Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:24, курс лекций
Основными функциями экономической теории являются:
Познавательная – позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.
Методологическая – дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках.
Практическая – позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики.
Прогностическая – делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.
Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
1. Основные функции экономической теории и методы ее изучения.
2. Микро-, макроэкономика, мировая экономика.
3. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения.
4. Конкуренция и ее виды.
5. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
6. Кругообороты благ и доходов.
7. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
8. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.
9. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.
10. Метод сравнительной статики, показатели эластичности.
11. Потребности и их классификация. Закон возрастающих потребностей.
12. Факторы производства и плата за их использования.
13. Кривая производственных возможностей.
14. Альтернативные издержки и закон возрастающих альтернативных издержек.
15. Собственность как экономическая и юридическая категория.
16. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности.
17. Основные экономические проблемы (что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, способна и система адаптироваться).
18. Экономическая система и ее типы (традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика).
19. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена.
20. Излишки потребителя и производителя.
21. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия).
26. Производственная функция.
27. Факторы производства. Рабочая сила, физический капитал.
28. Рынки факторов производства. Рента, заработная плата.
29. Бюджетное ограничение, кривые безразличия.
30. Эффект дохода и эффект замещения.
31. Понятие предприятия; классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация роизводства.
32. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.
33. Переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности.
34. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).
35. Понятие рынка как экономической категории. Структура рынка.
36. Рынок и его функции.
37. Инфраструктура рынка.
38. Товар и его классификация.
39. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, воздействующие на спрос.
40. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, воздействующие на предложение.
41. Рыночное равновесие и его нарушение.
42. Дефицит и избыток на товарном рынке.
43. Эластичность спроса.
44. Эластичность предложения.
45. Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности.
46. Издержки производства и их классификация.
47. Издержки производства в долговременном периоде.
48. Основные формы предпринимательской деятельности и их классификация.
49. Управление акционерными компаниями. Фондовая биржа.
53. Прибыль. Нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая или чистая прибыль. Закон убывающей отдачи.
54. Экономические законы и экономические категории.
55. Экономическая эффективность: понятие, эффективность по Парето; измерение эффективности производства и потребления благ. Эффективность на микроуровне.
При Х=0, Y= I/Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим кол-во блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (точка D) означает положение равновесия потребителя (рис.5.2б).
Бюджетное множество
представляет собой множество потребительских наборов, доступных
потребителю при данном уровне цен и данном
располагаемом доходе. Бюджетное ограничение
потребителя требует, чтобы сумма денег,
затраченная на потребление товаров, не
превышала сумму денег, которую может
израсходовать данный потребитель. Бюджетная
линия ограничивает сверху доступное
для потребителя множество товаров.
Наклон бюджетной линии равен -РХ/РУ.
30. Эффект дохода
и эффект замещения
Допустим, цена блага Х снижается с Р1х до Р2х, а цена на благо У остается неизменной. В этом случае происходят 2 процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим благом (Х). Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е в точку Е1 (рис.4.5). Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1.
Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия
U1 через Е2. Величина проекции отрезка
кривой безразличия ЕЕ2 на ось абсцисс
объясняется исключительно изменением
относительных цен благ и называется эффектом
замещения (субституции).
Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.
Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде проекции отрезка E2E1 представляет эффект дохода, т.к. связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.
Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, т.к. происходит расширение потребления нормальных товаров.
Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются.
Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
31.Предпрятие.
Классификация, внешняя и
Предприятие — обособленная специализированная
единица, основанием которой является
профессионально организованный трудовой
коллектив, способный с помощью имеющихся
в его распоряжении средств производства
изготовить нужную потребителю продукцию
(выполнить работы, оказать услуги) соответствующего
значения, профиля и ассортимента. Производственное
предприятие также называют производством.
Предприятия для более глубокого изучения
обычно классифицируют по виду и характеру
деятельности, формам собственности, правовому
положению и др.
