Цикличность рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

1. Цикличность рыночной экономики. Причины экономических кризисов.
Для рыночной экономики характерны нестабильность, неустойчивость развития (цикличность).
Основные причины цикличности экономического развития:
внешние (экстернальная теория):
а) политическая обстановка в стране (война и т. д.);
б) миграция населения;

Оглавление

1. Цикличность рыночной экономики. Причины экономических 3
кризисов.
2. Понятие финансов. Структура финансовой системы. 8
3. Платежный баланс страны. Сущность, структура. 10
Задачи, тестовые задания 15
Библиографический список литературы 17

Файлы: 1 файл

Контрольная макро готовая.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цикличность рыночной  экономики. Причины экономических        3

кризисов.

2. Понятие финансов. Структура финансовой системы.                       8

3. Платежный баланс страны. Сущность, структура.                          10

Задачи, тестовые задания                                                                       15

Библиографический список литературы                                               17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цикличность рыночной экономики. Причины экономических кризисов.

     Для рыночной экономики характерны нестабильность, неустойчивость развития (цикличность).

     Основные причины цикличности экономического развития:

внешние (экстернальная теория):

а) политическая обстановка в стране (война и т. д.);

б) миграция населения;

в) освоение новых территорий;

г) научные открытия;

д) открытие новых месторождений  полезных ископаемых;

     внутренние (интернальная теория):

а) колебания объемов личного  потребления;

б) регулирование экономики государством;

в) сокращение или увеличение объемов инвестиций;

г) срок службы основного  капитала.

     В экономической теории существует более 1300 типов цикличности.

     Экономисты различают 4 основных типа экономических циклов (в зависимости от их продолжительности):

1. цикличность Китчина – продолжительность цикла 3 года и 4 месяца, это связано с колебаниями мировых запасов золота;

2. цикличность Жугляра – продолжительность цикла 10 лет; причинами являются специфика банковской деятельности и обновление основного капитала;

3. цикличность Кузнеца – продолжительность цикла 15–20 лет; связана со строительством новых типов производственных сооружений;

4. цикличность Кондратьева – продолжительность цикла 45–65 лет; связана с обновлением экономической системы.

Теория длинных циклов Кондратьева имеет ряд особенностей:

- длинные циклы не предполагают последовательную смену фаз роста и сокращения уровня валового внутреннего продукта, занятости и потребления;

- длинные циклы – долговременное ритмичное чередование периодов, когда темпы экономического роста имеют тенденцию повышаться, и периодов, когда они имеют тенденцию понижаться;

- повышающая волна длинного цикла характеризуется более продолжительной фазой подъема и сравнительно краткосрочной фазой спада, а понижающая волна характеризуется краткосрочной вялой фазой подъема и затяжной глубокой рецессией;

- среднегодовой темп экономического роста в период понижающей волны ниже, чем в период повышающей.

     Для цикличности экономического развития характерны следующие признаки:

- наличие колебаний уровня производства;

- периодичность (повторяемость) колебаний;

- наличие в колебаниях повторяющейся единицы – цикла.

Графически экономический  цикл представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Фазы экономического цикла

Из графика понятно, что  цикличность представляет собой  взаимодействие 4 фаз:

1. Кризис, или спад (А), характеризуется падением реального объема производства, уменьшением вложений, ростом безработицы; среди средств, помогающих государству выйти из состояния кризиса, можно выделить следующие:

а) гарантирование государством вкладов населения в сберегательных учреждениях;  
б) уменьшение ставок налогообложения; 

в) повышение цен на сельхозпродукты  при помощи субсидируемого государством сокращения производства в этой сфере  хозяйства;  
г) организация общественных работ;

2. Депрессия, или дно (В), характеризуется тем, что производство и занятость достигают самого низкого уровня, снижается ссудный процент, стабилизируются товарные запасы;

3. Оживление, или экспансия (С), приносит незначительное повышение уровня производства, некоторое сокращение безработицы, повышение цены и повышение ссудного процента, повышенный спрос на новое оборудование;

4. Подъем (D) подразумевает быстрый рост производства, занятости, капиталовложений, объем производства достигает высшей точки – пика цикла. Лихорадочно растут цены, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном росте зарплаты. В подавляющем большинстве случаев каждый последующий пик циклического подъема оказывается на уровень выше, чем уровень предыдущего пика, что отражает поступательное развитие экономики, ее общий рост. За фазой подъема снова следует кризис.

     Слово кризис происходит от греческого krisis, что означает решение, поворотный пункт, исход.

