Эволюция взглядов на сущность национального богатства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение эволюции взглядов на сущность и факторы роста национального богатства.
В соответствии целью поставлены следующие задачи:
– раскрыть сущность категорий национальное богатство и национальное благосостояние;
– рассмотреть этапы эволюции теоретических взглядов на определение сущности национального богатства;

Оглавление

Введение ...……………………………………………………………………. 3
I. Национальное богатство и национальное благосостояние ……...….. 5
II. Эволюция теоретических взглядов на определение сущности
национального богатства…………………………………………………... 7
III. Развитие теоретических взглядов на предпринимательскую
деятельность как фактор национального богатства ………………....... 9
IV. Структура национального богатства в современной трактовке … 33
Заключение…………………………………………………………………….. 45
Список использованной литературы …………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

Эволюция взглядов на сущность национального богатства.rtf

— 665.79 Кб (Скачать)

      Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима (II-I вв. до н.э.) Варрона, Катона Старшего, Калумеллы, Сенеки  и Лукреция Кара стали своего рода продолжением и конкретизацией  идей древнегреческих философов. Развивая идею о преимуществах сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики и городским хозяйством, они не придавали особого значения развитию рынка и порицали ростовщичество.

      Особую роль в развитии современного предпринимательства сыграли христианская и мусульманская религия, привнесшие в науку понимание необходимости простого труда, создающего основу благополучия семьи и справедливости его оценки. В коранической культуре этот принцип реализуется через  запрет на ростовщичество, как самый тяжкий грех (Коран, Сура 2:275). Коран разрешает торговлю на условиях обмена лишь равновеликими суммами. Это  определило особенности современных исламских банков, которые не имеют права получать что-либо в виде процентных доходов. Христианство объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь», что, по сути, означает принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов.

      В целом идеи ученых древности, согласующиеся по содержанию с современным представлением о бизнесе и предпринимательстве можно классифицировать следующим образом:

      общественное разделение труда, отношения господства и подчинения, различия умственного и физического труда стали первопричиной социального неравенства и экономических противоречий по поводу распределения, которые, в свою очередь, явились стимулом к развитию экономической инициативы индивидуумов, т.е. предпринимательства;

      возрастающее участие государства в защите прав собственности, прав на свободу тех, кто производит общественно-необходимые блага (рабов ремесленников и рабов-земледельцев), а также в разрешении противоречий между растущими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения создало условия для развития конкуренции и предпринимательства;

      материальные и моральные стимулы, оказывающие прямое воздействие на эффективность организации труда и повышение его производительности, а также доходность хозяйства с развитием рыночных отношений стали основными факторами эффективности предпринимательской деятельности;

      взаимосвязь между полезностью и ценностью товара, в современных условиях определяет систему рыночного ценообразования, что непосредственно отражается на прибыльности предпринимательской деятельности.

      Настоящее практическое подтверждение объективности этих идей сложилось в Европе XVI-XVII веков. Это период зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Усложнение отношений производства, распределения и обмена привело к широкому разбросу научных мнений, что повлияло на формирование различных направлений и школ в экономической науке.

      меркантилисты и физиократы -  первые научные школы, пытавшиеся системно объяснить природу предпринимательской деятельности, через исследование процессов создания национального богатства и закономерностей его распределения.

      Меркантилизм (от итальянского mercante -- торговец, купец) - одна из научных школ, предлагающая обществу целостную экономическую теорию,  лоббировавшую интересы предпринимателей, в первую очередь, купцов и финансистов, а потому получившая распространение во многих странах, что подтверждает возрастающие масштабы общественных явлений и процессов. Термин «меркантилизм» ввел в оборот в XVIII в. А. Смит. Основоположники меркантилизма Вильям Стаффорд,  Томас Мен, Антуан Монкретьен, Джон Доу, Гаспар Скафурри, Антонио Джевонези и др. независимо друг от друга высказывали идею о том, что предметом экономической теории должна быть сфера обращения.

      Истоки идей меркантилистов связаны с открытием золотых и серебряных месторождений в Америке и пополнением государственной казны Европейских стран. В связи с этим стал развиваться товарообмен на внешних рынках,  и меркантилисты отождествили богатство с золотом и деньгами, утверждая, что успешность внешней торговли напрямую зависит  от соответствующей государственной политики, сохраняющей национальное богатство и оберегающей национального производителя, т.е. политики протекционизма. соответственно, целью научных изысканий меркантилистов был поиск ответа на вопрос о том, какой должна быть государственная внешнеторговая политика по отношению к предпринимательству в торговой и финансовой сферах.

      Антуан де Монкретьен де Ваттевиль (ок. 1575-1621) обосновал введенный им в научный аппарат термин «политическая экономия» возрастающим влиянием государства на интенсивность развития сферы частного бизнеса и предпринимательства. Первая часть данного термина произошла от слова «политейя», что означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства.

      Различия в экономическом укладе стран породили и различия во взглядах самих меркантилистов. В связи с этим выделяют два направления меркантилизма: ранний меркантилизм и поздний меркантилизм.

      В основе раннего меркантилизма (XV - середина XVI в.в.) лежит идея удержания денег в стране путем запрета их вывоза за границу и введение государственной монополии на торговлю валютой. Деньги рассматривались как средство накопления. Идеи ранних меркантилистов основанные на запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта и поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег вступили в противоречие с практическими целями наиболее влиятельных групп предпринимателей - купцов и финансистов, что привело к возникновению позднего меркантилизма.

