Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:24, курсовая работа
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Финансовая политика: сущность, состав, типы……………………………..5
1.1 Сущность, цели, задачи финансовой политики……………………………5
1.2 Типы финансовой политики………………………………………………...9
1.3 Содержание финансовой политики………………………………………...11
2 Оценка проведения финансовой политики в странах СНГ…………………13
2.1 Уровень развития финансовой политики в странах Содружества……….13
2.2 Основные направления финансовой политики в странах СНГ…………..15
2.3 Современные тенденции и перспективы развития финансовой политики в странах СНГ……………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Приложения……………………………………………………
3) Достижение
более высокого уровня жизни
населения на основе развития
отраслей промышленности и
Социальная направленность
Итак, государственную финансовую
политику будем рассматривать
как часть социально-
8
сбалансированного
роста финансовых ресурсов во всех
звеньях финансовой системы страны.
Игнорирование необходимости
Задачами финансовой политики являются:
• создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
• установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
• организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;
• выработка
финансового механизма и его
развитие в соответствии с изменяющимися
целями и задачами.
1.2 Содержание
финансовой политики
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку
общей концепции финансовой
2) управление
финансовой деятельностью
Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Одно
и то же финансовое отношение может
быть организовано государством по-разному.
Так, отношения, возникающие между государством
и юридическими лицами по формированию
бюджета, могут строиться на основе взимания
налогов или неналоговых платежей. При
этом система налогов может включать различный
перечень прямых и косвенных, общегосударственных
и местных налогов, а каждый налог будет
иметь
9
особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством. В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом. Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные; экономические или регулирующие контролирующие.
Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами. Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны. [3,52-61 с.]
Инвестиционная политика
Кредитно-денежная политика
10
безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.
В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают
относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и
финансовая политика на рынке ценных бумаг.
Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты. Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).
Ценовая политика –это
1.3 Типы
финансовой политики
1. Классическая.
Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.
2. Регулирующая.
В основу этого типа
Финансовая
политика наряду с ее традиционными задачами
стала преследовать цель использовать
финансовый механизм для регулирования
11
экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости
населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
3.Неокласическая. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось через регулирование денежного обращения, валютного курса. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.
4.Планово-директивная.
Планово-директивная
Цель
финансовой политики в этих условиях
- обеспечение максимальной концентрации
финансовых ресурсов у государства
для последующего перераспределения
в соответствии с основными направлениями
государственного плана. Основной задачей
финансового механизма было создание
инструментов, при помощи которых производиться
изъятие всех неиспользуемых в соответствии
с государственным планом финансовых
ресурсов. Расходы бюджетов определялись
исходя из приоритетов, устанавливаемых
государственным планом. Управление финансами
осуществлялось из единого центра-Министерства
финансов, которое занималось всеми вопросами
использования финансового механизма
в народном хозяйстве. [10,213 с.] Таким образом,
государство непосредственно руководило
всеми сферами общественной деятельности
при помощи государственных планов экономического
и социального развития. Политическая
деятельность государства проявляется
во всех сферах общественной жизни,
в то числе и в финансовой сфере.
12
2.Оценка
эффективности проведения финансовой
политики в странах СНГ
2.1 Уровень
развития финансовой политики
в странах СНГ.
Страны СНГ постепенно продвигаются по пути финансовой либерализации и интеграции в мировую систему. Однако этот процесс не является однонаправленным. Временное ужесточение регулирования финансовых рынков с целью приостановки вывода капитала, стабилизации фондовых индексов и курсов национальных валют наблюдалось в период кризиса. Так определенные ограничения на величину открытой валютной позиции банков вводились на Украине и в России. Белорусские банки могли удовлетворять заявки клиентов на покупку валюты на бирже только при соблюдении ряда условий. На межбанковском валютном рынке Украины временно покупать иностранную валюту с целью перевода за границу физическим лицам по текущим неторговым операциям разрешено на сумму, не превышающую 75 тыс. гривен в месяц, кроме того, до 1 января 2011 года будут введены ограничения на выдачу банками валютных кредитов физическим лицам. В России, по мере нормализации ситуации в финансовой сфере, ограничения на увеличение иностранных активов и чистой валютной позиции банков были сняты в середине 2009 года.[2, 365 c.]
Информация о работе Курсовая Финансовая политика в странах СНГ