Курсовая Финансовая политика в странах СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Финансовая политика: сущность, состав, типы……………………………..5
1.1 Сущность, цели, задачи финансовой политики……………………………5
1.2 Типы финансовой политики………………………………………………...9
1.3 Содержание финансовой политики………………………………………...11
2 Оценка проведения финансовой политики в странах СНГ…………………13
2.1 Уровень развития финансовой политики в странах Содружества……….13
2.2 Основные направления финансовой политики в странах СНГ…………..15
2.3 Современные тенденции и перспективы развития финансовой политики в странах СНГ……………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовая политика в странах СНГ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

большая часть всех налоговых поступлений в бюджеты государств Содружества была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. В приложении (А) видно что в январе-сентябре 2009 года налог на добавленную стоимость физических лиц по сравнению с январем-сентябрем 2008 года в Азербайджане увеличился на 42,7%, Армении - на 29,1%, Беларуси - на 21,5%, Казахстане - на 36,3%, Молдове - на 17, 9%, России - на 35,0%, Таджикистане - на 54,2%, Украине -на 49,4%. Его доля в общих бюджетных доходах в Азербайджане снизилась на 1,3 процентных пункта, 0,1, Беларуси - на  0,2, Молдове - на 0,3, Таджикистане - на 2,2 пункта; возросла - в Казахстане - на 1,0, России - на 1,3, Украине - на 2,4 пункта. Бюджетные расходы в 2009 году (по данным за январь-сентябрь) увеличились в Азербайджане на 64,6%, Армении - на 22,9%.

     В большинстве стран Содружества существенную долю в общих расходах бюджета занимали расходы на экономику и социальную политику.

Прирост расходов на финансирование экономики из государственного бюджета в Армении в январе-сентябре 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года составил 38,4%, Беларуси - 29,3%, Казахстане - 54,4%, Молдове - 50,9%. Доля расходов на финансирование экономики в общей сумме бюджетных расходов в январе-сентябре 2009 года по сравнению с январем-сентябрем 2008 года в большинстве стран Содружества увеличилась: в Азербайджане - на 7,9 процентных пункта (на конец 2008 года по сравнению с 2009 годом). [8, 46 c.] 

18

     В январе-сентябре 2009 года по сравнению   с январем-сентябрем

2008 года, в странах Содружества по-прежнему  наблюдался рост вкладов населения  в банках. В то же время в сентябре и октябре следующего года в ряде банков отдельных стран СНГ (особенно в России и Украине) был зафиксирован отток вкладов физических лиц, связанный с неопределенностью ситуации в финансовом секторе из-за мирового финансово-кредитного кризиса. В связи с наблюдающимся в последние месяцы ростом курса доллара США и снижением курса евро стоимость вкладов населения в этих валютах подвергается резким изменениям. В большинстве стран продолжала снижаться доля наличных денег (М0) в объеме совокупной денежной массы (Мэ). В Армении на конец сентября 2009 года доля наличных денег (М0) сократилась по сравнению с той же датой 2008 года на 3.2 процентных пункта и составила 55,1.

      В марте 2010 года, как и в январе-феврале, на валютных рынках большинства стран Содружества сохранялась тенденция укрепления национальных валют к единой европейской валюте, продолжились незначительные колебания к доллару США. В марте текущего года по сравнению с тем же месяцем прошлого года курсы национальных валют по отношению к доллару США и евро понизились во всех странах, кроме

России  и Казахстана. В приложении (В)  видно что по сравнению с декабрем 2009 года в марте 2010 года валютные курсы стран Содружества к единой европейской валюте повсеместно повысились, к доллару США - изменились разнонаправлено.

      Главными  целями финансовой политики на 2010 год исреднесрочную перспективу стали:

1. Повышение  качества жизни населения. 

2. Обеспечение  безопасности и правопорядка.

3. Развития  института гражданского общества  и повышение конкурентоспособности  экономики.

      Основными целями бюджетной политики 2010 году и среднесрочной перспективе являются:

1. Создания  условий для обеспечения сбалансированности  бюджетной системы и в долгосрочном  периоде.

2. Продолжение  политики аккумулирование конъюнктурных  доходов в стабилизационном фонде  с расширением его функций в качестве фонда будущих поколений.

