Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 07:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение макроэкономического равновесия, его принципов и признаков, рассмотрение кейнсианской теории макроэкономического равновесия, а также изучение особенностей макроэкономического равновесия в России.
Введение.......................................................................................................................6
1 Сущность классической теории экономического равновесия.............................7
1.1 Понятие, признаки и основные принципы равновесия..................................7
1.2 Модель AD-AS..................................................................................................11
2 Кейнсианская теория макроэкономического равновесия...................................18
2.1 Принципы достижения общего экономического равновесия......................18
2.2 Инвестиции и сбережения: проблема равновесия.........................................23
2.3 Модель IS-LM...................................................................................................27
3 Особенности макроэкономического равновесия в России.................................32
Заключение.................................................................................................................36
Список использованных источников.......................................................................37
Государство поддерживает экономику, регулируя её. Оно оказывает воздействие на рыночный механизм через:
- свои расходы;
- налогообложение;
- регулирование;
- государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.
Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные.
Одни считают государственное вмешательство злом для экономики, другие, наоборот, - условием для ее развития. Но далеко не всегда спорящие стороны четко определяют, что может делать рынок, а что – государство, и какие механизмы регулирования будут при этом использованы.
Каждая из сторон нередко обращается к опыту развитых стран, но трактует его, как правило, исходя из собственных убеждений, поскольку в истории этих стран можно найти как периоды усиления государственного вмешательства, так и периоды его ослабления, как сторонников масштабного вмешательства государства в экономику, так и его противников.
В курсовой работе «Классическая и Кейнсианская теория макроэкономического равновесия» исследованы и изучены основные принципы и признаки Классической и Кейнскианской теории макроэкономического равновесия, проанализировано состояние и особенности макроэкономического состояния России в настоящее время, рассмотрены различные кривые равновесия.
И возникает вопрос: какая же из двух рассмотренных концепций достижения макроэкономического равновесия – классическая или кейнсианская – наиболее приемлема для принятия управленческих решений в области экономического развития? Исходя из исследований, ни одну из них нельзя рассматривать в прямом смысле, поскольку каждая из них упрощает реальные процессы. Вряд ли приемлемо положение о том, что рынок сам все отрегулирует без всякого вмешательства государства. Заслуга Кейнса в том, что он показал, что государство может оказывать влияние на рыночную экономику и имеет инструменты для такого влияния. Однако всю экономику нельзя передоверять государству. Нужно помнить, что государство никогда не создавало и не будет создавать продукт. В этом смысле нужно довериться рыночной экономике.
1 Белкин В.А. Синтез
основных макроэкономических
2 Дашкевич В. Модель
российской экономики. _М.: ЮНИТИ, -2007.-484с.
– ISBN 5-538-12730-9
3 Зверев О.А. Модели
макроэкономического равновесия и роста./О.А.Зверев.
C.-Петерб.гос.ун-т.–Спб.-2005.
4 Изряднова О.И.Тенденции
и факторы изменения конечного спроса
//Эко.-2006.-№6.-С.2-16
5 Маневич В.Е. Эволюция
неравновесного анализа. //Экономика и
мат методы. -2007.Т.43.-№1.–С.38-51
6 Макашева Н.А. Ещё
раз о революции Дж.М.Кейнса (опыт построения
макроэкономической теории для экономики
с неопределенностью.//
7 Новые принципы и
методы разработки макромоделей экономики
и модель современной экономики России./
И.Г.Поспелов и др. ВЦ РАН. М., -2006. -239с.
8 Осадчая И.Эволюция
макроэкономической теории после Кейнса.//Вопросы
экономики.-2006.-№5.-С.5-18
9 Розмаинский И. Посткейнсианская
макроэкономика.//Вопросы экономики.-2006.-№5.-С.19-31
10 Чепурина М.Н.
Курс экономической теории : учеб. пособ.
/ под ред. М.Н. Чепуриной, Е.А. Киселевой
– М.: «АСА», 2006. – 624 с. - ISBN 5-7075-0008-2
Информация о работе Классическая и Кейнсианская теория макроэкономического равновесия