Курсовая Финансовая политика в странах СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Финансовая политика: сущность, состав, типы……………………………..5
1.1 Сущность, цели, задачи финансовой политики……………………………5
1.2 Типы финансовой политики………………………………………………...9
1.3 Содержание финансовой политики………………………………………...11
2 Оценка проведения финансовой политики в странах СНГ…………………13
2.1 Уровень развития финансовой политики в странах Содружества……….13
2.2 Основные направления финансовой политики в странах СНГ…………..15
2.3 Современные тенденции и перспективы развития финансовой политики в странах СНГ……………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовая политика в странах СНГ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Основы  финансовой инфраструктуры с соответствующими нормативными актами заложены практически во всех странах СНГ. Тем не менее, законодательство стран региона все еще страдает от серьезных недостатков. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в 2007 году в четырех странах СНГ (Армении, России, Казахстане и Кыргызстане) законодательство характеризовалось умеренным соответствием стандартам Международной организации регулирования рынков ценных бумаг IOSCO, а в трех странах (Беларусь, Таджикистан и Туркменистан) вообще не соответствовало им. В остальных странах уровень соответствия был низким. Национальные финансовые системы стран СНГ пока не отвечают предпосылкам для значительной внешней финансовой либерализации. Прежде всего, их масштабы по отношению к ВВП отстают от развитых и от многих развивающихся экономик.

     Согласно исследованию Fiaiffeisen Bank, в 2009 году уровень финансового посредничества в странах Центральной Европы, выраженный как отношение банковских активов к ВВП, в среднем составил 100%, в странах Юго-Восточной Европы - 80% и в СНГ - 70%. Для сравнения: средний уровень финансового посредничества в еврозоне превысил 260%. Банковские системы стран Содружества, составляющие основу финансового рынка, пока не в полной мере выполняют функцию трансформации, сбережений в инвестиции. Хотя до кризиса финансовые системы стран СНГ набирали силу, но не смогли стать полноценным источником средств;  

     13

для развития реального сектора экономики. Для сравнения, в странах Европы отношение займов нефинансовым компаниям к ВВП существенно выше - 1 27.8% .В большинстве стран региона банковский сектор является единственным из продвинутых сегментов финансовой системы, ибо фондовые рынки характеризуются низким уровнем ликвидности. Исключение представляют собой лишь рынки России и Казахстана, где до кризиса наблюдался существенный рост активности участников. Иностранные институциональные инвесторы пока неохотно работают на фондовых площадках стран СНГ, считая, что инфраструктура развивающихся рынков выстроена в основном под краткосрочные, спекулятивные, а не инвестиционные операции, а также в силу небольшой глубины этих рынков. [3, 362 с.]

     Главной на сегодняшний день проблемой валютно-платежных отношений СНГ является высокая доллоризация взаимных расчётов и низкая доля в них национальных валют. В структуре расчетов внутри СНГ и оборотов национальных валютных рынков значительную долю занимают свободно конвертируемые валюты, главным образом, доллар США, на который приходится более 80% проводимых операций, тогда как доля денежных единиц стран СНГ не превышает 5-10%. При этом по данным Межгосударственного банка и таможенной статистики, доля Содружества в общем объеме экспорта стран СНГ составляла 29%, а в импорте у 45% (почти половину), что свидетельствует о высоком уровне взаимной торговой зависимости. По показателю торговой зависимости СНГ стоит впереди таких региональных блоков, как МЕРШСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) и АСЕАН, и приближается к показателям НАФТА.[11, 62 c.]

       Из этого следует очевидный  вывод, что в рамках Содружества  степень использования национальных  валют в расчетах и на валютном рынке (3-5%) не соответствует доле государств СНГ во взаимном товарообороте (30-45%). Очевидно, что более широкое использование национальных валют во взаимных расчетах способствовало бы увеличению внешнеторгового оборота, получению странами СНГ дополнительных преимуществ в рамках международного разделения труда, росту экономики, использованию выгод взаимной кооперации и интеграции. Сейчас предприятия стран Содружества, желающие торговать с партнерами из СНГ, сталкиваются с проблемами информационного характера: они не знают, можно ли осуществлять расчеты в национальных валютах, каков обменный курс между валютами СНГ, можно ли конвертировать валюты, а, если можно, то как и где? В результате расчеты осуществляются в долларах, и от этого страдает взаимная торговля. Операции на рынке валют стран Содружества проводит очень ограниченное число банков (не более 10) из других стран СНГ. В то же время по состоянию на июнь 2009 г. в странах СНГ насчитывалось свыше 1800 действующих коммерческих банков, большинство из которых работали с долларами.

