Китайская модель экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Значение избранной темы в экономической науке велико, так как современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность китайской модели экономики 6
1.1. Особенности китайской модели экономики 6
1.2. Основные факторы экономических реформ в Китае 8
1.3. Развитие институтов поддержки 18
Глава 2. Возможность применения китайской модели в России 21
2.1. Анализ перехода России и Китая к рыночной экономике 21
2.2. Значение китайских реформ для России 32
Заключение 38
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

8093007(к) Эк. теория.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     Китайским реформам уже более 20 лет. Срок достаточный, чтобы не только оценить их результаты, но и попытаться выявить, в чем  же их специфика и что могло  бы рассматриваться как универсальное. В одном из интервью посол КНР  в России Ли Фэнлинь следующим образом объяснил китайский успех: «...для Китая главное, как говорят, это правильное сочетание шести иероглифов, выражающих три понятия: социальная стабильность, развитие и реформа» («Сегодня», 29 ноября 1995 года). В этой формуле важным представляется не только сочетание трех названных факторов успеха, но и сам порядок их перечисления: сначала стабильность — как важнейшая предпосылка, затем развитие — как основа и, наконец, реформа, успех которой и предопределен двумя предыдущими факторами.

     Представляется, что в правильном сочетании этих трех факторов выражается универсальная  значимость китайского опыта, залог  успеха реформ в условиях переходного  периода в развитии любых стран. Россия своим негативным опытом доказала это «от обратного»; с самого начала была нарушена социально-политическая стабильность, прекратилось развитие и начался упадок, отсюда — неприятие реформ.

     Ядром китайских реформ, как, впрочем, и  экономических успехов Японии, Южной  Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура, стал отказ от стратегии «догоняющего развития» с ее приоритетным развитием тяжелой промышленности. Именно такую модель после Второй мировой войны выбрали СССР, КНР, страны Восточной Европы и многие развивающиеся страны. Однако из-за отсутствия необходимой самостоятельности на микроуровне экономическая эффективность производства там падала, рост не был устойчивым в связи с отсутствием сочетания интересов государства, предприятия и отдельного трудящегося. Поэтому при такой модели экономики нельзя выйти на границу предельных производственных возможностей.

     Это можно сделать, применив стратегию  сравнительных преимуществ. Для  этого необходимо соблюдать три  принципа:

     1. Постоянно добиваться роста эффективности  как экономических субъектов,  так и отдельных работников, включая  управленческий персонал;

     2. Постоянно проводить перераспределение  вновь созданных ресурсов через  «двухколейную» систему цен, что  дает максимум выгоды и минимум издержек при проведении реформ;

     3. Продвигать экономические реформы  на уровне предприятий, отраслей  и регионов, что позволяет своевременно  оценить все плюсы и минусы  затеянного эксперимента и внести  в него необходимые коррективы.[10, с.54]

     Стратегия сравнительных преимуществ, применяемая в КНР и ряде соседних стран, позволяет эффективно использовать имеющуюся в Китае избыточную рабочую силу, заняв ее в трудоемких отраслях — сельском хозяйстве, легкой промышленности, торговле и сфере услуг. Такой подход позволил уже на первом этапе выйти этим отраслям на границу производственных возможностей, обеспечив прирост дефицитных ресурсов.

     Перераспределение доходов в КНР происходило  через «двухколейную» систему цен, распределение ресурсов и госбюджет. Либерализация цен сдерживалась использованием трех видов цен — директивных (на продукцию госпредприятий, сырье, электроэнергию, транспортные услуги и зерновые), индикативных, отклоняющихся от директивных цен вверх и вниз под воздействием спроса и предложения не более чем на 20% и свободных рыночных цен. Разрешение предприятиям распоряжаться прибылью на микроуровне стимулировало создание новых ресурсов и их размещение в погоне за прибылью в подавляемых отраслях экономики.

     Это способствовало высокому экономическому росту и упорядочению отраслевой структуры с помощью политики налоговых и кредитных льгот для убыточных или малорентабельных, а также техноемких отраслей с высоким порогом инвестиций — в электронике, угольной и машиностроительной промышленности, приборостроении. Введение в начале 80-х годов в обращение промежуточной валюты (переводной юань, подобие золотого червонца в России 20-х годов) позволило обеспечить частичную конвертируемость китайской денежной единицы, защитить ее от прямого соприкосновения с мировой валютой и сохранить достаточно высокий курс юаня — 1:8,27 ныне против 1:2,4 двадцать лет назад.

