Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:24, курсовая работа
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Финансовая политика: сущность, состав, типы……………………………..5
1.1 Сущность, цели, задачи финансовой политики……………………………5
1.2 Типы финансовой политики………………………………………………...9
1.3 Содержание финансовой политики………………………………………...11
2 Оценка проведения финансовой политики в странах СНГ…………………13
2.1 Уровень развития финансовой политики в странах Содружества……….13
2.2 Основные направления финансовой политики в странах СНГ…………..15
2.3 Современные тенденции и перспективы развития финансовой политики в странах СНГ……………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Приложения……………………………………………………
Основы финансовой инфраструктуры с соответствующими нормативными актами заложены практически во всех странах СНГ. Тем не менее, законодательство стран региона все еще страдает от серьезных недостатков. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в 2007 году в четырех странах СНГ (Армении, России, Казахстане и Кыргызстане) законодательство характеризовалось умеренным соответствием стандартам Международной организации регулирования рынков ценных бумаг IOSCO, а в трех странах (Беларусь, Таджикистан и Туркменистан) вообще не соответствовало им. В остальных странах уровень соответствия был низким. Национальные финансовые системы стран СНГ пока не отвечают предпосылкам для значительной внешней финансовой либерализации. Прежде всего, их масштабы по отношению к ВВП отстают от развитых и от многих развивающихся экономик.
Согласно
исследованию Fiaiffeisen Bank, в 2009 году уровень
финансового посредничества в странах
Центральной Европы, выраженный как отношение
банковских активов к ВВП, в среднем составил
100%, в странах Юго-Восточной Европы - 80%
и в СНГ - 70%. Для сравнения: средний уровень
финансового посредничества в еврозоне
превысил 260%. Банковские системы стран
Содружества, составляющие основу финансового
рынка, пока не в полной мере выполняют
функцию трансформации, сбережений в инвестиции.
Хотя до кризиса финансовые системы стран
СНГ набирали силу, но не смогли стать
полноценным источником средств;
13
для развития реального сектора экономики. Для сравнения, в странах Европы отношение займов нефинансовым компаниям к ВВП существенно выше - 1 27.8% .В большинстве стран региона банковский сектор является единственным из продвинутых сегментов финансовой системы, ибо фондовые рынки характеризуются низким уровнем ликвидности. Исключение представляют собой лишь рынки России и Казахстана, где до кризиса наблюдался существенный рост активности участников. Иностранные институциональные инвесторы пока неохотно работают на фондовых площадках стран СНГ, считая, что инфраструктура развивающихся рынков выстроена в основном под краткосрочные, спекулятивные, а не инвестиционные операции, а также в силу небольшой глубины этих рынков. [3, 362 с.]
Главной на сегодняшний день проблемой валютно-платежных отношений СНГ является высокая доллоризация взаимных расчётов и низкая доля в них национальных валют. В структуре расчетов внутри СНГ и оборотов национальных валютных рынков значительную долю занимают свободно конвертируемые валюты, главным образом, доллар США, на который приходится более 80% проводимых операций, тогда как доля денежных единиц стран СНГ не превышает 5-10%. При этом по данным Межгосударственного банка и таможенной статистики, доля Содружества в общем объеме экспорта стран СНГ составляла 29%, а в импорте у 45% (почти половину), что свидетельствует о высоком уровне взаимной торговой зависимости. По показателю торговой зависимости СНГ стоит впереди таких региональных блоков, как МЕРШСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) и АСЕАН, и приближается к показателям НАФТА.[11, 62 c.]
Из этого следует очевидный
вывод, что в рамках
Получается, что финансовые учреждения государств Содружества проводят
14
операции с валютами третьих стран, но не с валютами стран СНГ.
До
сих пор основной причиной, по
которой банки и предприятия
СНГ не используют национальные валюты
во взаимных расчетах, является отсутствие
общего валютного рынка Содружества и
взаимной конвертируемости национальных
валют. Между тем, в 1999 г. взаимный торговый
оборот стран СНГ достиг 45 млрд. долл. Сейчас
валюты стран СНГ обмениваются друг на
друга, главным образом, через доллар США.
Такое положение нельзя считать нормальным.
Оно ведет не только к чрезмерному росту
транзакционных издержек (это отбивает
у предприятий желание работать с национальными
валютами), по и к совершенно неоправданному
риску, поскольку операторы из двух стран
Содружества оказываются в зависимости
от динамики американской валюты, которая
складывается в результате изменения
экономической конъюнктуры США и на международных
валютных рынках. Если бы страны Содружества
смогли обеспечить взаимную конвертируемость
своих валют (например, российский рубль
в тенге, украинская гривна в белорусский
рубль), то участники внешнеэкономических
отношений могли бы использовать национальные
валюты во взаимных расчетах, сократились
бы расходы на банковские комиссии и у
что особенно важно у существенно уменьшилась
бы потребность в свободно конвертируемых
валют. [11. 78 c.]