Получается, что финансовые учреждения государств Содружества проводят

     14

операции  с валютами третьих стран, но не с  валютами стран СНГ.

 До  сих пор основной причиной, по  которой банки и предприятия  СНГ не используют национальные валюты во взаимных расчетах, является отсутствие общего валютного рынка Содружества и взаимной конвертируемости национальных валют. Между тем, в 1999 г. взаимный торговый оборот стран СНГ достиг 45 млрд. долл. Сейчас валюты стран СНГ обмениваются друг на друга, главным образом, через доллар США. Такое положение нельзя считать нормальным. Оно ведет не только к чрезмерному росту транзакционных издержек (это отбивает у предприятий желание работать с национальными валютами), по и к совершенно неоправданному риску, поскольку операторы из двух стран Содружества оказываются в зависимости от динамики американской валюты, которая складывается в результате изменения экономической конъюнктуры США и на международных валютных рынках. Если бы страны Содружества смогли обеспечить взаимную конвертируемость своих валют (например, российский рубль в тенге, украинская гривна в белорусский рубль), то участники внешнеэкономических отношений могли бы использовать национальные валюты во взаимных расчетах, сократились бы расходы на банковские комиссии и у что особенно важно у существенно уменьшилась бы потребность в свободно конвертируемых валют. [11. 78 c.] 

2.2 Основные  направления финансовой политики  в странах СНГ 

 Ситуация  в финансовой сфере (и особенно на фондовых рынках) стран Содружества вследствие мирового финансово-кредитного кризиса резко ухудшилась. При этом глубина кризисного воздействия была различной в зависимости от степени вовлеченности их банков и предприятий в мировые потоки капиталов и кредитов. В первой половине 2010 года во многих странах отмечался существенный дефицит ликвидных средств. Фондовые индексы всех стран СНГ заметно выросли в конце 2010 года по сравнению с его началом, однако это не компенсировало их многократного падения в IV квартале 2010 года. В течение всего года наблюдалось банкротство ряда банковских организаций. Замедлились темпы роста объемов предоставленных кредитов, существенно увеличилась просроченная задолженность по банковским кредитам.

     Из-за проблем на мировом финансовом рынке и снижения спроса и цен на экспортную продукцию финансовое состояние многих хозяйствующих субъектов стран СНГ существенно ухудшилось. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение финансовых показателей повсеместно наблюдалось в отраслях обрабатывающей промышленности, а в ряде стран - в строительстве. Правительственные органы многих государств Содружества приняли меры, направленные на поддержку ликвидности и стимулирование внутреннего спроса. 

     15

Однако увеличение расходов на экономику и социальную политику на фоне сокращения налоговых поступлений от реального сектора экономики повлекло за собой превышение бюджетных расходов над доходами в большинстве стран Содружества. Во многих странах профицитный бюджет последних лет сменился дефицитным.[5, 34 c.]

     Ситуация  на валютных рынках в странах Содружества в 2010 году характеризовалась значительными колебаниями курсов национальных валют на фоне возникших проблем в финансовой сфере и спада в экономике большинства стран при замедлении темпов инфляции на потребительском рынке и дефляции цен на промышленные товары. В условиях резких колебаний курсов основных мировых валют доллара США и евро страны Содружества в начале прошедшего года столкнулись с девальвацией национальных валют. Так, завершилась их плавная девальвация в России и Украине, в январе была также проведена одномоментная девальвация в Беларуси, в феврале в Казахстане. В Армении в начале марта произошло стремительное падение курса драма к иностранным валютам в результате принятия Центральным банком решения об ограничении интервенций на валютном рынке и возврате к политике плавающего курса национальной валюты. В апреле национальные банки Кыргызстана и Таджикистана также приступили к плавной девальвации своих валют. В Туркменистане с 1 января 2010 года был введен новый манат, равный 5 тысячам старых манатов, то есть проведена деноминация. Курс маната к доллару США был установлен не в результате биржевых торгов, а по решению правительства - 2,85 нового маната за 1 доллар США; в течение года он не изменялся. В Беларуси, Казахстане, России, Украине был использован механизм привязки курсов национальных валют к корзине иностранных валют. В результате этого, а также проведения центральными банками многих стран СНГ политики поддержания курсов национальных валют к доллару США и единой европейской валюте и осуществления правительственных мер по стимулированию выхода банковского сектора из кризиса, удалось удержать курсы валют от неконтролируемого падения.

