Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара.
В данной курсовой работе мы постарались раскрыть такие понятия, как спрос, эластичность спроса, кривые спроса, цена и объем предложения на рынке их эластичность, а также рыночный механизм спроса и предложения и регулирование цены.

Оглавление

Введение…………………………….……………….……..……………….5
1. Теоретические основы спроса и предложения как основных регуляторов рыночной экономики…………………………………………….…7
1.1. Понятие спроса и закона спроса ….………………………………….7
1.2. Предложение в условиях рыночной экономики. Закон предложения……………………………………………………………………..11
2. Эластичность спроса и предложения…………………………………18
2.1. Общее определение эластичности…………………………………..18
2.2. Эластичность спроса…………………………………………………21
2.3. Эластичность предложения………………………………………….26
3. Практическое значение достижения равновесной цены для предпринимательской деятельности…………………………………………...30
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения…………….……........30
3.2. Регулирование цены в предпринимательской деятельности. Цены «пола» и «потолка»………… …………………………………………………..35
Заключение ……………………………………………….….…………...39
Список использованной литературы……………………….……............42

Файлы: 1 файл

Курсовая эластичность.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

В современной мировой экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А.Маршалла.

Д.Робинсон назвала теорию А.Маршалла, изложенную в «Принципах экономике», экономической библией, а М.Фридмеч полагает, что в этой книге теория цен уже почти полностью оформилась в своем современном виде.

Исходная позиция А.Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время существует лишь одна цена. Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода, за это время не меняются мода или вкусы, никакой новый заменитель не влияет на спрос, никакое новое изобретение не воздействует на предложение,

Смысл такого подхода заключается в том, чтобы в спокойном, нормальном, обычном, постоянно повторяющемся явлении выявить существенные черты анализируемого предмета.

Нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения.

Нормальная цена предложения как для долгих, так и для коротких периодов определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, т.е. это средние затраты.

Нижней границей цены товара являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить предельные издержки (издержки производства тех товаров, которые находятся на грани целесообразности производства).

Принимая во внимание усиление взаимосвязей в макроэкономике, т.е. дополняя анализ цены новыми условиями, можно утверждать, что цена в конечном счете зависит не от предельных, а от совокупных затрат труда и капитала, и, следовательно, цены определяются общим уровнем спроса и предложения.

Рассмотрим механизм формирования равновесной цены в концепции А.Маршалла. В качестве иллюстрации возьмем зерновой рынок и предположим, что все зерно на этом рынке одинакового качества. Производители и покупатели готовы продать или купить определенное количество зерна по определенной цене.

В результате конкуренции продавцов и покупателей на рынке устанавливается такая цена зерна, при которой количество зерна, которое покупатели готовы купить по этой цене, точно равняется количеству зерна, которое продавцы согласны родать по этой цене. Этот процесс представлен на графике (рис.7). Графики в теории А.Маршалла являются «картинками», которые помогают понять взаимосвязь экономических процессов, но они не являются аргументом для доказательства тезиса.

Когда цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени OQ, можно назвать равновесным количеством, а цену ОР, по которой он продается, равновесной. Характерной чертой устойчивых равновесии, по мнению А.Маршалла, является то, что цена спроса превышает цену предложения на величину, несколько меньшую, чем величина равновесного количества, и наоборот. С изменением цен происходит изменение спроса и предложения. Точки пересечения функций спроса и предложения отражают разные уровни равновесных цен и равновесные количества товаров во времени (рис. 8).

              Рисунок 7                                  Рисунок 8

Формирование рыночной цены А.Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства

В  условиях мгновенного равновесия предложение товаров  фиксировано  (рис. 9).  При данном  фиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение ведет к падению цены.

В условиях краткосрочного равновесия вдруг может изменится спрос, кривая спроса возрастает до D. (рис. 10).

      Рисунок 9                           Рисунок 10

Объем выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования. В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может и снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понести убытки, но она может продолжать работать.

Различия между предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в эту отрасль.

Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и фирма не будет иметь нормальную прибыль. Цена может колебаться в пределах короткого периода, но в долгосрочном периоде она постоянна.

Очевидно, что  нормальная цена  формируется в условиях воспроизводства,  причем  вариация цен приближается к минимальной равновесной цене Р.

На формирование равновесной цены в рыночной экономике оказывают влияние процессы монополизации производства и прогрессивного налогообложения производителей. Высокая степень концентрации производства приводит к появлению монополий. Монополии при определенных условиях сокращают предложение товаров и поднимают их цену. Высокий уровень налогов позволяет государственным органам изымать у производителей значительную долю прибыли, что в конечном итоге приводит к сокращению инвестиций, производства и предложения товаров.

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике (рис. 11) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.

Рисунок 11 - Спрос, предложение, цена

 

 

3.2. Регулирование цены в предпринимательской деятельности.

Цены «пола» и «потолка»

 

 

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

«Цена пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.

Многие экономисты - сторонники неолиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченной свободы рыночных отношений, возражают против применения цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя.

Приверженцы других направлений экономической науки, нисколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы); другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения).

Так или иначе, но предприниматели, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены в предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

            фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

            цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

            наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

            фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);

            начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

Значительная часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предпринимателей-производителей, нежеланием формировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка, а также коррупция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информация о работе Эластичность спроса и предложения