Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социально – экономического развития республики Башкортостан.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- оценить экономическое и социальное состояние республики, получение общей информации о доходах, расходах республики;
- что является наиболее важным и приоритетом в формировании механизмов экономического развития регионов Башкортостана;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
1.1 Понятие и методы макроэкономического анализа………………………........6
1.2 Макроэкономические показатели социально-экономического развития республики………………………………………………………………………...……12
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РБ
2.1 Характеристика социально-экономического развития РБ…………………..15
2.2 Анализ макроэкономических показателей РБ…………………………..........19
2.3 Анализ внешнеэкономических связей РБ…………………………….............23
2.4 Прогноз социально-экономического развития РБ………………………........27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Доля импорта продовольственных товаров выросла с 4,7% в 2007 году до 7,0% в 2009 году, прирост в абсолютном значении составил 54,5%. За счет существенного увеличения импортных поставок поливинилхлорида из Китая более чем в 2 раза выросла доля химических продуктов, достигнув уровня 15,6% в 2009 году против 7,4% в 2008 году.
Стимулирование развития внешнеэкономических связей республики осуществлялось путем реализации мероприятий, предусмотренных Республиканской программой развития внешнеторговой деятельности в РБ на 2009-2010.
Главными целями развития международного сотрудничества Республики Башкортостан являются привлечение в республику иностранных инвестиций и передовых технологий, продвижение продукции республиканских товаропроизводителей на внешние рынки, создание и поддержание позитивного имиджа РБ на международной арене.
В рамках развития сотрудничества республики с зарубежными странами в 2009 году проводилась планомерная работа по различным направлениям.
О заинтересованности иностранных партнеров в развитии связей с республикой говорит высокая активность визитов зарубежных официальных и дипломатических делегаций в Республику Башкортостан.
Всего за 2009 год в республике было принято 45 делегаций зарубежных стран, 20 из них – делегации представителей дипломатического корпуса зарубежных стран, в том числе 5 делегаций во главе с послами в Российской Федерации стран Латвии, Австрии, Болгарии, Вьетнама и Ирана и 6 делегаций во главе с генеральными консулами Турции, Вьетнама, Великобритании, США, Азербайджана, ФРГ.
В регионы Российской Федерации вывозилось около 1/3 продукции, произведенной в республике. Структуру межрегионального оборота в основном составляет продукция топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, химической промышленности. Устойчивым спросом на российском рынке пользуются автомобильные бензины, дизельное топливо, топочный мазут, каучуки синтетические, кальцинированная сода, смола поливинилхлоридная, сахар, пиво, мягкие кровельные материалы, автобусы.
2.4 Прогноз социально-экономического развития РБ
В целях определения условий, связанных с прогнозами стабилизации экономической ситуации в республике, городах и районах, дальнейшего проведения курса экономических реформ, усиления их социальной направленности, повышения эффективности народного хозяйства и в соответствии с Постановлением Совета Министров Российской Федерации № 553 от 15 июня 2010 года «О разработке прогноза социально - экономического развития и комплексных мер государственного регулирования экономики Российской Федерации» Совет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1) Министерству экономики Республики Башкортостан, министерствам и ведомствам Республики Башкортостан, администрациям городов и районов осуществить комплексный анализ состояния дел в отраслях народного хозяйства, регионах, а также на предприятиях и в организациях независимо от их организационно - правовых форм, обратив особое внимание на эффективность использования всех форм государственной поддержки отраслей, регионов, целевых программ и мер, способствующих стабилизации производства, осуществлению структурной перестройки экономики, замедлению темпов инфляции, обеспечению жесткой финансово - кредитной политики.
2) Осуществить разработку прогноза социально - экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год. Прогноз должен быть направлен на преодоление наиболее острых кризисных явлений в социально - экономической сфере на основе активизации государственного воздействия на экономические процессы и, прежде всего, на материальное производство, дополнения макроэкономических способов регулирования народного хозяйства конкретными решениями, учитывающими особенности городов и районов, отраслей, производств, а также задачи структурных преобразований в экономике.