     Кризис – это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможности для развития.

     Под основной функцией кризиса понимается разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.

     В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устарелые способы производства, устаревшие формы организации предприятий в пользу способов и форм, более современных, какие только находятся. Общее крушение увлекает много передовых предприятий.

     Сущность экономического кризиса проявляется :

- в перепроизводстве товаров  по отношению к платежеспособному  совокупному спросу,

- в нарушении процесса  условий воспроизводства общественного  капитала,

- в массовых банкротствах  фирм, росте безработицы и других  социально-экономических потрясениях. 

     С точки зрения антикризисного управления очень важно классифицировать признаки кризиса, определить их оптимальный набор, позволяющий оценить ситуацию, своевременно индуцировать приближение кризиса, оценить его возможные последствия и выработать программу выхода из кризиса. При этом следует учитывать, что опасность кризиса существует всегда, хотя бы в силу существования случайных непредсказуемых кризисов, и помнить, что кризис не только может оказывать негативное влияние на развитие системы, но и быть генератором качественной позитивной ее трансформации, перехода на следующий, более высокий уровень ее развития.

     На макроэкономическом уровне к признакам кризиса можно отнести падение основных экономических показателей системы, таких как ВВП, объемы промышленного производства, рост инфляции, гиперинфляция, массовые банкротства и т. д. На микроэкономическом уровне (в масштабах предприятия, организации) следует рассмотреть такие показатели, как значение коэффициента текущей ликвидности, значение коэффициента обеспеченности собственными средствами, наличие убытков по итогам основной деятельности, наличие убытков по итогам финансово-хозяйственной деятельности, значение коэффициента утраты (восстановления) платежеспособности, оценка динамики показателей группы рентабельности, оценка тенденции развития производственного потенциала, показатели деловой активности, наличие планов стратегического развития, формат и качество учетной политики, наличие корпоративной культуры.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные  с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм  в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и наводнения, пожаров.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с  тенденциями и стратегией макроэкономического  развития или даже развития мировой  экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые –  с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством  управления, инновационной и инвестиционной политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие финансов. Структура  финансовой системы.

     Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.

Функции финансов:

1. Распределительная —  посредством финансов распределяется  и перераспределяется внутренний  валовой доход, благодаря чему  денежные средства поступают  в распоряжение государства, муниципалитета; 
2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета; 
3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики; 
4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

     В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

     Финансовый институт — группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

     Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

     Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

• бюджетная система с  входящими в нее государственными и местными бюджетами; 
• внебюджетные целевые фонды;

• финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

• имущественное и личное страхование;

• кредит (государственный  и банковский).

     Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

     Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований.

     В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

  1. Платежный баланс страны. Сущность, структура.

     Платежный баланс представляет собой систематизированную оценку  экономических операций между резидентами страны и нерезидентами,  связанных с получением и платежами денежных средств.

     Основными операциями получения являются  поступления от экспорта товаров, услуг, доходы от зарубежных инвестиций и приобретение зарубежными фирмами внутренних активов страны, а основными операциями платежей  - оплата импорта товаров, услуг, выплаты доходов по зарубежным инвестициям в данную страну и приобретение резидентами иностранных активов. Платежный баланс составляется за конкретный период – год, квартал, месяц. Информация, содержащаяся в платежном балансе, используется для оценки кредитоспособности страны, прогнозирования воздействия внешнеэкономических связей  на валютный рынок и валютный курс, их регулирования, оценки состояния экономики страны, прогнозирования возможной экономической, фискальной и монетарной политики, расчетов валового внутреннего продукта и т.д.

     По  методологии Международного валютного  фонда (МВФ) платежный баланс  Российской Федерации бал впервые  составлен в 1992 году.  До указанного периода в СССР основным документом в области внешних платежно-расчетных отношений был Сводный валютный план, так называемый платежный баланс СССР. Он составлялся  Министерством финансов СССР и Госпланом СССР на основе валютных планов министерств и ведомств,  а затем представлялся на рассмотрение и утверждение правительства. Современный платежный баланс Российской Федерации в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года № 849 «О порядке разработки и предоставления платежного баланса Российской Федерации» составляется и анализируется Центральным банком РФ, Государственным комитетом по статистике РФ и Министерством финансов РФ.

     Законодательной  и правовой базой разработки  платежного баланса  России являются:

- Федеральный  закон N 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" от 10 июля 2002 года;

Информация о работе Цикличность рыночной экономики