     С апреля-мая 2010 года начался рост курсов валют стран Содружества по отношению к доллару США и евро, с июни к российскому рублю, а затем в 3-4 кварталах их динамика стала более стабильной. Однако это не смогло компенсировать значительного спада курсов национальных валют в начале года. К концу декабря 2010 года по сравнению с концом декабря 2009 года курсы валют к доллару США понизились во всех странах. В наибольшей степени это коснулось Беларуси (спад на 30%), Таджикистана (на 28%), Армении и Казахстана (на 23%). Азербайджанскому манату, российскому рублю и украинской гривне удалось сохранить свои позиции к доллару США, снижение их курсов за год составило соответственно 0,3%, 2,9% и 3,7%. Похожая ситуация наблюдалась во всех странах Содружества и в отношении курса единой европейской валюты.[10, 89 c.] 

     16

Основными задачами бюджетной политики на 2010 год и среднесуточную перспективу стали:

1. Создание  условий для обеспечения общей  макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны обеспечивать: гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств, связывание избыточной денежной ликвидности, последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга с учётом приходящего на 2010 год значительного объёма платежей по внешнему долгу.

2. Использование  средств стабилизационного фонда,  накопленные в 2010 году сверх  установленного минимума, исключительно  на замещения источников погашения  внешнего долга и финансирования  дефицита пенсионного фонда стран  СНГ при отсутствии формы иных задач.

3. Реформирование  бюджетной классификации и бюджетного  учёта.

4. Повышение  роли перспективного финансового  плана в бюджетном процессе  с целью расширения горизонта планирования, повышения предсказуемости бюджетной политики и качества подготовки бюджетов, создание стимула для оптимизации бюджетных расходов.

5. Чёткое  определение показателей результативности  деятельности государственных органов.

6. Ориентация  целевых программ на решение  крупных и требующих длительных  сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с чётко сформулированными и количественно измеримыми   индикаторами результативности. Необходимо ввести в практику формирования ведомственных целевых программ.

Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год:

1. Существенное  ухудшение ценовой конъюнктуры  на товары экспорта, то есть  снижение цен на нефть, уголь,  газ и т.д. При этом прогнозировалось  сокращение положительного внешнеторгового  сальдо по товарам и услугам более чем на 40%, снижение экспортных доходов, и как следствие ограничение инвестиционных возможностей предприятий.

2. Снизить  эффективную ставку единого социального  налога, скорректировать механизм  применения регрессии, в том  числе снять неоправданные ограничения на доступ к применению регрессий налогоплатильщекам.

3. Определить  оптимальные размеры государственной  пошлины и перечнем юридически  значимых действий, при которых  она взимается.

4. Усовершенствовать  порядок взимания налога на  добавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений.

5. Дополнить  налоговый кодекс главой о  водном налоге, предусмотрев сокращения  льгот  и количество объектов налогообложения. [11. 81 c.] 

17

2.3 Современные тенденции развития финансовой политики в странах СНГ. 

     На  фоне благоприятной общеэкономической конъюнктуры получила развитие позитивная тенденция укрепления финансового положения стран СНГ. Достаточно устойчиво развивались сферы государственных финансов. Благодаря повышению эффективности бюджетной и фискальной политики и развитию налоговой системы исполнение бюджетов, как правило, сводилось при сокращении дефицитности, а в отдельных странах в условиях превышения бюджетных доходов над бюджетными расходами. В ряде стран СНГ сократилась государственная внешняя задолженность. Стабилизация денежного обращения и национальной валюты выразилась в повышении монетизации экономики, уменьшении доли наличных денег в совокупной денежной массе и укреплении валютных курсов. Улучшение финансового положения хозяйствующих субъектов реального сектора экономики выразилось в заметном увеличении прибыли и сокращении количества убыточных предприятий.

     В большинстве стран Содружества темпы роста доходов бюджетов опережали инфляцию, что оказало положительное влияние на  реальное увеличение бюджетных ресурсов. Формирование бюджетного потенциала в государствах Содружества происходило главным образом за счет налоговых поступлений. В 2009 году (по данным за январь-сентябрь), как и в 2008 году,

Информация о работе Курсовая Финансовая политика в странах СНГ