Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:42, курс лекций
3.2. Использование мирового опыта для снижения инфляции в России
1.Общие сведения об инфляции.
1.1.Виды и причины инфляции.
1.2.Проблемы и последствия инфляции.
2. Мировой опыт борьбы с инфляцией.
2.1. Средства борьбы с инфляцией в мире.
Главной целью антиинфляционной политики в России должно стать обеспечение действия механизма инфляции и дефляции как важнейшего элемента системы саморегулирования рыночной экономики. Это позволит обеспечить свободное проявление рыночных сил при нейтрализации внутренних и внешних шоков, приводящих к нарушению макроэкономического равновесия, и создаст условия для движения хозяйственной системы к новому равновесному состоянию. Достижение указанной цели предполагает эффективное функционирование элементов механизма инфляции и дефляции как в монетарной сфере, так и в сфере товарного обращения. Действие указанного механизма в монетарной сфере может быть обеспечено использованием адекватного конкретным макроэкономическим условиям набора методов (прямых и косвенных) и инструментов (изменение учетной ставки и минимальной резервной нормы, а также операции на открытых рынках) денежно-кредитной политики. Эффективное функционирование элементов указанного механизма в сфере товарного обращения предопределяется применением мер антимонопольной политики, направленных на создание конкурентной среды и противодействие монополистическим тенденциям. Расширение целей денежно-кредитной политики, обеспечивающее воздействие ее мер на показатели как денежного, так и товарного рынков, состоит во включении в число целей денежно-кредитной политики достижение равновесия этих рынков. Выбор такой цели
позволяет использовать в качестве ориентира этой политики конкретные и поддающиеся воздействию макроэкономические переменные.
Важным условием выбора методов и инструментов денежно-кредитной политики является их воздействие как на товарный, так и на денежный рынки. В этом случае достигается взаимосвязанная динамика этих рынков, являющаяся условием их сбалансированности. Меры, направленные на регулирование лишь какого-либо одного из этих рынков, способны создавать дисбаланс в экономической системе и тем самым приводить к угрозе турбулентных явлений.
Обеспечение динамики процентной ставки, связанной с рентабельностью в реальном секторе и способной воздействовать на расширение объемов банковского кредитования как направление антиинфляционной политики, предполагает превращение процентной ставки в основной инструмент взаимосвязи товарного и денежного рынков. Предпосылками такого использования процентной ставки является ее непосредственное воздействие, во-первых, на мультиплицирование денег; во-вторых, на доходность инвестиционных проектов; в-третьих, на рентабельность производственного сектора. Тем самым процентная ставка в значительной мере влияет на процессы, протекающие на товарном и денежном рынках и соответственно на их сбалансированность. Вследствие динамики процентной ставки устанавливается равновесие между спросом на деньги и их предложением. Это равновесие обеспечивает соответствие между денежной и товарной массами и определяет относительную стабильность общего уровня цен. Отрыв динамики процентной ставки от изменений спроса на деньги и их предложения, а также от рентабельности в реальном секторе способен подорвать макроэкономическое равновесие и предопределить длительную нестабильность цен. Поэтому регулирование процентной ставки, обеспечивающее равновесие товарного и денежного рынков, способно значительно снизить риски как инфляционного, так и дефляционного процессов.
Использование модели инфляционного таргетирования в сочетании с взаимосвязанной системой кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок как направление антиинфляционной политики России позволит сочетать меры по снижению темпа роста цен в краткосрочном периоде с
формированием у хозяйствующих субъектов ожиданий умеренной ценовой динамики в средне- и долгосрочном периодах.
Важным направлением антиинфляционной политики в России являются меры по противодействию немонетарным факторам инфляционного процесса. Такие меры могут быть разделены на тактические и стратегические. К первым относятся обеспечение свободного доступа производителей на товарные рынки, ужесточение контроля над ценообразованием в монополизированных отраслях, введение процедур предварительного уведомления о предполагаемом повышении цен производителями, оптовыми и розничными компаниями. Стратегические меры по противодействию инфляционным тенденциям должны включать: разработку и реализацию политики доходов домашних хозяйств, позволяющую координировать динамику зарплат, пенсий, пособий, а также предпринимательских доходов со среднесрочной динамикой товарной массы; диверсификацию национальной экономики на основе ее модернизации; увеличение товарного предложения в потребительском секторе за счет продукции отечественных производителей.
В заключении диссертации приведены основные выводы и рекомендации.
Основные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в следующих публикациях автора:
1. Мещерский Д.Б., Болвачёв А.И., Кондратов
Д.И, Особенности инфляции и
дефляции в условиях
2. Мещерский Д.Б. Особенности
современного механизма
3. Мещерский Д.Б., Особенности инфляции
и дефляции в условиях
4. Мещерский Д.Б., Кондратов Д.И., Перспективы перехода Центрального банка России на инфляционное таргетирование II Научные
труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН - М.: МАКС Пресс, 2011 г., 1,5 п.л. (издание, рекомендованное ВАК)
5. Мещерский Д.Б., Слепов В.А. Инфляция и дефляция как макроэкономические риски И Финансы и кредит. - М.: ООО «ИЦ «Финансы и Кредит», 2011, №33, 0,6 п.л. (издание, рекомендованное ВАК)
МЕЩЕРСКИЙ ДЕНИС БОРИСОВИЧ (Россия)
Механизм инфляции и дефляции в современной экономике
В диссертации исследованы теоретические и методологические аспекты функционирования механизма инфляции и дефляции в современной экономике; оценена роль механизма инфляции и дефляции в установлении макроэкономического равновесия; исследуются эволюция данного механизма и особенности его функционирования в условиях мировой финансовой глобализации; проанализированы факторы инфляционных и дефляционных процессов; уделено особое внимание рискам инфляции и дефляции в российской экономике и особенностям протекания данных процессов в отечественной экономике; разработаны меры по совершенствованию антиинфляционной политики с учётом специфики российских условий.
. Сущность денег
Деньги по своей сути - это товар. Они имеют те же свойства, что и любой другой товар (обладают потребительской стоимостью и стоимостной оценкой затрат труда на их производство), но в то же время деньги существенно отличаются от товаров. Так, например, деньги обладают двоякой потребительской стоимостью (это обычная потребительская стоимость и общественная потребительская стоимость, т.е. способность быть всеобщим эквивалентом); к тому же товар функционирует только в одной форме (реальной), а деньги - в двух (реальной - в виде денежных знаков и идеальной).
Сущность - это содержание предмета, выражающееся в единстве всех его свойств и отношений. Сущность денег раскрывается через формы её проявления, указанные в Приложении А.
Существует три подхода по отношению к сущности денег. В экономической литературе они раскрываются следующим образом:
прагматический подход (его суть заключается в том, что деньги измеряют стоимость всех товаров и, следовательно, служат реальной мерой их стоимости);
концепция представительной стоимости (её суть состоит в том, что деньги представляют собой суммарную стоимость всех обращающихся на рынке товаров, т.е. стоимость труда затраченного на производство этих товаров);
концепция собственной стоимости неметаллических денег (её суть состоит в том, что деньги являются обладателями собственной стоимости, которая формируется в два этапа: стоимость формируется на основании труда, затраченного на производство денег и организацию их обращения; рыночная стоимость трансформируется в меновую стоимость, на базе которой деньги и выступают в роли всеобщего эквивалента).
В этой же главе я хочу затронуть тему эмиссии денег. Эмиссия - это выпуск в обращение денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег - выпуск государством в обращение дополнительного количества денежных знаков.
При нормально развивающейся
Итак, сущность денег раскрывается
через формы её проявления. Деньги
служат составной частью и необходимым
элементом отношений между
3. Функции денег
Теперь, зная в чём заключается сущность денег, рассмотрим их функции. Деньги выполняют 5 функций (Приложение Б):
1. Мера стоимости.
Данная функция раскрывается в том, что деньги используются:
для контроля за мерой труда и потребления (путем сопоставления плановых и фактических затрат труда контролируется финансовая и хозяйственная деятельность предприятий);
для учёта затрат труда (учитываются
общественно-необходимые и
в процессе ценообразования (цена - это денежное выражение стоимости товара; установление цен на продукты труда невозможно без использования такой функции денег как мера стоимости).
Говоря о ценах, стоит отметить, что они определяются общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товаров. В основе цен и их движения лежит так называемый "закон стоимости", суть которого сводится к тому, что товаропроизводитель вынужден постоянно следить за тем, чтобы его затраты на производство товаров не превышали общественно необходимые затраты.
Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. Т.к. спрос и предложение на рынке не соответствуют друг другу, цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. По таким отклонениям цен от стоимости товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено недостаточно, а каких в избытке.
Особенностью данной функции является то, что товары оцениваются в деньгах идеально до начала их обращения, т.е. фактически товаропроизводитель может не иметь наличных денег для того, чтобы оценить производимый товар.
2. Средство обращения.
Данная функция раскрывается в том, что:
деньги способствуют реализации денежных доходов в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого труда (т.е. получив определенную сумму денежных знаков в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, их можно использовать на покупку товаров в соответствии с личными потребностями);
деньги обслуживают (опосредуют) движение товаров (это происходит при движении товаров между хозяйственными операциями, при осуществлении сделок купли-продажи на рынке и т.д.; все эти процессы опосредуются наличными деньгами);
деньги служат средством косвенного контроля за производством и распределением общественного продукта (Проявляя спрос на товары хорошего качества, покупатель воздействует на торговые организации, в следствие чего, торговые организации воздействуют на производителей этих товаров).
Особенностью данной функции является то, что деньги при обращении товаров должны присутствовать реально (напомню, что при проявлении первой функции товары оцениваются в деньгах идеально до начала их обращения). Из формулы товарного обращения (Т-Д-Т) следует, что деньги играют роль посредника в процессе обмена, и, следовательно, должны реально иметься в наличие. Однако, здесь присутствует такой фактор, как мимолетность их участия в обмене, ведь в итоге товар "превращается" в товар. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги (кредитные и бумажные)
Деньги, выполняющие функцию средства обращения, должны быть приемлемы. Приемлемость денег характеризуется желанием и готовностью населения страны использовать их. Примером неприемлемости денег может служить, например, тот факт, что в 1970 году правительство США, пытаясь снизить издержки эмиссии, начало выпуск банкнот номиналом в два доллара. Американцы не приняли эти купюры. Во-первых, двухдолларовые банкноты было легко спутать с однодолларовым, во-вторых, в то время широко распространилось суеверие, что два доллара одной купюрой - это символ несчастья. Спустя 9 лет в США (всё с тем же намерением снижения издержек эмиссии) начался выпуск однодолларовой монеты. Правительство страны совершенно логично рассудило, что выпуск монеты со сроком годности в 15 лет гораздо выгоднее, чем выпуск бумажной купюры со сроком годности в 18 месяцев. Однако, американцы не приняли и это "нововведение. Во - первых, люди всегда предпочитают бумажные деньги монетам, во-вторых размер однодолларовой монеты почти совпадал с размером 25-центовой монеты, и люди просто-напросто путали их.