапе.
В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, обобщения, наблюдения, сравнения, описания, логический метод.
Цель работы: раскрыть принципы и механизм цикличности экономического развития в целом и особенностей экономического цикла в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
1. Цикличность экономического развития: причины и проявления. Понятие и сущность экономических циклов, их классификация и причины возникновения. Фазы цикла. Короткие, средние экономические циклы и длинные волны. Теории экономического цикла
1.1 Понятие и сущность экономических циклов
1.2 Фазы цикла
1.3 Причины проявления и теории экономических циклов 9
1.4 Короткие и средние экономические циклы. Длинные волны Кондратьева
1.5 Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
2. Особенности экономического цикла в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Макроэкономическое равновесие и формы его нарушения. Цикличность развития рыночной экономики.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 г. прирост ВВП впервые официально составил 3%.

Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:

  1. прямое наследование от административно-командной экономики системного кризиса;
  2. потери, связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спад из-за закрытия вредных производств, демилитаризация промышленности и т. п.);
  3. усложнение социально-экономических условий переходного периода к рыночной экономике вследствие разрыва прежних хозяйственных связей (в рамках СССР, СЭВ);
  4. обесценение вкладов населения и снижение его платежеспособного спроса;
  5. разного рода ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике.

Таким образом, кризис переходного периода первой половины 1990-х гг. - это системный экономический кризис, а не кризис перепроизводства.

С системным кризисом Республика Беларусь столкнулись на заключительном этапе  существования административно-командной  экономики.

Основное содержание системного кризиса  сводится к тому, что устарелые  производственные отношения технократического и административного типа выступили тормозом для развития современных производительных сил.

В 70 – 80-е годы прошлого века командная  экономика продемонстрировала полную неспособность своевременно и в  полном объеме разрешать возникающие проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как отличительная черта «советской модели хозяйствования», которая с одинаковым результатом культивировалась во многих странах мира.

В СССР из-за низкой эффективности производства отраслевая структура административной экономики деформировалась в пользу низкорентабельного топливно-сырьевого комплекса. Ради получения крайне необходимой валютной выручки экономика огромной страны с богатыми природными ресурсами неизбежно превращалась в сырьевой придаток развитых стран западной Европы и США. В условиях торможения НТП была сформирована «экономика нулевого цикла», способная выполнять лишь объемные работы (каналы, котлованы, карьеры и т. п.), но далекая от современного технического прогресса и от реальных потребностей населения.

Нерациональное использование  экономических ресурсов усиливало  их дефицит. Наращивание объемов  выпуска сырья, материалов, металла, топлива, электроэнергии ит.п. осуществлялось в ущерб производства потребительских благ. Попытка преодолеть дефицит инвестиционных товаров за счет ограничения потребительского спроса загоняло командную экономику в макроэкономическую ловушку.

В начальной стадии переходного периода экономики Республики Беларусь под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов наблюдался резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево, что сопровождалось ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств.

Одновременно имеет место сдвиг  кривой совокупного предложения вправо и вверх (см. рис. 2.1) [11, c. 324].

 

Рис. 2.1 Направление сдвига AD и AS в  исходной фазе переходного периода

 

Безусловно, даже самый содержательный график не в состоянии отразить все  проблемы переходной экономики. Но возможно установить, что значительный рост цен был дополнен кризисным спадом объема национального выпуска.

Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.

Снижение управляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует  прежде всего о так называемом институциональном кризисе, что обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.

Общим проявлением кризисного состояния  национальной экономики выступает  резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы.

Активно формирующаяся теория переходного  периода в качестве особой формы проявления кризиса национального производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса.

Поэтому на практике важно не допустить  трансформации кризиса в состояние  затяжной депрессии.

Таким образом, основная сложность  ситуации переходного периода состоит в том, что причины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всех причин такого характера, а не простое восстановление под административным давлением докризисного объема производства, будет означать реальное преодоление кризиса.

Стабильный выход из кризиса  означает, что в национальной экономике  возникают новые точки экономического роста – в виде модернизированных  цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии.

Можно говорить о том, что со второй половины 1996-го г. белорусская экономика перешла в фазу роста экономического цикла. Поэтому чрезвычайно важной задачей являлось сформировать национальную модель экономического роста.

Модель экономического роста национальной экономики является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития (рис. 2.2).

 

Теоретические модели экономического роста

НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Общие закономерности функционирования экономики

 

Национальные факторы развития


Рис. 2.2 Формирование национальной модели экономического роста

 

В качестве указанных факторов могут выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны.

На государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний в области функционирования рынка.

В этих условиях правительство приняло  меры по кредитованию реального сектора  экономики, восстановлению управляемости  государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции  и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей привела к снижению средних издержек и установлению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импортозамещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен.

Начиная с 1996 г. экономика Беларуси находится в фазе устойчивого экономического роста. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.

На динамику роста валового внутреннего  продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.

Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют совершенствования модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.

В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны  административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения.

Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько  высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной  системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.

Актуальна проблема перевода экономики  на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный  процесс. Как показывает экономическая  история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления.

Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой  в переходный период являются:

  • рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;
  • развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;
  • расширение производства конкурентоспособной продукции;
  • энерго- и ресурсосбережение;
  • обеспечение занятости населения.

Реализация промышленной политики предполагает совершенствование государственного регулирования экономики путем  осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры).

Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций.

На современном этапе проводится модернизация белорусской экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. Завершаются расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; создаются новые прогрессивные производства по выпуску новой наукоемкой продукции (производство оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, средств вычислительной техники, бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической и медицинской техники и др.) [15].

Эти меры позволили обеспечить устойчивые темпы экономического роста, улучшить структуру национальной экономики и повысить эффективность ее функционирования на основе совершенствования системы государственного регулирования и более широкого использования рыночных механизмов хозяйствования (оптимизация налоговой, денежно-кредитной, ценовой и внешнеэкономической политики, стимулирующей отечественное производство и развитие предпринимательства, реформирование собственности исходя из интересов населения и государства, более широкое привлечение средств населения, иностранных инвестиций и кредитов).

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и формы его нарушения. Цикличность развития рыночной экономики