Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

3.2. Использование мирового опыта для снижения инфляции в России
1.Общие сведения об инфляции.
1.1.Виды и причины инфляции.
1.2.Проблемы и последствия инфляции.
2. Мировой опыт борьбы с инфляцией.
2.1. Средства борьбы с инфляцией в мире.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

 

 

Главной целью антиинфляционной политики в России должно стать обеспечение  действия механизма инфляции и дефляции как важнейшего элемента системы саморегулирования рыночной экономики. Это позволит обеспечить свободное проявление рыночных сил при нейтрализации внутренних и внешних шоков, приводящих к нарушению макроэкономического равновесия, и создаст условия для движения хозяйственной системы к новому равновесному состоянию. Достижение указанной цели предполагает эффективное функционирование элементов механизма инфляции и дефляции как в монетарной сфере, так и в сфере товарного обращения. Действие указанного механизма в монетарной сфере может быть обеспечено использованием адекватного конкретным макроэкономическим условиям набора методов (прямых и косвенных) и инструментов (изменение учетной ставки и минимальной резервной нормы, а также операции на открытых рынках) денежно-кредитной политики. Эффективное функционирование элементов указанного механизма в сфере товарного обращения предопределяется применением мер антимонопольной политики, направленных на создание конкурентной среды и противодействие монополистическим тенденциям. Расширение целей денежно-кредитной политики, обеспечивающее воздействие ее мер на показатели как денежного, так и товарного рынков, состоит во включении в число целей денежно-кредитной политики достижение равновесия этих рынков. Выбор такой цели

 

позволяет использовать в качестве ориентира этой политики конкретные и поддающиеся воздействию макроэкономические переменные.

 

Важным условием выбора методов  и инструментов денежно-кредитной  политики является их воздействие как  на товарный, так и на денежный рынки. В этом случае достигается взаимосвязанная динамика этих рынков, являющаяся условием их сбалансированности. Меры, направленные на регулирование лишь какого-либо одного из этих рынков, способны создавать дисбаланс в экономической системе и тем самым приводить к угрозе турбулентных явлений.

 

Обеспечение динамики процентной ставки, связанной с рентабельностью  в реальном секторе и способной  воздействовать на расширение объемов  банковского кредитования как направление  антиинфляционной политики, предполагает превращение процентной ставки в основной инструмент взаимосвязи товарного и денежного рынков. Предпосылками такого использования процентной ставки является ее непосредственное воздействие, во-первых, на мультиплицирование денег; во-вторых, на доходность инвестиционных проектов; в-третьих, на рентабельность производственного сектора. Тем самым процентная ставка в значительной мере влияет на процессы, протекающие на товарном и денежном рынках и соответственно на их сбалансированность. Вследствие динамики процентной ставки устанавливается равновесие между спросом на деньги и их предложением. Это равновесие обеспечивает соответствие между денежной и товарной массами и определяет относительную стабильность общего уровня цен. Отрыв динамики процентной ставки от изменений спроса на деньги и их предложения, а также от рентабельности в реальном секторе способен подорвать макроэкономическое равновесие и предопределить длительную нестабильность цен. Поэтому регулирование процентной ставки, обеспечивающее равновесие товарного и денежного рынков, способно значительно снизить риски как инфляционного, так и дефляционного процессов.

 

Использование модели инфляционного  таргетирования в сочетании с  взаимосвязанной системой кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок как направление антиинфляционной политики России позволит сочетать меры по снижению темпа роста цен в краткосрочном периоде с

 

формированием у хозяйствующих  субъектов ожиданий умеренной ценовой  динамики в средне- и долгосрочном периодах.

 

Важным направлением антиинфляционной политики в России являются меры по противодействию немонетарным факторам инфляционного процесса. Такие меры могут быть разделены на тактические и стратегические. К первым относятся обеспечение свободного доступа производителей на товарные рынки, ужесточение контроля над ценообразованием в монополизированных отраслях, введение процедур предварительного уведомления о предполагаемом повышении цен производителями, оптовыми и розничными компаниями. Стратегические меры по противодействию инфляционным тенденциям должны включать: разработку и реализацию политики доходов домашних хозяйств, позволяющую координировать динамику зарплат, пенсий, пособий, а также предпринимательских доходов со среднесрочной динамикой товарной массы; диверсификацию национальной экономики на основе ее модернизации; увеличение товарного предложения в потребительском секторе за счет продукции отечественных производителей.

 

В заключении диссертации приведены  основные выводы и рекомендации.