При разработке прогноза на 2011 год должны быть проработаны действенные меры по ликвидации негативных явлений:
- преодолению разрушения потенциала воспроизводства, препятствующего экономическому росту в последующие годы;
- обеспечению остановки спада производства в черной металлургии, в машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей промышленности;
- сокращению количества одновременно строящихся объектов, снижению объемов незавершенного строительства;
- предотвращению массовой безработицы, поддержанию жизненно важных отраслей финансовыми ресурсами;
- ликвидацию «затратного» поведения предприятий и организаций, выразившегося в повышении цен в меру роста затрат без оценки финансового положения потребителей.
3) Министерству труда и занятости населения, Министерству внешних связей, Государственному комитету по управлению государственным имуществом Республики Башкортостан представить до 10 июля 1993 года в Министерство экономики Республики Башкортостан прогнозные оценки и предложения по вопросам социально - экономического развития Республики Башкортостан в 2011 году по перечню показателей, установленному Министерством экономики Республики Башкортостан.
4) Министерству экономики Республики Башкортостан с участием Министерства финансов Республики Башкортостан разработать раздел «финансы» и дополнительные расчеты для согласования в Министерстве экономики Российской Федерации общеэкономических показателей в ходе бюджетного процесса по формам, разработанным Минэкономикой России.
5) Национальному банку Республики Башкортостан и коммерческим банкам принять участие в разработке Министерством экономики Республики Башкортостан прогноза социально - экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год в части выделения инвестиционных кредитов и обоснования потребности в кредитных ресурсах, привлечения вкладов населения и выдачи ему ссуд.
6) В целях определения объемов финансовых ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных федеральными и республиканскими программами социально - экономического развития, а также для определения «средней финансовой обеспеченности» при согласовании бюджетов республики, городов и районов, осуществления финансово - бюджетной политики при проведении экономических реформ Министерству экономики Республики Башкортостан, администрациям городов и районов разработать в составе показателей, рекомендуемых для разработки прогноза социально - экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год, сводные финансовые балансы.
Предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам исполнительных органов власти безвозмездно представлять им сведения, необходимые для составления прогнозов на 1994 год и в их составе сводных финансовых балансов.
7) Министерству экономики Республики Башкортостан осуществить методическое руководство и координацию работ по разработке прогноза социально - экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год и получить предложения по прогнозу от министерств, ведомств, концернов межотраслевых государственных объединений, корпораций, акционерных обществ, холдинговых компаний и других хозяйствующих субъектов по отраслевой принадлежности, а также администраций городов и районов.
Поручить названным хозяйствующим субъектам, расположенным на территории независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности представить не позднее 10 июля т.г. Министерству экономики Республики Башкортостан, а предприятиям - соответствующим органам исполнительной власти городов и районов по месту их нахождения прогноз основных показателей социально - экономического развития на 2011 год.
8) Руководителям объединений, предприятий (по кругу, определенному Советом Министров РБ) принять участие в разработке соответствующими заказчиками федеральных целевых программ структурной перестройки экономики России на период до 2012 года согласно прилагаемому к настоящему постановлению перечню и представить информацию Совету Министров Республики Башкортостан о результатах включения в состав программ развития отраслей (предприятий), находящихся на территории Республики Башкортостан.
9) Органам исполнительной власти городов и районов республики представить до 13 июля 2011 года Министерству экономики Республики Башкортостан материалы, отражающие намерения предприятий и организаций, находящихся на территории, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, а также необходимые балансовые расчеты по формам, доведенным Министерством экономики Республики Башкортостан.
На основе намерений предприятий и организаций, анализа производственной и социальной ситуации на подведомственных территориях разработать и представить до 5 августа в Министерство экономики Республики Башкортостан прогнозы социально - экономического развития в целом по городам и районам на 2011 год с необходимым обоснованием.