2.2 Основные
направления финансовой
Ситуация в финансовой сфере (и особенно на фондовых рынках) стран Содружества вследствие мирового финансово-кредитного кризиса резко ухудшилась. При этом глубина кризисного воздействия была различной в зависимости от степени вовлеченности их банков и предприятий в мировые потоки капиталов и кредитов. В первой половине 2010 года во многих странах отмечался существенный дефицит ликвидных средств. Фондовые индексы всех стран СНГ заметно выросли в конце 2010 года по сравнению с его началом, однако это не компенсировало их многократного падения в IV квартале 2010 года. В течение всего года наблюдалось банкротство ряда банковских организаций. Замедлились темпы роста объемов предоставленных кредитов, существенно увеличилась просроченная задолженность по банковским кредитам.
Из-за
проблем на мировом финансовом рынке
и снижения спроса и цен на экспортную
продукцию финансовое состояние многих
хозяйствующих субъектов стран СНГ существенно
ухудшилось. Среди основных видов экономической
деятельности наибольшее снижение финансовых
показателей повсеместно наблюдалось
в отраслях обрабатывающей промышленности,
а в ряде стран - в строительстве. Правительственные
органы многих государств Содружества
приняли меры, направленные на поддержку
ликвидности и стимулирование внутреннего
спроса.
15
Однако увеличение расходов на экономику и социальную политику на фоне сокращения налоговых поступлений от реального сектора экономики повлекло за собой превышение бюджетных расходов над доходами в большинстве стран Содружества. Во многих странах профицитный бюджет последних лет сменился дефицитным.[5, 34 c.]
Ситуация на валютных рынках в странах Содружества в 2010 году характеризовалась значительными колебаниями курсов национальных валют на фоне возникших проблем в финансовой сфере и спада в экономике большинства стран при замедлении темпов инфляции на потребительском рынке и дефляции цен на промышленные товары. В условиях резких колебаний курсов основных мировых валют доллара США и евро страны Содружества в начале прошедшего года столкнулись с девальвацией национальных валют. Так, завершилась их плавная девальвация в России и Украине, в январе была также проведена одномоментная девальвация в Беларуси, в феврале в Казахстане. В Армении в начале марта произошло стремительное падение курса драма к иностранным валютам в результате принятия Центральным банком решения об ограничении интервенций на валютном рынке и возврате к политике плавающего курса национальной валюты. В апреле национальные банки Кыргызстана и Таджикистана также приступили к плавной девальвации своих валют. В Туркменистане с 1 января 2010 года был введен новый манат, равный 5 тысячам старых манатов, то есть проведена деноминация. Курс маната к доллару США был установлен не в результате биржевых торгов, а по решению правительства - 2,85 нового маната за 1 доллар США; в течение года он не изменялся. В Беларуси, Казахстане, России, Украине был использован механизм привязки курсов национальных валют к корзине иностранных валют. В результате этого, а также проведения центральными банками многих стран СНГ политики поддержания курсов национальных валют к доллару США и единой европейской валюте и осуществления правительственных мер по стимулированию выхода банковского сектора из кризиса, удалось удержать курсы валют от неконтролируемого падения.
С
апреля-мая 2010 года начался рост курсов
валют стран Содружества по отношению
к доллару США и евро, с июни к российскому
рублю, а затем в 3-4 кварталах их динамика
стала более стабильной. Однако это не
смогло компенсировать значительного
спада курсов национальных валют в начале
года. К концу декабря 2010 года по сравнению
с концом декабря 2009 года курсы валют к
доллару США понизились во всех странах.
В наибольшей степени это коснулось Беларуси
(спад на 30%), Таджикистана (на 28%), Армении
и Казахстана (на 23%). Азербайджанскому
манату, российскому рублю и украинской
гривне удалось сохранить свои позиции
к доллару США, снижение их курсов за год
составило соответственно 0,3%, 2,9% и 3,7%.
Похожая ситуация наблюдалась во всех
странах Содружества и в отношении курса
единой европейской валюты.[10, 89 c.]
16
Основными задачами бюджетной политики на 2010 год и среднесуточную перспективу стали:
1. Создание
условий для обеспечения общей
макроэкономической
2. Использование
средств стабилизационного
3. Реформирование
бюджетной классификации и
4. Повышение
роли перспективного
5. Чёткое
определение показателей
6. Ориентация
целевых программ на решение
крупных и требующих
Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год:
1. Существенное
ухудшение ценовой конъюнктуры
на товары экспорта, то есть
снижение цен на нефть, уголь,
газ и т.д. При этом
2. Снизить
эффективную ставку единого
3. Определить
оптимальные размеры
4. Усовершенствовать порядок взимания налога на добавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений.
5. Дополнить
налоговый кодекс главой о
водном налоге, предусмотрев сокращения
льгот и количество объектов
налогообложения. [11. 81 c.]
17
2.3 Современные
тенденции развития финансовой политики
в странах СНГ.
На
фоне благоприятной
В большинстве стран Содружества темпы роста доходов бюджетов опережали инфляцию, что оказало положительное влияние на реальное увеличение бюджетных ресурсов. Формирование бюджетного потенциала в государствах Содружества происходило главным образом за счет налоговых поступлений. В 2009 году (по данным за январь-сентябрь), как и в 2008 году,
Информация о работе Курсовая Финансовая политика в странах СНГ