- некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;
- получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.
За деятельностью
финансовых организаций осуществляется
государственный финансовый контроль.
В том числе государственный
контроль за приобретением активов
или акций (долей в уставном капитале)
финансовых организаций осуществляется
в случаях:
- приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
- приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N
194 установлено, что федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за приобретением в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц), более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации);
- приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;
- создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;
- слияния, присоединения финансовых организаций.
В России
существует целый ряд федеральных
органов, осуществляющих антимонопольное
регулирование на рынке финансовых
услуг. Государственная политика по
развитию конкуренции и антимонопольному
регулированию на рынке финансовых
услуг осуществляется федеральным
антимонопольным органом:
- на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;
- на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;
- на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;
- на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.
Помимо
вышеуказанных законов государственная
дума приняла также и ряд законов,
защищающих монополистические фирмы.
Так, в законе РФ “О естественных монополиях”
признаётся за государством право образовывать
монополии в тех отраслях народного хозяйства,
где в силу технологических и эксплуатационных
особенностей невозможно и не выгодно
развивать конкуренцию. В другом законе
РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров”
защищаются законные права и интересы
владельцев товарных знаков, регулируются
имущественные отношения по поводу использования
товарных знаков. 23 сентября 1992 года был
принят “Патентный закон Российской
Федерации”, который регулирует имущественные
и неимущественные отношения, связанные
с правовой охраной научных изобретений.
И наконец, закон РФ “Об авторском праве
и смежных правах” установил, что автору
принадлежит законное право на использование
его интеллектуальной собственности в
любой форме и любыми способами, не препятствующими
реализации прав других лиц. Но всё же
ещё не приходится говорить о том, что
принятые законы используются в полной
мере. Некоторые из них требуют внесения
существенных изменений.
Подводя
итог, к особенностям конкуренции
в России можно отнести:
- отсутствие действенной и продуманной государственной политики в области конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
- жесткая протекционистская политика правительства в отношении импортных товаров с целью снижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке (посредством высоких импортных пошлин);
- сырьевая экспортная ориентация народного хозяйства России на мировом рынке и импорт продукции высокотехнологичных отраслей (как следствие, - ущербный торговый баланс и низкий жизненный уровень населения);
- отставание технологий в большинстве отраслей промышленного производства народного хозяйства России от мирового уровня на 10-30 лет (как следствие, - дорогая и относительно низкого качества продукция);
- последствия валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию импортных товаров;
- экономически невыгодный уровень концентрации производства на большинстве крупных предприятий народного хозяйства России (как следствие, - чрезмерные цены на выпускаемую продукцию и ее низкая конкурентоспособность).
Заключение
Подводя
итог вышесказанному, необходимо отметить:
конкуренция - это сложное многогранное
явление. Существует множество
её видов и методов. Этот элемент
экономики следует оценивать
как жизненно важную и наиболее мощную
силу развития экономики.
Проблема
конкуренции изучается многими
экономистами как за рубежом, так
и в нашей стране. Но лишь изучить
это явление недостаточно. Важно
еще и правильно применить
полученные знания на практике. Проблема
многих государств - выбрать наиболее
приемлемую форму конкуренции для
своего государства. Регулировать экономику
или нет, какую форму конкуренции
поощрять и т.д. Россия никак не может
выйти из переходного периода, когда
конкуренции фактически не существовало
(хотя она все-таки нашла свое
отражение в "соцсоревнованиях")
и прийти к рыночной. На мой взгляд,
в России сейчас воцарился хаос.
Наш переход от плановой экономики
к рыночной осуществляется очень
непоследовательно, скачками, и
в таких условиях не может образоваться
нормальная конкурентная среда. Государство
передало часть своих монополий
в частные руки, и получилось ещё
хуже, чем было. Монополисты стали
независимыми диктаторами на рынке.
Государство пытается мешать монополизации
рынков, но очень редко это оказывается
действенно. Напротив, государство
защищает свои товары, в том числе
производимые и монополиями или
олигополиями. Например, повышение
пошлин на подержанные автомобили ограждает
отечественных производителей авто
от необходимости конкурировать. С
одной стороны, государство заботится
о своем производителе, но оно
совершенно не подумало о последствиях
такой бездумной протекционистской
политики. Наши автомобили будут
пользоваться большим спросом, но степень
удовлетворенности понизится. Совершенно
очевидно, что наши машины худшего
качества по сравнению с импортными.
И у производителей не будет особенного
стимула повышать качество, так как
продукция и так пользуется спросом.
Итак, конкуренция
может рассматриваться как одно
из важнейших понятий в экономической
теории, и пренебрежение ею ведет
к плачевным результатам.
Литература, использованная при написании работы:
- Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров., 1996.
- Макконнелл. К., Брю. С . Экономикс : принципы, проблемы и политика.
М.: Республика.
1992. Т. 1
- Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
- П.Самуэльсон, В.Нордхаус "Экономика: учебное пособие для вузов по экономическим направлениям и специальностям": Пер. с англ. - М: изд-во "БИНОМ",
1997.
- Журавлева Г.П. "Экономика: учебник".
- М.: Юристъ, 2001.
- Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке», Москва,
1992 , стр. 61.
- Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
- Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. – Спб.: Норма, 1999.
- Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В. С. Михайленко А. М. Аудиториум. М., 2000.
- Маркетинг, №5(60), 2001г.
- Финансы и кредит, №3(75), 2001г.
- www.tarasei.narod.ru
- www.allbest.ru/union/
- www.biglib.com.ua
- www.eduworld.ru