По форме собственности
различают предприятия, находящиеся в:
- государственной собственности
- муниципальной собственности
- частной собственности
- собственности общественных организаций
- иной форме собственности (смешанная
собственность, собственность иностранных
лиц, лиц без гражданства)
По масштабу:
- малые
- средние
- крупные
По организационно-
- индивидуальные (ИП [ранее ЧП; ПБОЮЛ],
кооперативы)
- партнёрства (хозяйственные товарищества
и общества)
- корпорации (акционерные общества, госкорпорации)
По цели деятельности:
- коммерческие
- некоммерческие
Диверсификация
производства - одновременное развитие
многих не связанных друг с
другом видов производства, расширение
ассортимента производимых
Централизация производства - увеличение
масштабов производства на основе объективного
процесса развития производительных сил.
32. Валовая
выручка и издержки. Экономическая
и бухгалтерская прибыль.
Прибыль
(PF) – это превышение валовой
выручки от реализации (TR) над
валовыми издержками (TC) PF=TR-TC.
С точки зрения экономики, все издержки
(TC) можно разделить на две группы: явные и неявные.
Явные издержки – денежные выплаты за факторы производства и комплектующие, проходящие по бухгалтерским счетам (внешние издержки). Например, заработная плата рабочим, как поставщикам фактора “труд”, затраты на покупку оборудования, зданий и т.д.
Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме.
В их структуре выделяют: а) упущенную выгоду – денежные платежи, которые фирма могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов (недополученная прибыль); б) нормальную прибыль – минимальную планируемую прибыль, способную удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса. Нормальная прибыль (NPF) рассматривается в двух аспектах: 1) прибыль на вложенный капитал (определяется ставкой по депозитам) и 2) цена предпринимательского таланта (определяется минимальным уровнем прибыли, которую получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса).
Валовые издержки (TC) – это общие издержки на данную производственную программу за конкретный период времени (производство партии продукции). Валовые общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC), не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.
Все экономические издержки могут быть разделены на две большие группы: постоянные и переменные. Такое деление наблюдается в коротком периоде, в течение которого могут изменить любые факторы производства, кроме капитала (К – const). В длительном периоде все факторы переменны.
Постоянные издержки (FC) – это издержки, не изменяющиеся при изменении объема производства. То есть предприятие будет нести их даже не производя продукцию (рис. 12.1).
К постоянным издержкам
относят затраты на аренду помещения,
амортизацию основного капитала, зарплату административно-
Переменные издержки (VC) – это издержки,
зависящие от объема производства, если
продукцию не выпускают они равны нулю
(рис. 12.1). К ним относят затраты на сырье,
материалы, топливо, зарплату производственных
рабочих и отчисления от нее на социальное
страхование.
С ростом производства переменные
издержки растут быстро. Объем Q1 характеризует
необходимый технологический
Валовая выручка (TR) –денежная
сумма, получаемая продавцом при
продаже определенного
33.Постоянные
и переменные издержки.
Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет
предприятие в рамках одного производственного
цикла. Определяется предприятием самостоятельно.
Все эти затраты будут характерны для
всех циклов производства товара.
Переменные издержки —
это такие виды затрат, которые переносятся
на готовое изделие в полном объеме.
К переменным издержкам относятся:
- заработная плата
- транспортные расходы
- затраты на электроэнергию
- затраты на сырье и материалы
К постоянным издержкам относятся:
- оплата процентов по банковским кредитам;
- амортизационные отчисления;
- выплата процентов по облигациям;
- оклад управляющего персонала;
- арендная плата;
- страховые выплаты;
34. Отдача от
масштаба производства.
Отдача
от масштаба выражает реакцию
объема производства продукции
на пропорциональное изменение
количества всех факторов
Различают три положения отдачи
от масштаба.
Возрастающая отдача от масштаба
- положение, при котором пропорциональное
увеличение всех факторов производства
приводит ко все большему увеличению объема
выпуска продукта (рис. 21.7). Предположим,
что все факторы производства увеличились
в два раза, а объем выпуска продукта увеличился
в три раза. Возрастающая отдача от масштаба
обусловлена двумя основными причинами.
Во-первых, повышением производительности
факторов вследствие специализации и
разделения труда при росте масштаба производства.
Во-вторых, увеличение масштаба производства
зачастую не требует пропорционального
увеличения всех факторов производства.