 

Основные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в следующих публикациях автора:

 

1. Мещерский Д.Б., Болвачёв А.И., Кондратов  Д.И, Особенности инфляции и  дефляции в условиях глобализации  мировой экономики // РИСК: Ресурсы,  Информация, Снабжение, Конкуренция. - М.: ОАО «ИТКОР», 2010, №2, 0,6 п.л. (издание, рекомендованное ВАК)

 

2. Мещерский Д.Б. Особенности  современного механизма инфляции  и дефляции. XXIV Международные Плехановские  чтения. Тезисы докладов аспирантов, докторов и научных работников. - М.: Рос. экон. ун-т. им.Г.В. Плеханова, 2011, 0,1 п.л.

 

3. Мещерский Д.Б., Особенности инфляции  и дефляции в условиях глобализации  мировой экономики II Вестник РЭУ  им. Г.В. Плеханова, 2011 г., №4, 0,5 п.л. (издание,  рекомендованное ВАК) 

 

4. Мещерский Д.Б., Кондратов Д.И., Перспективы перехода Центрального банка России на инфляционное таргетирование II Научные

 

труды: Институт народнохозяйственного  прогнозирования РАН - М.: МАКС Пресс, 2011 г., 1,5 п.л. (издание, рекомендованное  ВАК)

 

5. Мещерский Д.Б., Слепов В.А. Инфляция  и дефляция как макроэкономические риски И Финансы и кредит. - М.: ООО «ИЦ «Финансы и Кредит», 2011, №33, 0,6 п.л. (издание, рекомендованное ВАК)

 

МЕЩЕРСКИЙ ДЕНИС БОРИСОВИЧ (Россия)

 

Механизм инфляции и дефляции в  современной экономике 

 

В диссертации исследованы теоретические и методологические аспекты функционирования механизма инфляции и дефляции в современной экономике; оценена роль механизма инфляции и дефляции в установлении макроэкономического равновесия; исследуются эволюция данного механизма и особенности его функционирования в условиях мировой финансовой глобализации; проанализированы факторы инфляционных и дефляционных процессов; уделено особое внимание рискам инфляции и дефляции в российской экономике и особенностям протекания данных процессов в отечественной экономике; разработаны меры по совершенствованию антиинфляционной политики с учётом специфики российских условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Сущность денег

 

Деньги по своей сути - это товар. Они имеют те же свойства, что  и любой другой товар (обладают потребительской стоимостью и стоимостной оценкой затрат труда на их производство), но в то же время деньги существенно отличаются от товаров. Так, например, деньги обладают двоякой потребительской стоимостью (это обычная потребительская стоимость и общественная потребительская стоимость, т.е. способность быть всеобщим эквивалентом); к тому же товар функционирует только в одной форме (реальной), а деньги - в двух (реальной - в виде денежных знаков и идеальной).

 

Сущность - это содержание предмета, выражающееся в единстве всех его свойств и отношений. Сущность денег раскрывается через формы её проявления, указанные в Приложении А.

 

 

Существует три подхода по отношению  к сущности денег. В экономической  литературе они раскрываются следующим  образом:

 

прагматический подход (его суть заключается в том, что деньги измеряют стоимость всех товаров и, следовательно, служат реальной мерой их стоимости);

 

концепция представительной стоимости (её суть состоит в том, что деньги представляют собой суммарную стоимость  всех обращающихся на рынке товаров, т.е. стоимость труда затраченного на производство этих товаров);

 

концепция собственной стоимости  неметаллических денег (её суть состоит  в том, что деньги являются обладателями собственной стоимости, которая  формируется в два этапа: стоимость формируется на основании труда, затраченного на производство денег и организацию их обращения; рыночная стоимость трансформируется в меновую стоимость, на базе которой деньги и выступают в роли всеобщего эквивалента).

 

В этой же главе я хочу затронуть тему эмиссии денег. Эмиссия - это выпуск в обращение денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег - выпуск государством в обращение дополнительного количества денежных знаков.

 

При нормально развивающейся экономике  выпуск денег в обращение происходит постоянно, однако, должно сохраняться равновесие между наличными и безналичными деньгами. Нарушить это равновесие могут различные государственные программы, для которых необходим выпуск наличности. Если объём таких программ вместе с обязательными расходами государства (на здравоохранение, государственную безопасность и т.д.) не создаёт дефицита государственного бюджета, то равновесие сохраняется за счёт того, что государственный бюджет пополняется сбором налогов. Также денежное равновесие может нарушить инвестиционная деятельность банков: большое количество выданных кредитов приводит к увеличению денежной массы в обращении, а если все они будут возвращены, - возможно возникновение инфляции и повышение цен. Деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота в процессе обслуживания хозяйственного оборота. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки. Эмиссия безналичных денег производится коммерческими банками и регулируется центральным банком страны.