3. Повышение  результативности бюджетных расходов. Не допущение увеличения количества  принимаемых обязательств, препятствующего  сопоставлению и выбору наиболее  эффективных направлений использования  бюджетных средств.

4. Усиление  роли среднесрочного финансового  планирования.

5. Дальнейшее  расширение самостоятельности и  ответственности главных распорядителей  бюджетных средств, прежде всего  путём разработки и  

19

внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита укрепление финансовой дисциплины.

6. Повышение  качества (человеческого капитала).

7. Обеспечение  прозрачности и эффективности  закупок для государственных  и частных нужд. Расширение практики проведения совместных торгов государственными и частными заказчиками.

8.  Совершенствование  управления государственной собственностью. В соответствии с программой  приватизации будет продолжать  поэтапно сокращаться избыточная  часть государственного имущества, не обеспечивающая выполнение государственных Функций и не  соответствующая управленческими возможностями государства. К 2010 году в государственной собственности в основном останется имущество,  запрещённое к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического значения для обеспечения национальной безопасности и социальных нужд.

9. Эффективное  участие стран СНГ в инициативах  мирового сообщества по облегчению  долгового бремени беднейших стран.

10. Реорганизация  и увеличение капитализации специализированных  государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта и импорта технологии, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

      Для этого  будут решены следующие задачи: стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений в экономики, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес. Самый высокий уровень налогового бремени в настоящее время имеет место в секторе добыче полезных ископаемых (по итогам 2009 года-51,6 %). Минимальный уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве (4,3%) и в социальной сфере (8,3 %). Тем самым сокращается разрыв в инвестиционной привлекательности сырьевого и перерабатывающего сектора, что является необходимым условием для прогресса в диверсификации экономики  и ухода от голландской болезни. Достижение стабильно низкого уровня инфляции. Устойчивость национальной валюты является тем условием, при котором экономика работает эффективно и бесперебойно.[10, 105 c.]

 

  
 
 
 
 
 
 

20

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика стран СНГ в современных  условиях. На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Иными же словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.  Характеристика и уровень развития финансовой политики стран СНГ 2010 года показали, что наряду с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынках стран, проводимая финансовая политика в целом оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие многих стран  – темп экономического роста по итогам 2010  года составил 6,4% (выше первоначального прогноза 5.9%), индекс промышленного производства превысил 104 %, номинальные и реальные доходы населения увеличились на 23, 6% и 9,7 % соответственно.  Если рассматривать финансовую политику 20010 года в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2010 были как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения.        Не менее значимым результатом финансовой политики 2010 года стало существенное укрепление финансового состояния государства. Доходы государственных бюджетов превысили запланированный уровень: их объем за 2010 год, по предварительным данным, составил 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов и почти 154% к первоначально принятому объему. Высокий профицит бюджета обеспечил стерилизацию большей части избыточного денежного предложения. В условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры и чистого притока капитала золотовалютные резервы выросли на 57.7 млрд. долл. (против прогнозируемых 17,9 млрд. долл.) и достигли на начало 2010 года 182.24 млрд. долл. Накопление значительных ресурсов в Стабилизационном фонде (1237 млрд. руб. на начало 2006 года) позволило произвести значительные выплаты по внешним государственным долгам, в том числе досрочному. Вместе с тем, несмотря на положительные вышеуказанные итоги финансовой политики, темп инфляции за 2010 год составил 10.9%, что оказалось выше первоначально установленного целевого уровня (8.5%). Данное превышение было обусловлено как объективными причинами (опережающим ростом спроса на товары и услуги по сравнению с ростом их предложения; избыточным

