Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:34, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Оглавление

Введение 3
Определение конкуренции как экономического явления 4
Функции конкуренции 7
Виды конкуренции 8
Совершенная конкуренция 14
Несовершенная конкуренция 16
Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 27
Заключение 32
Литература, использованная при написании работы 33

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_chernovik_finish (Восстановлен).docx

— 89.85 Кб (Скачать)

Первый  критерий может быть представлен  коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй - коэффициентом  объемной или количественной перекрестной эластичности. Первый характеризует  влияние изменения цены j-го предприятия  на выпуск i-го, второй - влияние выпуска j-го предприятия на цену i-го. Чем  выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более  жесткая взаимозависимость предприятий.

Дж. Блейн  добавил третий критерий - условие  входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара PL его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного  периода Pc:

 

Е = ( PL - Pc)\ Pc.

 

  Чем  выше Е, тем привлекательнее  рынок, тем вероятнее вход на  рынок. В случае монополии,  как правило Е>0, но вход на  рынок блокирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенная конкуренция

 

Существует  множество определений термина "совершенная конкуренция":

 

    • жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

 

    • состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

 

    • вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход в и выход из отрасли свободны;

 

    • состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;

 

    • характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

 

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

Джоан Вайолет Робинсон в своей  работе «Экономическая теория несовершенной  конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого  производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число  продавцов велико, и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».

 

В целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции характеризуется  пятью признаками:

 

    1. Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
    2. Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
    3. Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и друг на друга;
    4. Однородность продаваемой продукции;
    5. Свободный вход на рынок и выход с него;

 

Первые  три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой конкуренции  близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками:

    • Крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;
    • Высокая степень мобильности ресурсов между рынками;
    • Отсутствие или незначительная величина необратимых издержек (постоянных издержек организации производства);
    • Наличие потенциальных конкурентов.

 

Условие того, что доступ на рынок никем и ничем не ограничен  предполагает возможность каждому  гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и  иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  к получению собственной экономической  выгоды обращаются на благо всего  общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое  значение. Однако она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Несовершенная конкуренция

 

 

  1. Определение

 

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

 

    • рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
    • характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
    • рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

 

Так как  модель совершенной конкуренции  является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки  в той или иной степени несовершенны.

 

 

  1. Причины и история возникновения

 

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась  в конце XIX – начале XX в. в связи  с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного  производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор  П. Самуэльсон особо  подчёркивает это  обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это  особенно наглядно проявляется в  быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция  не смогла бы долго просуществовать  и быть эффективной в сфере  бесчисленного множества производителей ».

Большинство случаев  несовершенной конкуренции можно  объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются  издержки. В этих условиях крупным  фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем  мелкмие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки  имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего  количество фирм. В других случаях  может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

 

 

  1. Виды несовершенной конкуренции

 

В теории выделяют различные виды рынков с  несовершенной конкуренцией (по степени  убывания конкурентности): монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия.       

     

Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция -  тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

Реальные  изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним  оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих  товару услугах. Покупатели видят разницу  в предложениях и готовы платить  за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся  разработать разные предложения  для разных рыночных сегментов и  широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи  с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают  на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

Э. Х. Чемберлин  в работе «Теория монополистической  конкуренции. Реориентация теории стоимости» очень ярко подчеркивает особенность  монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь  место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается  теориями чистой конкуренции, - она  отличается монополией на собственную  разновидность продукта. … Монополистическая  конкуренция есть, безусловно, нечто  отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции».

Он обратил  внимание на то, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных  рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции  той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении  олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: «Монополистическая конкуренция - конкуренция между несколькими  продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой  продукции».

 

 

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Можно выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие  признаки:

    • Наличие доминирующей фирмы - агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка и способен на стратегическое поведение;
    • Наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но не способных оказать влияние на рыночную цену;
    • Рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком;
    • Наличие барьеров входа и выхода.

Информация о работе Конкуренция и ее виды