     Таким образом, весь комплекс мер китайской  реформы способствовал рациональному  перераспределению дополнительных доходов, образовавшихся в результате использования стратегии сравнительных преимуществ. В России же ситуация принципиально иная. У нас большая часть доходов госбюджета имеет своим источником труд и капитал, который является в настоящее время дефицитным. От природной ренты, которая должна быть основным источником поступлений в бюджет, доходы невелики. Они на 92% оказались приватизированы, что затрудняет формирование доходной части госбюджета и лишает государство проводить научно-промышленную политику, которая позволила бы в полной мере обеспечить преимущества России в научно-технических ресурсах.

     С третьим принципом стратегии  сравнительных преимуществ связан еще один урок китайской реформы - необходимость постепенного, а  не мгновенного перехода к рыночной экономике. В начале необходимо осуществить реформы в системе управления на предприятиях, в отраслях и регионах, а затем на макроуровне. Государство постепенно, по этапам освобождает себя от постоянного контроля за деятельностью предприятий на микроуровне, сохраняя при этом контроль за основными отраслями экономики (ТЭК, транспорт, финансы). За счет фиксированных цен на продукцию этих отраслей обеспечиваются возможности для развития предприятий различных форм собственности и конкуренции между ними.[5, с.57]

     Главным в китайском опыте перехода к  рынку является не только использование стратегии сравнительных преимуществ, но и усиление роли государства в регулировании рынка. В КНР в период реформ уже более 20 лет сохраняется госконтроль за основными «ценообразующими» отраслями экономики. При анализе роли госрегулирования в китайской экономике следует обратить внимание на появление «двойного» бюджета (собственно государственный бюджет и бюджет капитального строительства), который формируется за счет строительного налога, введенного в 1983 году. Становым хребтом китайской экономики по-прежнему являются государственные предприятия, и большая часть доходов бюджета формируется за счет госсектора. По мере развития экономической реформы в КНР будут постепенно приниматься меры, направленные на постепенный перевод их на самофинансирование и самоокупаемость.

     В китайском опыте трудно найти  серьезные теоретические обоснования  и практические мероприятия призванные подкрепить программу экономического развития в нашей стране, поскольку  она идет по пути дальнейшей либерализации экономики и отказа от активной роли государства в выработке социально-экономической политики развития общества. Следует обратить внимание на то, что Китай в ходе экономической реформы не прибегал к шоковой терапии в виде либерализации цен и не осуществлял непродуманной всеобщей приватизации подобно России. Отказ от реформ, где центральным звеном является приватизация, позволяет избежать несправедливости в процессе перераспределения имеющегося объема государственных ресурсов и вызываемых этим конфликтов. Такой подход позволяет обеспечить стабильный рост экономических показателей, повышение жизненного уровня основной массы населения и заинтересованность большинства населения в реформах. В противном случае процесс перехода к рынку на неопределенное время замедляется.[6, с.57]

     Самое важное для России в китайском  опыте — комплексный подход к  реформе  экономической системы, обеспечивающий постепенный (без шока) переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем. Чтобы в полной мере воспользоваться опытом китайских реформ, России следует начать с «урегулирования» экономических результатов шоковых приватизации и отпуска цен. Только в этих условиях можно обеспечить полноценное развитие сельского хозяйства, промышленности и предпринимательства, с тем, чтобы выйти на начальный рубеж реформ и провести наименее болезненный переход к рыночной экономике.[12, с.57]

 

Заключение

     В хозяйственном развитии КНР выделяются несколько периодов, характеризующихся  разными режимами воспроизводства, которые в свою очередь подразделяются на подпериоды.

     Первый период (50— 70-е годы) характеризовался политикой индустриализации на основе централизованного планирования, второй период (80— 90-е годы) — развитием индустриализации на основе рыночных отношений и преобразования методов регулирования и производственной деятельности государства.

     Первый  период делится на два подпериода — 50-е и 60— 70-е годы. В 50-е годы индустриализация проводилась на основе государственной собственности и централизованного распределения производственных средств. Были национализированы предприятия, принадлежащие иностранному капиталу и компрадорской буржуазии, проведены аграрные реформы. В то время возникли новые отрасли промышленности, в создании которых оказал помощь Советский Союз.

     В конце 50-х годов в руководстве  компартии и государства возобладали  взгляды о возможности в короткий срок догнать по объему производства ведущие западные страны — теории «большого скачка», народных коммун. Стимулировалось развитие кустарной промышленности, включая производства тяжелых отраслей. В сельском хозяйстве была проведена быстрая коллективизация с обобществлением сельхозугодий и организацией производства по фабричному принципу. Оно ограничило имущественное неравенство в сельской местности, создало предпосылки для накопления капитала, развития инфраструктуры, обеспечило существование огромного растущего сельского населения, но не привело к росту производительности труда и повышению жизненного уровня.