      Решение проблемы роста национального богатства поздние меркантилисты. Мен, А. Сера, отчасти А.Смит) увидели в формировании активного торгового баланса. Считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Причем вывоз готовых товаров и валюты поощрялся, если это обеспечивало увеличение торговой выручки. Деньги рассматривались как средство обращения, являясь исходной предпосылкой товарооборота Д - Т - Д′, осуществляемого во внешней торговле. Меркантилисты были сторонниками государственного регулирования торговых отношений, а, следовательно, государственного протекционизма, основным смыслом которого является лоббирование интересов национальных предпринимателей.

      Государственная политика протекционизма, идейно поддерживаемая меркантилистами, использовала финансовые рычаги сдерживания импорта при помощи высоких импортных пошлин и поощрения вывоза, стимулируя организацию и развитие экспортных мануфактур. Таким образом, поздний  меркантилизм рассматривал предпринимательскую деятельность, как средство увеличения внешнеторгового сальдо.

      Особое место в экономической науке XVII в. занимают идеи Уильяма Петти, реализованные в работах «Трактат о налогах и сборах», «Политическая арифметика», «Кое-что о деньгах» и др. В отличие от меркантилистов, У. Петти поддерживал интересы промышленной буржуазии, считая источником богатства не деньги, а труд и землю. Признавая регулирующую роль государства, он утверждал, что его вмешательство должно способствовать развитию производства. Раскрывая сущность классовой структуры общества, природу происхождения богатства, приоритетность материального производства по отношению к сфере обращения У. Петти рассматривал прибыль как часть продукта, которая остается после вычета заработной платы и семян, фактически приравнивая её к ренте. Считая важным вопрос о цене товара, он исследовал не случайные, рыночные цены, а среднюю, или естественную, цену. В целом идеи У. Пети определили взаимосвязь категорий «труд», «цена» и «прибыль», социально-экономическая сущность которых проявляется в процессе предпринимательской деятельности.

      Идеи меркантилистов и У. Петти провозглашавшие приоритет национальных интересов во внешней торговле лоббировали интересы не всей нации, как экономической системы, а лишь отдельных социальных классов - купцов и финансистов и, в конечном счете, подорвали основы международной торговли -- сферы, в которой они видели источник роста национального благосостояния. С точки зрения экономической сущности предпринимательской деятельности, требующей свободы выбора сфер приложения предпринимательских способностей, эти идеи ограничивали возможности потенциального роста класса предпринимателей.  В результате этого  внутреннего противоречия  школа меркантилизма во второй половине XVIII в. сдала свои позиции физиократам.

      Физиократизм (греч. physis - природа + kratos - сила, господство), в основе которого  лежали теоретическая и политическая программы Франсуа Кенэ, основывался на идее развития предпринимательства в аграрной сфере, суть которой раскрывается следующими положениями:

      источником богатства является не просто труд в земледелии, а именно превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве;

      разница между совокупным общественным продуктом и издержками производства, или, иначе, избыток продукта над издержками производства оценивается как «чистый продукт», который создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительных стоимостей;

      в процессе промышленной обработки созданного в земледелии вещества «чистый продукт» не возникает и богатство не создается, поскольку лишь видоизменяется форма обрабатываемого продукта, но не увеличивается его количество;

      величина «чистого продукта» находится в прямой зависимости от размера издержек производства - расходов на сырье, материалы и заработную плату, сведенную к минимуму средств существования. Отсюда «чистый продукт» (прибавочная стоимость), по существу, выступает как порождение прибавочного труда.

      общество делится на три класса: производительный класс (фермеры и сельскохозяйственные работники), класс земельных собственников и «бесплодный» класс промышленников.

      капитал формируется в зависимости от характера его оборота и состоит из: первоначальных авансов - затрат на сельскохозяйственный инвентарь, постройки, скот и т. п. и ежегодных авансов - затрат на семена, основные сельскохозяйственные работы и рабочую силу.

      Эти положения нашли отражение в разработанной Ф.Кенэ «Экономической таблице», где схематически представлен процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта в целом. ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии.

      А.Р.Тюрго изложил экономическую доктрину физиократизма в работе «Размышление о создании и распределении богатств» с существенными поправками и дополнениями, определяющими роль и место отдельных групп предпринимателей с точки зрения их экономических интересов:

      в классах фермеров и промышленников он выделял работников и капиталистов. Класс фермеров у Тюрго делится на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату;

      прибыль он выделял как самостоятельный вид дохода, получаемый предпринимателем-капиталистом, хотя и трактовал ее как часть чистого продукта, т.е. ренты. Тюрго обосновывал это тем, что единственным производительным трудом, который производит больше того, что составляет оплату труда, является труд в земледелии.

      Следующий серьезный шаг в эволюции экономической теории сделали классики английской политической экономии Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Миль, чьи идеи выявили экономическую сущность развития предпринимательства в XVIII-XIX вв.

      А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. Он впервые систематизировал накопленные к тому времени экономические знания в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов».

      Опираясь на учение физиократов, А.Смит сформулировал главную задачу политэкономии страны - увеличение её богатства и могущества и обосновал идеи, заложившие фундамент развития предпринимательской деятельности:

      внешняя торговля выгодна, если она возникает своевременно и развивается самостоятельно, без государственного вмешательства;

      протекционизм не должен ограничивать международную торговлю, страна должна покупать все то, что иностранцы могут произвести дешевле, а продавать все то, в производстве чего страна имеет некоторые преимущества;

      международное разделение труда и специализация на производстве тех товаров, в которых страна имеет преимущества, позволят ей более полно использовать свой потенциал для создания национального богатства (теория абсолютных преимуществ);

      деньги являются не богатством, а средством обращения;  они не могут быть целью производства и торговли; истинное богатство страны состоит не в деньгах, а в землях, строениях и разного рода предметах потребления;

Информация о работе Эволюция взглядов на сущность национального богатства