21

ростом  денежного предложения (обусловленным высокими мировыми ценами на товары и услуги), превышающим спрос на деньги; резким повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале года), так и ограниченным набором инструментов воздействия на инфляцию, среди которых были всего два - инструмент курсовой политики и инструмент процентной политики. В связи с этими условиями необходимо формировать объединенное информационное пространство в финансовой сфере, где освещались бы основные события на рынках СНГ, отслеживались ключевые тенденции. Необходимо провести колоссальную работу, к которой лидеры большинства стран не готовы, но многообразный мировой опыт показывает, что финансовая политика являются мощной движущей силой развития экономики. Однако, эффективность её значительно возрастает при грамотном использовании. Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить финансовую активность не одной  не двух стран, а активность всех стран входящих в Содружество Независимых Стран.  Итак, подводя итоги, касающиеся эффективности финансовой политики 2010 года, следует акцентировать внимание на том, что значительную роль в социально-экономическом развитии стран СНГ сыграл внешнеэкономический фактор. Он  обусловил около половины роста ВВП, в том числе фактор высоких цен на товары и услуги– примерно одну треть. И если бы ситуация на мировых рынках  резко ухудшилась, то, возможно, никакие финансовые рычаги не смогли бы оказать должного влияния на укрепление финансов государства и сохранение высоких темпов развития стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22

Список использованной литературы 

1. Э. Долан  «Макроэкономика», Москва «Инфра»,2004 год, 426 стр.

2. А.А. Киреев  первая часть «Международная  экономика в 2-х томах» Москва «Омега», 2006 год, 543 стр.

3. А.А. Киреев  вторая часть «Международная  экономика в 2-х томах» Москва  «Омега», 2006 год, 546 стр.

4. В.Д. Мельников  «Основы финансов», Москва «Элит»,2008 год, 352 стр.

5.В.Ю. Мишина  статьи «Финансовой взаимодействие стран СНГ и уровень организации финансовой политики», Москва, 2009 год, 87 стр.

6. «Макроэкономика», учебное пособие/ Под редакцией И.П.Николаевой, Москва, 2005 год, 452 стр.

7. С.С. Сахариев, А.С. Сахариева «Финансы», Алматы  «Атамура»,2009 год, 231 стр.

8. Финансы, учебное  пособие/ Под редакцией профессора  А.М. Ковалёвой, Москва «Проспект»,2006 год, 457 стр.

9. Экономика/  Под редакцией А.И. Архипова, Москва  «Проспект», 2006 год, 398 стр.

10. Экономический  журнал «Казахстан и страны  СНГ»№1-4, Алматы, 2009 год, 121 стр.

11. Экономический  журнал «Казахстан и страны  СНГ»№1-3,Алматы, 2010 год, 134 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23

Приложение (А) 

Структура бюджетных доходов стран Содружества

Налоговые поступления всего налог на прибыль подоходный  налог налог на собственность налоги на товары и услуги акцизы
Азербайджан            
2008 85,5 17,3 15.4 2,0 29,2 6,9
2009 78,8 35,2 10,5 1,4 19,1 4,8
2010 85,9 40,2 9,3 1,2 19,7 6,1
Армения            
2008 81,2 12,4 7,1; 0,2 39,2 10,3
2009 82,9 14,8 8,0 0,0 37,6 9,0
2010 81,9 14,0 7,9 0,0 40,9 7,4
Беларусь            
2008 55,4 7,7' 6,1 3,7 19,1 4,4
2009 70,1 8,2 6,5 3,3 19,2 7,4
2010 70,4 7,9 6,2 3,2 17,9 6,4
Казахстан            
2008 95,2 39,8 5,9 2,5 16,4 1,6
2009 94,5 33,2 7,1 2,8 20,9 2,0
2010 78,8 23,0 7,8 3,0 22,7 2,1
Кыргызстан            
2008 80,3 6,3   0,2 34,8 5,6
2009 79,7 4,8 7,3 0,5 36,5 4,8
2010 78,5     2,1 37,3 4,5
Молдова            
2008 83,0 5,5 6,0 1,6 31,8 8,1
2009 84,6 6,0 6,3 1,3 34,7 6,0
2010 84,1 7,1 6,1 0,9 34,2 6,3
Россия            
2008   15,5 8,2 3,0 17,2 3.0
2009   15.7 8,7 2,9 14,2 2.5
2010   154 9,7 3,3 17,1 2,6
Таджикистан            
2008 84,3 3.2 6,0 1,0 38,2 4,0
2009 86,0 4,8 5,9   41,5 3,7
2010 44,0 3,9 4,4   31,2 3,0
Украина            
2008 73,1 17,5 12,9 0,6 25,2 5,9
2009 73,2 15,2 13,3 0,6 29,3 5,0
2010 73,0 13,4 16,0 0,7 28,1 5,1

Информация о работе Курсовая Финансовая политика в странах СНГ