Китайская модель экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Значение избранной темы в экономической науке велико, так как современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность китайской модели экономики 6
1.1. Особенности китайской модели экономики 6
1.2. Основные факторы экономических реформ в Китае 8
1.3. Развитие институтов поддержки 18
Глава 2. Возможность применения китайской модели в России 21
2.1. Анализ перехода России и Китая к рыночной экономике 21
2.2. Значение китайских реформ для России 32
Заключение 38
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

8093007(к) Эк. теория.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     Второй  компонент - либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией. Однако в настоящее время они, по существу, устанавливаются мафией, монополистами, коррумпированными чиновниками.

     Третий  компонент - приватизация, перевод предприятий из государственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики - все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы. Номенклатурная приватизация, проведенная управленцами, породила российских "предпринимателей", состоящих в основном из монополистов, расхитителей имущества (продающих фонды, в том числе предприятия и оборудование, и помещающих доходы на свои частные счета в оффшорных банках), представителей мафии, вымогателей и чиновников-коррупционеров. Эти предприниматели ориентируются в большей степени на извлечение ренты, чем на участие в производственной деятельности.

     5. При переходе к рыночной экономике Китай также сталкивается с рядом проблем:

     • коррупцией и взяточничеством;

     • цикличностью сельскохозяйственного  производства, когда из-за низких урожаев усиливается инфляция;

     • неэффективностью государственных  предприятий - убыточных и не имеющих  возможности погашать банковские кредиты;

     • сбоями введенной с 1994 г. программы  жесткой экономии и кредитных  ограничений;

     • трудностями с поддержанием роста производства и доходов, возможностью возврата 20%-ной инфляции, как это было в 1994 г. в связи с неурожаем, когда сельскохозяйственным производителям оказывалась помощь в целях наращивания сельскохозяйственного производства;

     • хронической неполной занятостью и  угрозой политике создания постоянных рабочих мест вследствие притока  рабочей силы из сельских районов, вступления на рынок труда новых работников, миграции рабочей силы;

     • проблемами, связанными с жильем и  социальными выплатами в сельской местности и городах для вновь прибывших граждан;

     • наличием потенциала социальной, экономической  и политической нестабильности, что  усугубляется дифференциацией между  уровнем развития провинций;

     • проблемой наследования власти и  продолжения политических реформ после ухода Дэн Сяопина и появления нового поколения лидеров в стране. Экономический рост должен содействовать политической трансформации.

     6. И все же, несмотря на свое современное состояние, Россия может извлечь уроки из примера Китая, если воспользуется подходом ИКУ (институционализация, конкуренция, управление), примененным им, а еще ранее Японией, Тайванем и Южной Кореей .

     Первый  компонент в рамках подхода ИКУ - создание институтов рыночной экономики, включая такие, которые вводятся государством или местными органами власти (право собственности, юридическая система, система коммерческих и инвестиционных банков, торговый кодекс, бухгалтерский учет, страхование, финансовая система, реклама). Новые институты привнесены в Китай либо собственными усилиями, либо с помощью мирового хозяйства, чего не произошло в России. [9, с.79]

     Вторая  составляющая - конкуренция с приданием особого значения новым конкурирующим фирмам, отвоевывающим у неконкурентоспособных предприятий лучшие ресурсы, необходимые для производства и экспортной деятельности, а также созданию новых предприятий, обостряющих конкуренцию, таких, как поселковые и сельские предприятия низового уровня. Это важнее, чем приватизация, так как приватизированные предприятия-монополисты по-прежнему остаются монополистами, как это происходит в России. В Китае достигнуты ошеломляющие результаты - и это не только очень высокие темпы роста, но и колоссальный приток капиталов в страну со всего мира. Многие новые предприятия в Китае стали движущей силой развития производства и расширения занятости. Экспортная деятельность в стране находится под контролем государства, и ее интенсивность часто определяется решениями провинциальных властей.

