Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:01, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

история эк учений_лекции.doc

— 545.00 Кб (Скачать)

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ

    "Теория  предельной полезности". Еще Сэй  предлагал определять ценность  вещи ее полезностью, т.е. потребительной  стоимостью. Карл Менгер вводит  в это определение понятие  редкости или изобилия благ. "Чем больше насыщена потребность, тем меньшую необходимость человек в ней испытывает, следовательно ценность этого блага снижается".

    Исходным  пунктом для экономической теории, по мнению Австрийцев, являются человеческие потребности. Человеческие потребности это разновидность неудолетворенных желаний или неприятных ощущений, связанных с нарушением физиологического равновесия. У индивида есть большое число потребностей, но его ресурсы и возможности для удовлетворения этих потребностей ограничены. Главная задача для индивидуума - удовлетворить по максимальной возможности свои потребности при ограниченности ресурсов.

    Один  из трудов К.Менгера - "Основания  политэкономии" в 1871.

    Продавец  знает ниже чего он не продаст, а  покупатель выше чего не купит.Это теория ценообразования Бем-Баверка. В "Основах теории ценности хозяйственных благ" написанной в 1886 году. У товара нет определенной цены. Каждый товар или благо имеет две субъективные оценки: продавца и покупателя. Когда достигается среднее между субъективными оценками полезности блага, тогда и формируется объективная полезность блага.

    Следующая теория связана с Фридрихом Визером. Его работы: "Происхождение и  основные законы хозяйственной ценности" 1884 года и "Естественная ценность" 1889 года.

    Затраты на создание товара (издержки на производство), Визер называет производительными  благами.Затраченное производительное благо можно оценить по благу  потребительного, созданного на основе первого.

    По  Марксу: средства производства + труд = стоимость.

    В Австрийской школе: если стоимость  большая, значит средства производства и труд были дорогими. "Не издержки производства дают ценность своим продуктам, а наоборот, издержки производства получают ценность от своих продуктов." Все блага у Визера классифицируются по: потребительным благам (I разряд); производительные блага, участвующие непосредственно в создании потребительных благ (II разряд); производительные блага, участвующие в создании производительных благ II разряда (III разряд). Например плуг - II разряд; станок, изготовивший плуг - III разряд.

    Весь  процесс производства делится на производство предметов потребления  и производство средств производства. 

    ПРОИЗВОДСТВО

    /  \

    I разряд Производство Производство  средств производства

    предметов  /   \

    потребления; Производство II разряд Производство

    средств   средств

    производства  производства

    для предметов   для предметов

    потребления;  прозодства

    /  \ III разряд /  \

    Чем дальше относится производственное благо от создания потребительного  блага, тем субъективней ниже оно оценивается. С помощью одних и тех же средств производства или производительных благ можно произвести разные потребительные блага. Предлагается "метод исключения" или "метод лишения" для подсчета части каждого производительного блага в создании потребительного блага. Т.е. уменьшать один из факторов пока без последнего его элемента производство не остановится. Последний элемент будет обладать предельной производительностью. Эта теория "Предельной производительности факторов производства" имеет очень большое значение в современных экономико-математических моделях.

    ТЕОРИЯ  процента Евгения Бем-Баверка. Пытается объяснить право получить капиталистом прибылей в работе "Капитал и  прибыль" (1889 г.). Вторая работа "Теория Карла Маркса и ее критика".

    Бем-Баверк вводит новые понятия: настоящее и будущее благо. К благу настоящему он относит зарплату и те доходы, которые можно потратить сегодня. Благо будущее- это средства производства и труд. Они тоже принесут блага, но в будущем. По психологии людей благо настоящее ценится выше благ будущего. Капиталист платит дорогое настоящее благо, для выплаты зарплаты в расчете на то, что в будущем ему не просто вернут его затраты, но он получит сверх благо. Разница между оценкой настоящего блага и оценкой блага будущего и составляет прибыль капиталиста ("процент ожидания"). За это время ожидания капиталист получает прибыль.

    ПОЯВЛЕНИЕ Английской школы маржинализма связано  с именем Уильяма Стенли Джевонса (1835-1882). Основная работа "Теория политэкономии" (1871 г.). Это реакция на распространение марксистких идей. Попытка противопоставить им собственную теорию.

    "Главная  и основная задача политэкономии-  желание и потребности человека". От них зависит предельная  потребительность. "Части одного  и того же товара имеют неравную полезность". Полезность снижается с насыщением потребности. Чем меньше потребность в товаре, тем меньше его полезность и ниже цена. 

    ЛЕСТНИЦА  УБЫВАЮЩЕЙ ПОЛЕЗНОСТИ.

      П

      О 

      Л

      Е

      З 

      Н 

      О

      С 

      Т

      Ь 

     0 1 2 3 4 5 6 7 8 9  ПОТРЕБНОСТЬ

    Полезность  первого стакана воды после пересечения пустыни неизмеримо огромна, второго чуть меньше и т.д. Каждая следующая порция одного и того же товара имеет меньшую полезность. При насыщении потребности полезность равна нулю и может принимать значение отрицательное, антиполезности.

