Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:24, курс лекций
Основными функциями экономической теории являются:
Познавательная – позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.
Методологическая – дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках.
Практическая – позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики.
Прогностическая – делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.
Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
1. Основные функции экономической теории и методы ее изучения.
2. Микро-, макроэкономика, мировая экономика.
3. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения.
4. Конкуренция и ее виды.
5. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
6. Кругообороты благ и доходов.
7. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
8. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.
9. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.
10. Метод сравнительной статики, показатели эластичности.
11. Потребности и их классификация. Закон возрастающих потребностей.
12. Факторы производства и плата за их использования.
13. Кривая производственных возможностей.
14. Альтернативные издержки и закон возрастающих альтернативных издержек.
15. Собственность как экономическая и юридическая категория.
16. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности.
17. Основные экономические проблемы (что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, способна и система адаптироваться).
18. Экономическая система и ее типы (традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика).
19. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена.
20. Излишки потребителя и производителя.
21. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия).
26. Производственная функция.
27. Факторы производства. Рабочая сила, физический капитал.
28. Рынки факторов производства. Рента, заработная плата.
29. Бюджетное ограничение, кривые безразличия.
30. Эффект дохода и эффект замещения.
31. Понятие предприятия; классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация роизводства.
32. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.
33. Переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности.
34. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).
35. Понятие рынка как экономической категории. Структура рынка.
36. Рынок и его функции.
37. Инфраструктура рынка.
38. Товар и его классификация.
39. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, воздействующие на спрос.
40. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, воздействующие на предложение.
41. Рыночное равновесие и его нарушение.
42. Дефицит и избыток на товарном рынке.
43. Эластичность спроса.
44. Эластичность предложения.
45. Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности.
46. Издержки производства и их классификация.
47. Издержки производства в долговременном периоде.
48. Основные формы предпринимательской деятельности и их классификация.
49. Управление акционерными компаниями. Фондовая биржа.
53. Прибыль. Нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая или чистая прибыль. Закон убывающей отдачи.
54. Экономические законы и экономические категории.
55. Экономическая эффективность: понятие, эффективность по Парето; измерение эффективности производства и потребления благ. Эффективность на микроуровне.
· Взаимозаменяющие
товары(субституты,сопряженные)
· Взаимодополняющие товары. Спрос на все дополняющие друг друга товары растёт или падает параллельно. Например, падение цены на автомобили, ведёт к увеличению спроса на автомобили, запчасти, услуги автостоянки и на бензин.
Общественные товары - товары и услуги, внутренняя специфика которых предопределяет (полностью или частично) невозможность рыночной формы предоставления их потребителю.
Частные товары — товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что она приносит полезность лишь исключительно данному покупателю.
Частными называются товары или услуги, потребление которых одним человеком приводит к сокращению объема предложения для других. Примером частного товара может служить хлеб. Чем больше хлеба съел один человек, тем меньше его осталось другим. Чем больше нефти потребит живущее поколение, тем меньше ее останется следующим поколениям.
Смешанным называется товар (или услуга), который (которая) имеет признаки и частного, и общественного товара (или услуги). В реальной жизни есть много товаров и услуг, которые обладают признаками, относящимися и к первой, и ко второй названным выше группам. У общественного товара могут появиться признаки частного товара. Например, автомобилист, пересекая реку через мост в час пик, оказывает влияние на обеспечение услугой проезда по мосту других автомобилистов тем, что вносит свой вклад в создание затора и в задержку движения. В данном случае предельные издержки снабжения равны нулю при слабом использовании моста и выше нуля, если мост используется интенсивно.
Инвестиционные товары — товары, изготовляемые за счет инвестиционного капитала и служащие целям замены, обновления, качественного улучшения основных средств; в основном продукция машиностроения и строительная продукция.
Потребительские товары - товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека, предназначенные для семейного или личного потребления.
В зависимости от покупательских
привычек потребителей различают:
- товары повседневного спроса;
- товары предварительного выбора;
- товары особого спроса; и
- товары пассивного спроса.
Существует два вида товаров:
· Товары эластичного спроса – это такие товары, величина спроса на которые снижается больше, чем повышается цена этого товара. Например, если цена повышается на 5%, то спрос снижается на 10%. Примером этого служат предметы роскоши или кинобилеты. Повышение на них цены может привести не к росту, а к падению общей выручки, так как люди вполне могут без них обойтись или найти товары заменители. Вместо того, чтобы идти в кино, люди могут посмотреть фильм по телевизору, купить диск DVD или вообще обойтись без кино.
· Товары неэластичного спроса – это такие товары, величина спроса на которые уменьшается меньше, чем увеличивается цена этого товара. Например, если цена увеличивается на 5 %, то спрос уменьшается только на 3%. Примером этого служат товары первой необходимости. Повышение цены на них всегда приводит к повышению общей выручки от продаж. Например, даже если цены на хлеб повысятся в России, люди всё равно будут его покупать по любой цене.
39. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, воздействующие на спрос
Спрос- это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
40. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, воздействующие на предложение.
Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривого предложения — это издержки производства.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Факторы, влияющие на предложение:
41. Рыночное равновесие и его нарушение
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие
характеризуется равновесной
Равновесная цена— цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.
Нарушения рыночного равновесия. В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.
Изменение спроса при
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится
42. Дефицит и избыток на товарном рынке.
Избыток – сумма, на которую объем предложения продукта превышает объем спроса на него, при цене выше, чем цена равновесия.
Дефицит – сумма, на которую объем спроса продукта превышает объем предложения на него при цене ниже, чем цена равновесия.
43. Эластичность спроса.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.
E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение
цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).
Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).
Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.
вид эластичности |
формула |
ценовая эластичность спроса |
Ed = ΔQ/ ΔP ΔQ -процентное изменение спрашиваемой продукции ΔP – процентное изменение цены |
ценовая эластичность предложения |
Es = ΔQ / ΔP
ΔQ-процентное изменение величины предложения ΔP – процентное изменение цены |
эластичность по доходу |
Ei = ΔQ /ΔI
ΔQ-процентное изменение спрашиваемой продукции ΔI – процентное изменение дохода |
перекрестная эластичность |
Exy = ΔQx / ΔPy
ΔQ-процентное изменение величины спроса на продукт Х ΔP – процентное изменение цены продукта Y |
дуговая эластичность спроса |
Ed = Изменение объема спроса Изменение цены спроса Средний объем спроса + Средняя цена |
44. Эластичность предложения
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).
E(предл.)= Относительное
изменение объема предложения/
Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.
Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.
Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.
45. Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности.
Полезность и ее виды
Потребитель приобретает товар ради его полезности - свойства удовлетворять потребности. Во-первых, потребности человека насыщаются постепенно, т.е. удовлетворяются по мере того, как используется благо. Общая полезность при этом возрастает. Общая полезность экономического блага - это суммарная полезность всех составных частей потребляемого блага. Во-вторых, интенсивность или напряженность потребности по мере потребления уменьшается. Следовательно, полезность каждой дополнительной части блага для потребителя должна также убывать. Полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага называется предельной полезностью. Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется законом убывающей предельной полезности.
Существует два подхода
к оценке полезности: кардиналистский
(количественный) и ординалистский
(порядковый). Основными инструментами
анализа в концепции порядковог