     Под управлением в рамках подхода ИКУ имеются в виду активные действия органов власти на всех уровнях, начиная с общенационального вплоть до провинциального (областного), поселкового и деревенского. Слабые и некомпетентные органы государственного управления России обусловили вакуум власти, что способствовало передаче ресурсов в руки номенклатуры. Сильное и активно действующее правительство должно взять на себя ведущую роль в руководстве процессом перехода к рынку путем создания институтов рыночной направленности как на промышленном, так и региональном уровнях. Оно должно проводить активную экспансионистскую политику, осуществлять программу реструктуризации приватизированных и государственных предприятий, вести такую торговую политику и политику регулирования, чтобы привлекать солидных иностранных инвесторов, способных принести необходимые опыт и финансовые средства. Эти и прочие программы (такие, как защита с помощью правоохранительных органов от вымогательства и чрезмерного налогообложения и механизмы обеспечения личной безопасности) должны использоваться для привлечения капиталов и деловых людей.

     Правительственным органам следует стимулировать  независимую инициативу на местах - региональных и городских органов  власти. Подобно тому, как это  имеет место в Китае, местным  органам власти следует самим  активно помогать созданию рыночных институтов и фирм, включая содействие установлению отношений сотрудничества между ними и частными или иностранными компаниями. Правительство и местные органы власти должны оказывать поддержку промышленным предприятиям (будь то государственные или частные) в предоставлении информации и создании стимулов. Позитивные финансовые стимулы могут увязываться с главными показателями работы предприятий, в том числе с величиной инвестиций, объемом экспорта, созданием рабочих мест, экономическим ростом и повышением производительности. Очевидна и необходимость устранения негативных побудительных мотивов, порождающих разбазаривание фондов и потери ресурсов труда, что связано с приватизацией, а также подкуп и коррупцию, происходящих в нарушение налогового кодекса. [3, с.36]

     Проявленное Китаем умение управлять переходным процессом влечет за собой неожиданные  последствия. Речь идет о модели, которой  могут следовать другие страны (в  том числе республики бывшего  СССР), сфокусировавшие свое внимание на "старой экономике", проводя через процесс приватизации старые предприятия. Приватизации как движению в направлении к рыночной экономике существует альтернатива, которая заключается в сосредоточении усилий на программе формирования “новой экономики”. Это создание новых предприятий, как в Китае, а не затрата сил на приватизацию старых. Различие между этими двумя путями к рыночной экономике велико, если рассматривать разные аспекты деятельности приватизированного предприятия как антипода созданию нового.

     Что касается менеджеров, то при приватизации сохраняются старые, некомпетентные или коррумпированные кадры, тогда как организация новых предприятий сопряжена с поиском компетентных и честных управленцев. Кроме того, при приватизации на предприятиях остаются старые рабочие с низким уровнем мотивации и низкой производительностью, в то время как при учреждении новых ведется поиск лучших рабочих. Вероятно, есть смысл использовать имеющиеся активы для создания новых предприятий, чем транжирить ресурсы в попытках поддержать существующие, применяя к ним различные схемы приватизации. Если новые предприятия не создаются по частной инициативе, то это следует делать государству (или местным органам власти, как это происходит в провинциях Китая).

     7. Некоторые уроки, вытекающие из сопоставления Китая и России, в отношении того, как следует осуществлять переход от социалистической к рыночной экономике: меры в рамках перехода, объединенные подходом ИКУ.

     Первый  шаг - создание рыночных институтов, на которых зиждется такая экономика (права собственности, юридическая система, банки, торговый кодекс, система бухгалтерского учета, страхование, финансовая система, реклама и т.д.).

     Второй  шаг - сначала создание новых конкурирующих  предприятий, а затем трансформация  старых предприятий в жизнеспособные прибыльные фирмы с компетентными менеджерами, эффективно работающими рабочими, современными фондами и технологией, надежными источниками производственных факторов и рынками сбыта и т.д. Эти компании могут быть государственными или частными.

