Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:24, курс лекций
Основными функциями экономической теории являются:
Познавательная – позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.
Методологическая – дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках.
Практическая – позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики.
Прогностическая – делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.
Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
1. Основные функции экономической теории и методы ее изучения.
2. Микро-, макроэкономика, мировая экономика.
3. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения.
4. Конкуренция и ее виды.
5. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
6. Кругообороты благ и доходов.
7. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
8. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.
9. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.
10. Метод сравнительной статики, показатели эластичности.
11. Потребности и их классификация. Закон возрастающих потребностей.
12. Факторы производства и плата за их использования.
13. Кривая производственных возможностей.
14. Альтернативные издержки и закон возрастающих альтернативных издержек.
15. Собственность как экономическая и юридическая категория.
16. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности.
17. Основные экономические проблемы (что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, способна и система адаптироваться).
18. Экономическая система и ее типы (традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика).
19. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена.
20. Излишки потребителя и производителя.
21. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия).
26. Производственная функция.
27. Факторы производства. Рабочая сила, физический капитал.
28. Рынки факторов производства. Рента, заработная плата.
29. Бюджетное ограничение, кривые безразличия.
30. Эффект дохода и эффект замещения.
31. Понятие предприятия; классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация роизводства.
32. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.
33. Переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности.
34. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).
35. Понятие рынка как экономической категории. Структура рынка.
36. Рынок и его функции.
37. Инфраструктура рынка.
38. Товар и его классификация.
39. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, воздействующие на спрос.
40. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, воздействующие на предложение.
41. Рыночное равновесие и его нарушение.
42. Дефицит и избыток на товарном рынке.
43. Эластичность спроса.
44. Эластичность предложения.
45. Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности.
46. Издержки производства и их классификация.
47. Издержки производства в долговременном периоде.
48. Основные формы предпринимательской деятельности и их классификация.
49. Управление акционерными компаниями. Фондовая биржа.
53. Прибыль. Нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая или чистая прибыль. Закон убывающей отдачи.
54. Экономические законы и экономические категории.
55. Экономическая эффективность: понятие, эффективность по Парето; измерение эффективности производства и потребления благ. Эффективность на микроуровне.
Объекты индивидуальной собственности, которые предоставляются другим лицам в пользование за договорную плату, признаются частной собственностью.
2. Коллективная форма собственности.
В данном случае субъект собственности вправе выступать в виде одного уполномоченного лица или нескольких лиц, которые представляют интересы всего коллектива. В нашей стране выделяются следующие основные формы собственности:
1) частная;
2) государственная;
3) муниципальная.
Одновременно также разделяют собственность физических лиц (индивидуальную собственность) и юридических лиц.
Государственная собственность – это собственность государственных органов власти, вовлеченная в общественное производство, вследствии этого она не может принадлежать другим на равных условиях. Муниципальная собственность – это собственность, находящаяся в распоряжении местных органов власти.
17. Основные экономические проблемы (что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, способна ли система адаптироваться).
Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.
Сколько следует производить- в каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять, или использовать в производственном процессе
Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.
Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.
Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.
Способна ли система адаптироваться к изменениям - может ли система добиться коррекции в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства
18. Экономическая система и ее типы (традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика).
Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением.
Рыночная экономика.
Экономическая система в которой материальные ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.
Черты рыночной системы :
1 частная собственность на экономические
ресурсы
2 свобода выбора
3 конкуренция, опирающаяся на личные интересы
4 ограниченная роль государства.
При капитализме каждый свободен в
использовании экономических
Способ координации всех экономических
процессов - рынок.
Существует в Гонконге.
Традиционная экономика
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования.
Преимущества традиционной экономики
Недостатки традиционной экономики
Отличительные черты:
Командная экономика
Способ организации экономического хозяйства при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного управление и контроля.
Черты административно-командной
экономики:
• Государственная собственность на все
экономические ресурсы;
• Монополизм. На основе государственной
собственности и в результате централизованного
управления государственной экономикой;
• Существенная роль военно-промышленного
комплекса (ВПК);
• Невосприимчивость к достижениям научно-технической
революции и неспособность обеспечить
переход к интенсивному типу экономического
развития.
Особенности хозяйственного механизма:
• непосредственное управление всеми
предприятиями из единого центра
• государство полностью контролирует
распределение и производство продукции,
в результате чего исключаются свободные
рыночные отношения между субъектами
хозяйствования
• использование административно-
Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.
Смешанная экономика
Правительственные и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.
Отличительные черты:
Данный тип экономической
19. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса. Спрос – платежеспособная потребность человека.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения
Рынок – институт сводящий вместе
продавцов и покупателей
Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Было высказано предположение, что два человека могут торговать, но чтобы был рынок должно быть не менее трёх человек, поскольку одним из главных критериев рынка является конкуренция.[1] Конкурентные рынки опираются на значительно большее число, как покупателей, так и продавцов. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.
К функциям рынка относятся:
Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д.
Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке
20. Излишки потребителя и производителя.
ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ [consumer’s surplus] — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности). Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара. Для совокупности потребителей излишек равен площади между кривой спроса и рыночной ценой
Излишек производителя - это разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополнительную единицу продукции.
Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования. Предположим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне Р1 ниже цены равновесия Р0 (см. рис. 2). Из предыдущего изложения мы знаем, что это приводит к возникновению дефицита (Q2- Q1), поскольку при снижении цены величина спроса возрастает, но производители сокращают производство.
21. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия).
Целью потребителя является максимизация удовлетворения от потребляемых благ (максимизация совокупной полезности) при ограниченном уровне дохода. Теория поведения потребителя выражает его способность выбрать из общего набора товаров те, в которых действительно нуждается и которые готов приобрести на данный момент времени. При своем выборе покупатель ориентируется на рыночную ситуацию и действует под влиянием таких факторов, как:
1) предпочтение – потребитель всегда действует в соответствии со своими желаниями и потребностями;
2) рациональность выбора – покупатель стремится максимизировать полезность приобретаемого им товара, получить наибольшее удовлетворение от его потребления;