Например, увеличение вдвое производства
цилиндрического оборудования (такого
как трубы) потребует увеличения металла
меньше чем вдвое.
Постоянная отдача от масштаба
- это изменение количества всех факторов
производства, которое вызывает пропорциональное
изменение объема выпуска продукта. Так,
вдвое большее количество факторов ровно
вдвое увеличивает объем выпуска продукта
(рис. 21.8).
Убывающая отдача от масштаба
- это ситуация, при которой сбалансированный
рост объема всех факторов производства
приводит ко все меньшему росту объема
выпуска продукта. Иначе говоря, объем
выпускаемой продукции увеличивается
в меньшей степени, чем затраты факторов
производства (рис. 21.9). Например, все факторы
производства увеличились в три раза,
а объем производства продукции - только
в два раза.
Таким образом, в производственном
процессе имеют место возрастающая,
постоянная и убывающая отдача от масштаба производства,
когда пропорциональное увеличение количества
всех факторов приводит к увеличившемуся,
постоянному или убывающему приростам
объема выпуска продукта.
35.Рынок как
экономическая категория.
Рынок –
это сфера экономических отношений между людьми по поводу
купли-продажи товаров и услуг, основанная
на принципах добровольности и равенства
в обмене.
Рынок выполняет важные функции:
•функцию саморегулирования экономики,
основанную на взаимодействии спроса
и предложения, с помощью которой даются
ответы на вопросы: что, как и для кого
производить?
•стимулирующую функцию, позволяющую
победить в конкурентной борьбе сильнейшим;
•учетную функцию, посредством которой
устанавливаются пропорции в обмене товаров,
определяются цены и подаются информационные
сигналы продавцам и покупателям;
•посредническую функцию, позволяющую
сводить агентов рынка.
Классификация рынка:
36. Рынок и
его функции.
Рынок — это система экономических отношений,
возникающих на основе устойчивых экономических
отношений производителей товаров и услуг
и потребителей.
К функциям рынка относятся:
1.информационная — рынок дает его
участникам информацию о необходимом
количестве товаров и услуг, их ассортименте
и качестве;
2.посредническая — рынок выступает посредником
между производителем и потребителем;
3.ценообразующая — цена складывается
на рынке на основе взаимодействия спроса
и предложения, с учетом конкуренции;
4.регулирующая — рынок приводит в равновесие
спрос и предложение;
5.координирующая — рынок побуждает производителей
создавать нужные обществу экономические
блага с наименьшими затратами и получать
достаточную прибыль
№37 Инфраструктура рынка
Рынок имеет собственную инфраструктуру. Под инфраструктурой рынка понимается совокупность государственных и коммерческих предприятий и учреждений, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений.
обеспечивающих:
Основные элементы рыночной инфраструктуры - торговая сеть, таможенная и налоговая системы, банки и биржи.
№38 Товар и его классификация.
Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.
Товары делятся на два вида:
· нормальные
· низшей категории.
Нормальные товары – это товары, спрос на которые возрастает вместе с ростом доходов населения. Поэтому продавцы нормальных товаров радуются сообщениям о повышении заработной платы и пенсий. Особая разновидность нормальных товаров – товары престижного спроса, с помощью которых люди демонстрируют свой успех в жизни. Пример престижных товаров – это дорогие автомобили иностранного производства (Роллс-ройс, Мерседес, Бентли, Феррари), загородные особняки и коттеджи. Эти товары имеют высокую цену и предлагаются на рынок в небольшом количестве.
Товары низшей категории – это такие товары, величина спроса на которые может снизиться при росте доходов покупателей, это товары для бедных. Примеры подобных товаров – это хлеб, картофель, рыба, одежда из магазина «Secondhand». Эти товары необходимы для простого выживания людей, но в случае роста доходов люди переходят к потреблению более дорогих, качественных и полезных товаров – фруктов, мяса, сыра и так далее. Товары китайского производства - это, по-видимому, тоже товары низшей категории. В 1992 г. все россияне щеголяли в китайских пуховиках, а позднее перешли на одежду более высокого качества.