Эволюция мировой валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть эволюцию мировой валютной системы, а также влияние различных факторов на ее развитие и совершенствование.
Задачами данной работы являются:
Рассмотреть этапы развития МВС.
Показать плюсы и минусы каждой из существовавших международных валютных систем.
Проанализировать развитие международной торговли от функционирования МВС.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Валютная система золотого стандарта……………………………...5
1.1. История создания………………………………….…………..........5
1.2. Основные принципы системы золотого стандарта………………6
1.3. Кризис золотомонетной и золотослитковой систем…………….....7
1.4. Создание золотодевизной валютной системы……………...............7
1.4.1. Недостатки золотодевизной валютной системы………………....8
1.4.2. Кризис золотодевизной валютной системы……………………....9
1.5. .Преимущества и недостатки системы золотого стандарта….....11

Глава 2. Бреттон-Вудская валютная система…………………...……....…...11
2.1. История создания……...…………………………………………....12
2.2. Принципы Бреттон-Вудской валютной системы…………….....12
2.3. Проблемы функционирования Бреттон-Вудской валютной системы………………………………………………………………...14
2.4. Кризис Бреттон-Вудской валютной системы…………………...17

Глава 3. Ямайская валютная система и современные тенденции развития мировой валютной системы………………………………………………….21
3.1. История создания…………………………………………………...21
3.2. Режимы валютных курсов…………………………………….….22
3.3. Специальные права заимствования – СДР………………………23
3.4. Основные характеристики Ямайской валютной системы……...25
3.5. Принципы Ямайской валютной системы………………………….26
3.6. Современное состояние МВС. Роль МВФ в развитии и регулировании мировой экономики……………27


Заключение…………………………………………………………………....30
Список использованной литературы………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Вся курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Право владельцев долларовых авуаров обменивать их на золото пришло в противоречие с возможностью США выполнять это обязательство. Их внешняя краткосрочная задолженность увеличилась в 8,5 раза за 1949-1971 гг., а официальные золотые резервы сократились в 2,4 раза. Следствием американской политики «дефицита без слез» явился подрыв доверия к доллару. Заниженная в интересах США официальная цена золота, служившая базой золотых и валютных паритетов, стала резко отклоняться от рыночной цены. Межгосударственное регулирование этой цены оказалось бессильным. В итоге искусственные золотые паритеты утратили смысл. Это противоречие усугублялось упорным отказом США до 1971 г. девальвировать свою валюту. Режим фиксированных паритетов и курсов валют усугубил «курсовые перекосы». В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением центральные банки были вынуждены осуществлять валютную интервенцию с использованием доллара даже в ущерб национальным интересам. Тем самым США переложили на другие страны заботу о поддержании курса доллара, что обостряло межгосударственные противоречия. Поскольку Устав МВФ допускал лишь разовые девальвации и ревальвации, то в ожидании их усиливались движение «горячих» денег, спекулятивная игра на понижение курса слабых валют и на повышение курса сильных валют. Межгосударственное валютное регулирование через МВФ оказалось почти безрезультатным. Его кредиты были недостаточны для покрытия даже временного дефицита платежных балансов и поддержки валют.

Принцип американоцентризма, на котором была основана Бреттон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трех мировых центров: США — Западная Европа — Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усилило межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран.

  1. Активизация рынка евродолларов. Поскольку США покрывают дефицит своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Этот колоссальный рынок долларов «без родины» (750 млрд. долл., или 80% объема еврорынка, в 1981 г. против 2 млрд. долл. в 1960 г.) сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской системы. Вначале он поддерживал позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-х годах евродолларовые операции, ускоряя стихийное движение «горячих» денег между странами, обострили валютный кризис.
  2. Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах. Кроме общих причин существовали специфические, присущие отдельным этапам развития кризиса Бреттон-Вудской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Ямайская валютная система и современные тенденции развития МВС.

3.1 История создания

В настоящее время в мире действует Ямайская валютная система, ее устройство было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Современная международная валютная система, базируется не на валютных системах отдельных стран (в том числе США), а на законодательно закрепленных межгосударственных принципах. В основу Ямайской валютной системы положен принцип полного отказа от золотого стандарта. Теперь ни одна валюта не может иметь золотого содержания; все золотые запасы стран и международных валютно-финансовых институтов заморожены.

Одновременно введен новый вид международных платежных средств - СДР, используемый для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы Международного валютного фонда. Все страны - участники Ямайского соглашения перешли от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам - свободно изменяющимся в определенных пределах под воздействием спроса и предложения на валютных рынках.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

1 – выравнивание темпов инфляции в различных странах;

2 – уравновешивание платежных балансов;

3–расширение возможностей для проведения независимой     внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка. Механизм действия современной валютной системы может быть представлен следующим образом. Страны - члены Международного валютного фонда получили определенную долю СДР в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР функционируют только как расчетные единицы; при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. Удельные веса валют определены в соответствии с удельным весом валют в международной торговле и платежах.

3.2. Режимы валютных курсов

По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

1 – курс национальной валюты  фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, европейскому евро.

2 – курс национальной валюты  фиксируется к СДР.

3 – «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается  к искусственно сконструированным  валютным комбинациям. Обычно в  данные комбинации (или корзины  валют) входят валюты основных  стран – торговых партнеров  данной страны.

4 – курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.

Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

3.3. Специальные права заимствования – СДР

Специальные права заимствования (СДР) (англ. special drawing rights) - международные платежные и резервные средства, выпускаемые Международным валютным фондом и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ.

В 1969 году МВФ, учитывая возрастающую опасность постоянного дефицита международной ликвидности, а также в силу ограниченности производства золота и расширения объемов мировой торговли, принял решение о создании искусственной валюты - специальных прав заимствования. СДР были созданы как резервная валюта, предназначенная для покрытия платежного баланса страны. Первый выпуск СДР был осуществлен в три этапа между 1970 и 1972 годами в размере 9,5 миллиарда долларов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.

Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен.

Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

3.4. Основные характеристики Ямайской валютной системы:

1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

2. Отменен  монетный паритет золота;

3. Основным средством международных  расчетов стала свободно конвертируемая  валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.

5. Центральные банки стран не  обязаны вмешиваться в работу  валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

6. Страна сама выбирает режим  валютного курса, но ей запрещено  выражать его через золото.

7.  МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

3.5. Принципы Ямайской валютной системы

Ее принципы состоят в следующем:

  • Золото демонетизировано; ликвидирована его функция основы для установления стоимости паритетов; ликвидирован государственный и межгосударственный контроль над рынками золота.
  • Осуществлено фактическое изъятие золота из официальных резервов. 1/6 часть золота, находящегося в распоряжении МВФ (780 т), была возвращена странам-членам по официальной цене в обмен на их национальные валюты. Еще 1/6 золота МВФ была продана в течение четырех лет, начиная с июня 1976 г.; США продали 500 т из своих официальных запасов в период 1978-1979 гг. Затем продажи прекратились, и резервы были заморожены.
  • Золото сохраняется в официальных запасах в качестве высоколиквидного товарного актива, который может быть реализован на частных рынках по рыночной цене. Была официально отменена обратимость доллара в золото.
  • Специальные права заимствования (СДР) были признаны основой валютной системы. Стоимость СДР определяется корзиной валют, т.е. набором ведущих валют в определенных соотношениях.
  • Страны-члены МВФ могут вводить любой валютный курс - плавающий или фиксированный.
  • МВФ уполномочен осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении.

 

Информация о работе Эволюция мировой валютной системы