     Третий  шаг - приватизация государственных  предприятий, т.е. перевод их в частный  сектор. Если отложить приватизацию до этого момента, то предприятия (включая  вновь созданные государственные) станут жизнеспособными, так как  будут использовать институты рыночной экономики, в том числе банки, финансовую систему, страхование и другие, которые могут облегчить подобный переход.

     Для успешного осуществления перехода к рынку требуется более активная политика правительства, чем та, которая  осуществляется в России после распада Советского Союза. Целью преобразований должна была бы быть не нерегулируемая система, а скорее смешанная экономика с крепким государственным сектором, связанным с центральным правительством и местными органами власти. Такой государственный сектор должен служить не для возрождения прежней системы централизованного планирования, а скорее для реализации важных инициатив, которые не ориентированы полностью на частный сектор. В частности, это позволило бы обеспечивать средства для финансирования трансакций между компаниями и рынками промежуточных товаров. Необходимо также ввести в действие свод законов, согласно которым наказывалось бы разбазаривание фондов, монополизация рынков, вымогательство и прочие уголовные деяния. Вводить в действие эти законы следует тщательно, чтобы предотвратить криминализацию экономики. Роль государства при переходе к рыночной экономике должна быть ведущей, так как трудно осуществить такой переход в отсутствии сильных и активно действующих органов власти.

     Частные рынки капитала готовы предоставлять финансовые средства, если существуют разумные перспективы получения прибыли при приемлемом уровне риска. Действительно, рыночным показателем успеха реформ является именно наличие такого капитала независимо от его происхождения - отечественного или иностранного. [5, с.46]

2.2. Значение китайских  реформ для России

     Реформы в Китае всегда привлекали пристальное  внимание в нашей стране. Но особенно жаркие споры время от времени  вспыхивали в течение последних  лет по поводу применимости китайского опыта в российских условиях. И как это обычно водится, участники дискуссии сразу разбились на два противоположных лагеря: горячих сторонников этого опыта и столь же стойких его противников.

     По  конкретным экономическим достижениям  Китай намного опережает Россию. За прошедшие годы наши страны сильно разошлись при проведении реформ, особенно после объявленной в России либерализации цен. Образно говоря, Россия не опоздала на «китайский поезд», а села на другой, идущий в ином направлении.

     Сейчас  уже ясно, что осязаемых успехов, выраженных в росте ВВП на душу населения, увеличении продолжительности жизни, повышении уровня жизни населения, российской экономике за годы реформ достичь не удалось. При этом большая часть нашего населения в результате реформ потеряла свои сбережения, не смогла принять реального участия в приватизации, а ее доходы оказались намного ниже, чем 10 лет назад.

     Для всякого непредубежденного человека очевидно, что все страны отличаются друг от друга каким-то специфическим  набором черт (в плане демографии, территории, природных условий, традиций, культуры и определенного социально-исторического опыта) и что поэтому стопроцентное заимствование опыта преобразований какой-либо одной страны попросту невозможно.

     Какие же уроки китайской реформы может получить для себя Россия? Ответ был дан в книге трех ученых-экономистов из КНР — Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу «Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа». Чудо, наверное, для нас. Для китайцев это, скорее, пример здравого смысла с учетом обстоятельств и опыта управления делами в государстве по принципу «не навреди». Книга, которая стала учебным пособием экономических факультетов КНР, США, Японии и Кореи, была издана в Шанхае в1994 году, а затем переведена на английский, японский, французский, корейский и вьетнамский языки. Готовится она к выходу и на русском языке. В книге содержится важный вывод о том, что «традиционная экономическая система стран, находящихся на этапе реформ, имеет общие корни, ее пороки носят схожий характер. Поэтому идентичными должны быть и пути преобразований. То есть опыт китайских реформ не является сугубо специфичным, а имеет всеобщий характер. В ней показано, как совершить переход от плановой экономики к рыночной и как совершить этот переход с наименьшими издержками для общества.[2, с.57]

Информация о работе Китайская модель экономики