     Второй период экономического развития КНР характеризуется переходом от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям. Этот переход рассматривается в КНР в качестве сложной и масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени. Он непосредственно связан с изменением социальной структуры хозяйства и общества. В основу стратегии преобразований были положены трактовка социализма как «планового товарного хозяйства», использование разнообразных форм собственности и форм хозяйствования и строгий государственный контроль.

     Первый подпериод преобразований в режиме воспроизводства охватывал 80-е годы. Его характерной чертой было совершенствование сложившейся к тому времени системы планового хозяйствования с целью создания социалистической товарной экономики. Реформа хозяйственного механизма вплоть до 1993 г. была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, которые получили права реализации внеплановой продукции (затем и плановой), изменения цен, выбора поставщиков и потребителей. Все крупные и средние государственные предприятия были переведены на подрядную форму хозяйственной ответственности, которая предусматривала заключение договора с вышестоящей организацией на определенный объем производства и сумму отчислений в государственный бюджет. Важной составляющей экономического реформирования была передача отдельных правомочий собственности от высшего к низшему административному звену и хозяйственным субъектам.

     Таким образом, в 80-е годы проводилась перестройка  государственного сектора, создавалась система предприятий, ориентированных на принципы коммерческой деятельности. Государство устанавливало порядок функционирования хозяйствующих субъектов и требовало соблюдения ими не только корпоративных, но и общегосударственных интересов, не проводило передачу госпредприятий в частную собственность. Основным направлением реформирования стало расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и районов без кардинальных изменений в системе собственности.

     Была  изменена система ценообразования. Становление рыночных отношений сталкивалось с межрегиональными «войнами» за сырье и другие средства производства.

     В начале 90-х годов начался второй этап преобразований социально-экономической структуры хозяйства — период «углубления реформ», включающий широкое внедрение в хозяйство товарно-денежных отношений, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства как на приоритет общественной собственности, так и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой».

     С 1997 г. усилился процесс разгосударствления промышленных предприятий. Мелкие и  средние предприятия могли свободно выбирать форму хозяйствования: акционирование, аренда, перевод на положение коллективной организации или продажа в частные руки. Еще раньше была осуществлена широкая либерализация ценообразования. В стране сложился рынок ценных бумаг.

     Самое важное для России в китайском  опыте — комплексный подход к  реформе  экономической системы, обеспечивающий постепенный (без шока) переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем. Чтобы в полной мере воспользоваться опытом китайских реформ, России следует начать с «урегулирования» экономических результатов шоковых приватизации и отпуска цен. Только в этих условиях можно обеспечить полноценное развитие сельского хозяйства, промышленности и предпринимательства, с тем, чтобы выйти на начальный рубеж реформ и провести наименее болезненный переход к рыночной экономике.

Список использованной литературы

  1. Актуальные  проблемы экономики КНР / РАН. Ин-т  Дальнего Востока. - М., 2004. - 155с.
  2. Бутенко А.П. Рыночные реформы в России и Китае: сходство целей и различие результатов, М., 2004, с.254
  3. Грачев Н. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4, 2005, с.23
  4. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны, М., 2005, с.345
  5. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны М, 2005, с.241.
  6. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. – 2008. - №1.
  7. КудревВ.М. Мир экономики, 2005, с.363.
  8. Остроухов О.Л. Внешняя политика Китая в эпоху Реформ. М., с.423
  9. Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21, 22 февраля 2004, с.13.
  10. Селиванова А. Модель рыночной экономики и возможность использования в современной России // Вестник экономики.  - 2007 - №7.
  11. Семенов К.А. Международные экономические отношения, 2005, с.242.
  12. Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики, 2004, с.356.
  13. Симонян Н. Уроки китайских и южнокорейских реформ // Свободная мысль. - 2004. - N 9.с.24
  14. Титаренко М. Китайские реформы: пример, вызов или угроза России?//Обозреватель № 1, 2005, с.13
  15. Халевинская Е., Крезе И. Мировая экономика, 2006, с.357.
  16. Шаститко А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. – 2008. - №1.
  17. Экономическая реформа в КНР: преобразования в городе. 1985-1988: Сб. документов. - М., 2005. - 312с.
  18. www.allchina.ru

Информация о работе Китайская модель экономики