10) Министерству экономики Республики Башкортостан на основе представленных материалов, результатов комплексного экономического анализа и стоящих перед республикой задач разработать прогноз социально - экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год и представить Совету Министров Республики Башкортостан не позднее 20 июля 2011 года для направления Минэкономики РФ.
11) Рекомендовать Башкирскому республиканскому управлению статистики предоставлять Министерству экономики Республики Башкортостан необходимую статистическую информацию, включая предварительную оценку развития экономики в 2010 году, для осуществления анализа положения дел в народнохозяйственных комплексах, отраслях, городах и районах и подготовки прогноза социально - экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год.
12) Министерствам и ведомствам Республики Башкортостан, администрациям городов и районов, другим организациям - заявителям бюджетных ассигнований в составе прогнозов социально - экономического развития соответствующих отраслей и регионов на 2011 год до 10 июля 2010 года представить в Министерство экономики Республики Башкортостан проекты бюджетных заявок на финансирование федеральных и республиканских государственных нужд в 2011 году.
Подводя итоги, проведя социологический анализ социально-экономического развития республики, нужно отметить, что перспективы увеличения основных, жизнеобеспечивающих показателей республики достаточно высоки.
Как и другие регионы, каждая территория республики Башкортостан, в том числе и администрация республики, по указанию премьер-министра страны В. В. Путина разработала «Стратегию развития РБ до 2020 года», которая позволяет надеяться на реализацию в дальнейшем весьма амбициозных поставленных задач и выполнение намеченных планов по улучшению жизни простых граждан.
Можно сказать, что наиболее важным приоритетом в формировании механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостана является создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики. В современных условиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетные расходы на экономическое развитие регионов республики.
Правительство Республики Башкортостан ежегодно подводит итоги социально-экономического развития Республики Башкортостан, включающие анализ выполнения прогнозных параметров за прошедший год, для представления их Президентом РБ Государственному Собранию – Курултаю РБ
(в ред. Законов РБ от 04.10.2005 № 219-з, от 28.12.2006 № 402-з)
Правительство Республики Башкортостан обеспечивает мониторинг социально-экономического состояния Республики Башкортостан и публикацию информационно-статистических данных о социально-экономическом положении РБ.
(в ред. Закона РБ от 04.10.2005 № 219-з).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведённого социально – экономического анализа, я с уверенностью могу сказать, что республика Башкортостан является экономически развитым регионом. Современный Башкортостан - индустриально развитый регион России, с устойчиво растущими темпами промышленного производства.
Республика Башкортостан – один из наиболее сильных и стабильных регионов России с высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономикой, которая отличается многоотраслевой структурой с высоким уровнем комплексного развития, наличием мощного промышленного потенциала, развитым сельским хозяйством и строительным комплексом, богатыми природными ресурсами, динамично развивающимися финансово-кредитной и научно-технической сферами.
Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Столица – г. Уфа. В республике 54 административных района, 21 город, 4674 населенных пункта. По площади занимает 27 место по России.
Среди 89 регионов России Башкортостан занимает 8-е место по объему валового регионального продукта, 10-е – по производству промышленной продукции, 3-е – по производству продукции сельского хозяйства, 5-е – по вводу в действие жилых домов. По объему внешнеторгового оборота республика занимает 12-е место, 8-е – по объему экспорта.
Республика Башкортостан является не только экономически, но и, что немаловажно для поступательного развития, политически стабильным регионом в составе Российской Федерации. Особенность выбранного курса состоит в ориентации на целостное развитие при одновременной интеграции в систему общероссийских и международных экономических связей. Башкортостан уверенно входит в группу регионов, уровень развития которых выше среднего по стране. В течение последних лет мы являемся одним из немногочисленных регионов-доноров бюджетной системы Российской Федерации. Обладая развитой многоотраслевой промышленностью, республика входит в первую десятку среди регионов России по объему промышленного производства.
Информация о работе Макроэкономический анализ социально-экономического развития РБ