    Джевонс в соответствии с оценкой на полезность,делит  блага на: товары, не товары и антитовары в соответствии с их степенью полезности.

    Товары: вещества,действия или услуги приносящие пользу или избавляющие от страданий. Нетовары- это блага, потребление которых не дает ни пользы, ни вреда. Антитовары- это материя от которой нужно избавиться: пепел и сточные воды. Оно реально существует и приносит вред. Джевонс известен как создатель экономико-математической модели экономического равновесия.

    А.МАРШАЛЛ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

    Главная работа А.Маршалла "Принципы политической экономии" (1890 г.) оказала огромное влияние на современную экономическую  мысль Запада. А.Маршалл был высокообразованным экономистом. О такого рода специалистах Дж. Шекл говорил, что настоящий экономист должен быть ... "математиком, философом, психологом, антропологом, историком, географом, специалистом в области политики, мастером литературного стиля, и притом еще человеком, знающим реальную жизнь, имеющим практический опыт в сфере бизнеса и финансов; он должен разбираться в проблемах государственного управления и хорошо знать 4-ре или 5-ть языков". Можно только сожалеть, что век такого рода экономистов ушел в далекое прошлое.

    Известный русский экономист И.Г. Блюмин называл А.Маршалла "великим комбинатором идей". В определенном смысле он был прав, так как А.Маршалл использовал многие концепции предшественников (теории полезности, спроса и предложений, издержек производства). Основываясь на идеях предшественников, Маршалл разработал механизм образования цены, используя при этом графики, таблицы, математические методы анализа. По свидетельствам современников, Маршалл отличался чрезвычайной скурпулезностью анализа факторов, влияющих на цены.

    На  основе анализа графиков маршалл формулирует "закон спроса": "Чем больше количество товара, которое имеется ввиду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей. или другими словами, количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены". Далее А.Маршаллом оговаривается, что "закон спроса" не применим к спросу в ходе борьбы между группами спекулянтов.

    По  мнению А.Маршалла, на спрос воздействуют также другие факторы:

    1. Вкусы потребителей;

    2. Доход потребителей;

    3. Цена на товары заменители;

    4. Число покупателей;

    5. Ожидание (если ожидается рост  цен, спрос растет).

    Под влиянием этих факторов кривая спроса (на графике цены и количества покупок) смещается вправо или влево. А.Маршалл  исследовал также предложение, рассчитав с помощью графика кривую предложения. Здесь прослеживается зависимость между ценой и количеством предложения для продажи товара. Чем выше цена, тем больше предложение. Это "закон предложения". Но на предложение влияют и другие факторы:

    1. Технология производства (если вводится  более современная техника или  технология, то снижаются издержки  и выпускается больше продукции);

    2. Цена на факторы производства (при снижении цен на удобрения,  семена и т.д. уменьшаются издержки, что приводит к росту выпускаемой продукции);

    3. Количество товаропроизводителей (чем  больше их, тем больше предложения  товаров);

    4. Налоги и субсидии (повышение  налогов снижает предложение,  а субсидии приводят к расширению  производства).

    Под влиянием указанных факторов кривая предложения может сдвинуться вправо или влево.

    Из  взаимодействия кривой спроса и предложения  формируется цена равновесия, т.е. цена, устанавливаемая на том уровне, когда  решения продавцов о предложении  и покупателей о спросе совпадает. Равновесная цена- это цена, к которой постоянно стремятся цены. Она изменяется в связи с изменением конъюнктуры на рынке. Эти изменения выливаются в закон спроса и предложения:

    1. Повышение спроса ведет за  собой рост равновесной цены  и количества реализуемой продукции;

    2. Падение спроса приводит к  снижению равновесной цены и  увеличению реализуемой продукции;

    3. Повышение предложения ведет  к снижению равновесной цены  увеличению реализуемой продукции;

    4. Уменьшение предложения вызывает  повышение равновесной цены и снижение количества реализуемой продукции.

      Как уже отмечалось, исследование  А.Маршалла отличала скурпулезность  анализа. И поэтому он не  ограничился только установлением  закономерностей спроса и предложений,  но и поставил задачу выяснить, как изменяется эластичность (подвижность спроса и эластичность предложения).

    Маршалл различает эластичность спроса по цене и доходу.

    ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА ПО ЦЕНЕ = А/В

    где А - процентное изменение в количестве продукции, на которую предъявлен спрос; В - процентное изменение цены.

    Эластичным  называется спрос, когда он претерпевает существенные изменения при незначительном изменении цены. Неэластичным спрос  бывает, когда изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, меньше изменений цены.

    На  эластичность спроса по цене влияют факторы:

    1. Наличие товаров-заменителей или  конкурентов;

    2. Незаметное для покупателей изменение  цены;

    3. Консерватизм покупателей во  вкусах.

    Эластичность  спроса по доходу исчисляется по той  же методике и зависит от следующих  факторов:

    1. Значимость товара для бюджета  семьи;

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"