Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть сущность классического подхода к макроэкономическому равновесию;
- описать макроэкономическое равновесие на товарном рынке;
- сделать анализ агрегированной производственной функции.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Методологические основы классического подхода в макроэкономике 6
2.Классическая модель товарного рынка, условия и механизм установления его равновесия 11
3.Агрегированная производственная функция и ее анализ в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Однако в реальной жизни ситуация в экономике складывается гораздо сложнее: товаров обычно производится больше или меньше, чем совокупный спрос на них. В первом случае часть произведенных расходов не будет возмещена (не все товары будут куплены), а во втором — часть доходов населения не будет израсходована (не все могут купить товары из-за их нехватки).
Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Актуальность и практическая значимость проблемы макроэкономического равновесия определяются возможностью практического применения инструментов экономической политики, предлагаемых сторонниками кейнсианского и неоклассического подхода. Многие рекомендации кейнсианской и неоклассической школы служили основой для проведения экономической политики правительств многих государств в течение нескольких десятилетий. Несомненно, что опыт претворения в жизнь кейнсианских рецептов регулирования экономики должен приниматься во внимание при проведении экономических реформ в нашей стране.
Основная цель работы заключается в изучении классической теории макроэкономического равновесия. Предметом исследования является макроэкономическое равновесие.
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть сущность
классического подхода к
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПОДХОДА В МАКРОЭКОНОМИКЕ
Рассматривая основы классической теории, важно уточнить, прежде всего, понятие классической школы. Термин «экономисты-классики» в научный оборот впервые ввел К. Маркс, имея в виду главным образом научные изыскания А. Смита и Д. Риккардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей «классической школы» Ж.-Б. Сэя, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Дж. Милля, А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу.
Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето), англо-американскую (А. Маршалл, Дж. Кларк).
Представители австрийской школы использовали в экономическом анализе субъективно-психологический подход, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии экономической теории, в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия. Первым, кто наиболее широко использовал психологические мотивы в поведении экономических субъектов для построения макроэкономической теории, был Дж. Кейнс.
Основное направление анализа лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. Наиболее видный представитель этой школы – Л. Вальрас, которого Й. Шумпетер назвал «величайшим из всех экономистов», сформулировал закон, получивший его имя (закон Вальраса). Согласно этому закону если при данных n рынках n-1 рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний рынок должен также находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).
Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ. Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, представленная А. Маршаллом. Фундаментальная идея работ А. Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. А. Маршалл критиковал и классическую, и австрийскую школы, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения, действующими как «два лезвия ножниц». За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А. Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», а вторые определял как антиполезность (тягость) труда и потери или ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.
Американская школа представлена, прежде всего, Дж. Кларком, которого иногда называют американским маржиналистом за самостоятельно разработанную теорию предельной производительности факторов и использование ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно его концепции распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости».
Фундаментальным постулатом докейнсианской экономической теории – «классической теории», по определению Дж. Кейнса, было утверждение, что экономика всегда тяготеет к естественному уровню реального выпуска продукции.
В конце 19 и начале 20 века экономисты
неоклассики развили теорию зависимости
между процентной ставкой, инвестициями
и сбережениями, а также между
средним уровнем реальной зарплаты
и количеством занятых
Рассмотрим более подробно принципы функционирования этих механизмов.
Реальная процентная ставка – это процентная ставка, действующая в коммерческих банках, скорректированная с учетом инфляции. Как инвестор, так и тот, кто осуществляет сбережение, руководствуются в своих решениях изменениями уровня реальной процентной ставки.
Если реальная процентная ставка снижается,
тогда предприниматели
Иначе формируется зависимость между реальной процентной ставкой и общей суммой сбережений. Когда реальная процентная ставка снижается, сбережения также снижаются. Домашние хозяйства стремятся тогда больше тратить на потребление. Неоклассики рассматривают процент как цену, которая является вознаграждением за отказ от текущего потребления. Когда текущая процентная ставка растет, тогда люди стремятся большую часть доходов сберегать, чем тратить на потребление.
Развитие неоклассиками теории эластичных цен и зарплаты; процентной ставки, устраняющей расхождения между сбережениями и инвестициями; функциональной зависимости между уровнем реальной зарплаты, предельной производительностью и спросом, предложением труда укрепляли аргументацию Сэя, что совокупное предложение всегда создает себе соответствующий спрос и поэтому в экономике полностью используются производственные возможности.
Каким образом неоклассики подтверждали правильность своей концепции макроэкономического равновесия в сопоставлении ее с самым глубоким экономическим кризисом 1929-33 годов?
Они утверждали; что кризис был спровоцирован неразумной денежной политикой. Центральный банк, стремясь сдержать рост цен, значительно ограничил предложение денег. Это обусловило большее снижение цен по сравнению со снижением номинальной зарплаты и в результате реальная зарплата в период кризиса начала расти. В этих условиях предприниматели не были заинтересованы в росте производства и занятости, так как реальная зарплата была выше предельной производительности труда. Следовательно, слишком высокая реальная зарплата стала причиной глубокого экономического кризиса.
Классическое предложение характеризуется тем, что стремление наращивать объем производства в условиях полной занятости и загрузки производственных мощностей приводит к неизменному уровню объема производства и росту среднего уровня цен. Если одни предприятия будут наращивать объем производства, то для этого им потребуется больше ресурсов. В условиях отсутствия резервов их увеличения они вынуждены для их получения назначить им более высокую цену. Другие же предприятия вынуждены будут снизить объем производства в результате подорожания факторов производства.
Классическая модель общего экономического равновесия представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
Классическая модель общего экономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:
1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда – гибкая ставка номинальной зарплаты.
Саморегулируемость экономики означает, что равновесие на каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизаторов позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.
2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными, и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда.
Деление экономики на два сектора получило название классической дихотомии. В соответствии с этим утверждается, что в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе – номинальные переменные и абсолютные цен
3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий общего экономического равновесия в реальном секторе экономики.
Равновесие товарного рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply).
Существует классический подход к объяснению равновесия товарного рынка. Классическая модель объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов, поэтому равновесной величиной выпуска (при котором совокупный спрос равен совокупному предложению) всегда будет величина потенциального выпуска Y*, которому согласно закону Сэя будет соответствовать равная ему (адекватная) величина совокупного спроса (совокупных расходов). Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения.
Сформированный объем
Чтобы на рынке благ установилось равновесие, необходимо равенство совокупного предложения совокупному спросу.
Так как совокупный спрос в простой модели представляет сумму потребительских и инвестиционных расходов:
то при соблюдении условия I = S на рынке благ установится равновесие. То есть, согласно закону Сэя, любое предложение порождает соответствующий спрос.
Если же плановые инвестиции не будут
соответствовать
Параметром, обеспечивающим равновесие на рынке капитала, является гибкая процентная ставка.
Если по каким-либо причинам запланированные объемы сбережений и инвестиций не совпадают при заданной ставке процента, то в экономике начинается итеративный процесс изменения текущей ставки процента до ее значения, которое обеспечивает равновесие сбережений и инвестиций.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели