Курсовая Финансовая политика в странах СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Финансовая политика: сущность, состав, типы……………………………..5
1.1 Сущность, цели, задачи финансовой политики……………………………5
1.2 Типы финансовой политики………………………………………………...9
1.3 Содержание финансовой политики………………………………………...11
2 Оценка проведения финансовой политики в странах СНГ…………………13
2.1 Уровень развития финансовой политики в странах Содружества……….13
2.2 Основные направления финансовой политики в странах СНГ…………..15
2.3 Современные тенденции и перспективы развития финансовой политики в странах СНГ……………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовая политика в странах СНГ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

КАРАГАНДИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

КАФЕДРА менеджмент и предприятие 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: Экономическая теория

Тема: «ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА В СТРАНАХ СНГ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА: ст.гр. Э-10-2

Шафарева Е.А.

ПРОВЕРИЛА: ст.пр.

Куатова А.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Караганда 2010

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Финансовая  политика: сущность, состав, типы……………………………..5

1.1 Сущность, цели, задачи финансовой политики……………………………5

1.2 Типы финансовой  политики………………………………………………...9

1.3 Содержание  финансовой политики………………………………………...11

2 Оценка проведения  финансовой политики в странах  СНГ…………………13

2.1 Уровень развития  финансовой политики в странах  Содружества……….13

2.2 Основные направления  финансовой политики в странах СНГ…………..15

2.3 Современные  тенденции и перспективы развития  финансовой политики в странах  СНГ……………………………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...23

Приложения……………………………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Государство в  процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика  в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.          Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы:                        - как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач;                                                                -  как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов;                                                                                                                      - в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;                                                                                                                         - каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.                                  Каждой общественной формации и соответственно государству этой формации отвечает определенное финансовое устройство.  Определённый интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом.                                                                                            Для становления бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы. Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что её относительная самостоятельность не перерастёт в независимость от объективных экономических отношений.   В формировании и развитии экономической структуры любого совершенного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада и роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность данной темы.

      

3

Цель  данной курсовой работы заключается  в рассмотрении финансовой политики государств, входящих в содружество  СНГ. Для её достижения необходимо решить ряд задач:  

1. Рассмотреть  теоретические аспекты финансовой политики государств, а именно: ее сущность, задач, состав и типы;

2. Оценить  уровень развития финансовой  политики;

3. Выделить  основные задачи и ориентиры  финансовой политики в разрезе  ее элементов;

4. Рассмотреть  основные  тенденции и перспективы  развития финансовой

политики  стран СНГ в современных условиях

     Структурно  курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Методологическая основа написания данной курсовой работы являются журнал «Казахстан и страны СНГ» и статьи В.Ю.Мишина «Финансовое взаимодействие стран и уровень организации финансовой политики», а также учебные пособия о финансах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

1. Финансовая  политика государства: сущность, состав и типы 

    1. Сущность и задачи финансовой политики
 

Финансовая  политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых  и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование  для выполнения государством своих  функций.

     Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

     При выработки и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы страны, путём их ориентации на выполнение основной задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой политикой и основными составными частями экономической политики – кредитной, в области ценообразования, заработной платы.

     Политическая  деятельность государства проявляется  во всех сферах общественной жизни, в  том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

      Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством. Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.  

5

Например, до недавнего времени многими  специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы.

 Тем  не менее, она долго оставалась  без изменений и продолжала  сдерживать экономическое развитие  страны.  Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения стран оказалась за чертой бедности. [9, 54 с.]. Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

       Другие авторы рассматривают  финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами. По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «... должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

      Крупные западные экономисты  не дают четкого определения  финансовой политики. Например, Стенли  Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард  Шмалензи не выделяют финансовую  политику как самостоятельное  понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения,  

6 

вносимые  правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики. Более структурированным выглядит определение данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Они указывали , что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.[8,85с.] Тем не менее стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазною государства. Таким образом, в марксистской трактовки Финансовой политики также нет полной чёткости, так как сфера действия  фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики.    Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход). [5,256 с.]

        Большой вклад в понимание  сущности финансовой политики  сделали работы отечественных  экономистов. Профессор В. В.  Лавров, раскрывая суть финансовой  политики, отмечал ее связь с  учетом и контролем за производством,  количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований. Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.  Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С.Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и  

7

связывает финансово-кредитную политику с  условиями реального финансового  положения страны, направлениями  и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем.

Итак, советские  экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования  финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических  законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натурального и денежной базы народного хозяйства. Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение  объема и эффективности использования  финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

Информация о работе Курсовая Финансовая политика в странах СНГ