 

Итак, сущность денег раскрывается через формы её проявления. Деньги служат составной частью и необходимым  элементом отношений между участниками  производственного процесса и экономической  деятельности общества в целом. Существует три подхода по отношению к сущности денег: прагматический подход, концепция представительной стоимости и концепция собственной стоимости неметаллических денег. У каждого из подходов есть свои сторонники и противники, и каждый подход по-своему верен. При нормально развивающейся экономике выпуск денег в обращение происходит постоянно, однако, должно сохраняться равновесие между наличностью и безналичными деньгами.

3. Функции денег

 

Теперь, зная в чём заключается  сущность денег, рассмотрим их функции. Деньги выполняют 5 функций (Приложение Б):

 

1. Мера стоимости.

 

Данная функция раскрывается в  том, что деньги используются:

 

для контроля за мерой труда и  потребления (путем сопоставления  плановых и фактических затрат труда  контролируется финансовая и хозяйственная деятельность предприятий);

 

для учёта затрат труда (учитываются  общественно-необходимые и индивидуальные затраты труда, а также затраты  труда, выраженные в зарплате и расходах на сырьё, топливо, производственные фонды);

 

в процессе ценообразования (цена - это денежное выражение стоимости товара; установление цен на продукты труда невозможно без использования такой функции денег как мера стоимости).

 

Говоря о ценах, стоит отметить, что они определяются общественно  необходимыми затратами труда на производство и реализацию товаров. В основе цен и их движения лежит так называемый "закон стоимости", суть которого сводится к тому, что товаропроизводитель вынужден постоянно следить за тем, чтобы его затраты на производство товаров не превышали общественно необходимые затраты.

 

Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения  на товары она зависит от стоимости  товара и стоимости денег. Т.к. спрос  и предложение на рынке не соответствуют  друг другу, цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. По таким отклонениям цен от стоимости товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено недостаточно, а каких в избытке.

 

Особенностью данной функции является то, что товары оцениваются в деньгах  идеально до начала их обращения, т.е. фактически товаропроизводитель может не иметь наличных денег для того, чтобы оценить производимый товар.

 

2. Средство обращения.

 

Данная функция раскрывается в  том, что:

 

деньги способствуют реализации денежных доходов в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого труда (т.е. получив определенную сумму денежных знаков в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, их можно использовать на покупку товаров в соответствии с личными потребностями);

 

деньги обслуживают (опосредуют) движение товаров (это происходит при движении товаров между хозяйственными операциями, при осуществлении сделок купли-продажи на рынке и т.д.; все эти процессы опосредуются наличными деньгами);

 

деньги служат средством косвенного контроля за производством и распределением общественного продукта (Проявляя спрос на товары хорошего качества, покупатель воздействует на торговые организации, в следствие чего, торговые организации воздействуют на производителей этих товаров).

 

Особенностью данной функции является то, что деньги при обращении товаров должны присутствовать реально (напомню, что при проявлении первой функции товары оцениваются в деньгах идеально до начала их обращения). Из формулы товарного обращения (Т-Д-Т) следует, что деньги играют роль посредника в процессе обмена, и, следовательно, должны реально иметься в наличие. Однако, здесь присутствует такой фактор, как мимолетность их участия в обмене, ведь в итоге товар "превращается" в товар. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги (кредитные и бумажные)

 

Деньги, выполняющие функцию средства обращения, должны быть приемлемы. Приемлемость денег характеризуется желанием и готовностью населения страны использовать их. Примером неприемлемости денег может служить, например, тот факт, что в 1970 году правительство США, пытаясь снизить издержки эмиссии, начало выпуск банкнот номиналом в два доллара. Американцы не приняли эти купюры. Во-первых, двухдолларовые банкноты было легко спутать с однодолларовым, во-вторых, в то время широко распространилось суеверие, что два доллара одной купюрой - это символ несчастья. Спустя 9 лет в США (всё с тем же намерением снижения издержек эмиссии) начался выпуск однодолларовой монеты. Правительство страны совершенно логично рассудило, что выпуск монеты со сроком годности в 15 лет гораздо выгоднее, чем выпуск бумажной купюры со сроком годности в 18 месяцев. Однако, американцы не приняли и это "нововведение. Во - первых, люди всегда предпочитают бумажные деньги монетам, во-вторых размер однодолларовой монеты почти совпадал с размером 25-центовой монеты, и люди просто-напросто путали их.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"