Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:34, реферат
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Введение 3
Определение конкуренции как экономического явления 4
Функции конкуренции 7
Виды конкуренции 8
Совершенная конкуренция 14
Несовершенная конкуренция 16
Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 27
Заключение 32
Литература, использованная при написании работы 33
Первый
критерий может быть представлен
коэффициентом ценовой
Дж. Блейн
добавил третий критерий - условие
входа на рынок (Е), которое определяется
относительным превышением
Е = ( PL - Pc)\ Pc.
Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок. В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.
Существует
множество определений термина
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
Джоан Вайолет Робинсон в своей
работе «Экономическая теория несовершенной
конкуренции» дает следующую характеристику
совершенной конкуренции: «Совершенная
конкуренция преобладает тогда,
когда спрос на продукцию каждого
производителя абсолютно
В целом,
как следует из определений, модель
совершенной конкуренции
Первые три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками:
Условие того, что доступ
на рынок никем и ничем не ограничен
предполагает возможность каждому
гражданину стать свободным
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
Несовершенная конкуренция
существовала всегда, но особенно обострилась
в конце XIX – начале XX в. в связи
с образованием монополий. В этот
период происходит концентрация капитала,
возникают акционерные
Большинство случаев
несовершенной конкуренции
Во-вторых, рынки
имеют тенденцию к
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.
Реальные
изделия могут отличаться друг от
друга качеством, свойствами, внешним
оформлением, но эти различия, если
они есть, весьма незначительны. Различия
могут заключаться в
Э. Х. Чемберлин
в работе «Теория монополистической
конкуренции. Реориентация теории стоимости»
очень ярко подчеркивает особенность
монополистической конкуренции: «Сказать,
что каждый производитель в какой-либо
отрасли имеет монополию на свою
собственную разновидность
Он обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: «Монополистическая конкуренция - конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции».
Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Можно выделить
такую разновидность