Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:34, реферат
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Введение 3
Определение конкуренции как экономического явления 4
Функции конкуренции 7
Виды конкуренции 8
Совершенная конкуренция 14
Несовершенная конкуренция 16
Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 27
Заключение 32
Литература, использованная при написании работы 33
Инновации
характеризуются тем, что они
порождают внешние эффекты
И все
же патенты только частично вознаграждают
изобретателя за его труды, поскольку
плодами его усилий могут воспользоваться
и другие. Невозможность для фирм
получать полное вознаграждение за свои
изобретения называется неприсваиваемостью.
Исследования, проведенные Эдвином
Мэнсфилдом и другими, показали, что
социальный эффект от изобретения(т.е.
то, что получает общество в денежной
форме вследствие появления нового
продукта или технологии), примерно,
в три раза больше соответствующего
вознаграждения изобретателя. Неприсваиваемость
и большой социальный эффект, приносимый
исследованиями, являются причинами
того, что большинство государств
субсидирует изыскания в
Неприсваиваемость изобретений также объясняет, почему крупные фирмы более склонны к НИОКР, чем мелкие. Если AT&T продает 95% всех телефонных реле в стране, то основная выгода от любых изобретений в этой области придется на эту фирму, поэтому она имеет веские причины проводить интенсивные исследования и разработки в этой области.
Вместе
с тем, не следует
Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного “буфера”, сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Также крупные фирмы часто "делятся" частью (хотя и ничтожной) своих сверхприбылей, выступая в роли спонсоров различных социальных программ
Теперь проанализируем экономические издержки несовершенной конкуренции. Это ущерб от раздутых цен и сниженных объемов производства.
Если бы отрасль была конкурентной, цена установилась бы на уровне предельных издержек (Р=МС), в точке Е, в которой общественные предельные издержки (МС) равны общественной предельной полезности (MU) и благосостояние - максимально. В данном случае эта цена равнялась бы 100 долларам при объеме производства в 6 единиц.
Теперь введем в дело монополию. Монополист урезает объем производства и тем самым получает возможность увеличить прибыль, повысив цены. Монополист имеет возможность добиться равновесия при цене Р=150 и объеме Q=3, сохраняя равенство МС=МR. Просуммировав все потери излишка потребителя, мы получим экономический ущерб от деятельности монополии, равный площади треугольника АВЕ. Монополист же получит монопольную прибыль, представленную прямоугольником GBAF.
Однако практика показывает, что реальный ущерб от монополий ничтожен (0,5-2%от ВНП). Один экономист саркастически заметил, что можно было бы добиться большего социального эффекта, борясь с пожарами или истребляя термитов, чем пытаясь обуздать монополии.
Рассуждая на тему несовершенной конкуренции, Милтон Фридмен писал: "Пред нами стоит выбор из трех зол: частная нерегулируемая монополия; частная монополия, регулируемая государством; и монополия, непосредственно управляемая государством".
Далее будут
рассмотрены шесть главных
Процессы
монополизма свойственны любой
экономике, в которой действуют
законы товарного производства. Значительную
роль в становлении и развитии
монополизма в России играет материально-финансовая
несбалансированность в экономике.
В таких условиях монополистами
могут оказаться даже небольшие
предприятия, производящие единственную
в своем роде продукцию. Отрицание
роли рынка в качестве хозяйственного
механизма экономики в
Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас сводится не только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.
Сейчас
в России парадоксальная ситуация:
по мере расширения прав предприятий
и ограничение властных полномочий
органов управления все острей проявляется
монополизм, который выражается в
нарушении договорных обязательств
и участившемся натуральном обмене.
Одним из факторов, тормозящих развитие
экономики на пути ее демократизации,
является государственная монополия
на предпринимательскую
Этот
вид государственной монополии
ограждает государственные
Монопольная
цена - это не основное негативное последствие
монополизма. Это лежит как бы
на поверхности явления. Гораздо
глубже лежит другое последствие: монополист
формирует удобную и выгодную
для себя структуру потребления
своей продукции, гарантируя себе тем
самым рынок сбыта, получение
прибыли в дальнейшем. Хотя такой
рынок деформирован, а прибыль
носит инфляционный характер - монополиста
это мало интересует. Деформированный
рынок товаров и услуг
Отечественные
экономисты даже считают, что уровень
удовлетворения потребности обратно
пропорционален уровню монополизации
в производстве данного вида продукции.
Однако, монополизм и конкуренция -
это не взаимно исключающие
Если
иметь в виду способ хозяйствования,
то конкуренция представляется его
динамичным, обновляющим, в чем-то решающим
началом. Монополия при таком
взгляде - это консервативное, ограничивающее,
стабилизирующее начало. Поэтому
необходим динамически баланс монопольной
организации производства и конкуренции.
Нарушение такого баланса в любую
сторону ведет к негативным последствиям
в экономике. При переносе в сторону
конкуренции последняя
Уже более
пяти лет в нашей стране действует
Государственная программа
Государственная
программа демонополизации
Целью государственной
политики демонополизации экономики
и развития конкуренции на рынках
Российской Федерации является повышение
эффективности общественного
Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.
В настоящее
время в Российской Федерации
действует целый комплекс нормативных
актов, направленных на ограничение
монополии и развитие конкуренции.
В первую очередь следует выделить
Федеральный закон от 23 июня 1999 г.
N 117-ФЗ "О защите конкуренции на
рынке финансовых услуг" и Закон
РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции
и ограничении
Рассмотрим действие антимонопольного законодательства на примере финансового рынка.
Законодательно закрепляется понятие конкуренции: «конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг».
Под недобросовестной
конкуренцией на рынке финансовых услуг
понимаются действия финансовых организаций,
направленные на приобретение преимуществ
при осуществлении
Запрещается
недобросовестная конкуренция на рынке
финансовых услуг между финансовыми
организациями, которая выражается
в действиях, направленных на получение
преимуществ при осуществлении
предпринимательской