Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:03, курсовая работа
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара.
В данной курсовой работе мы постарались раскрыть такие понятия, как спрос, эластичность спроса, кривые спроса, цена и объем предложения на рынке их эластичность, а также рыночный механизм спроса и предложения и регулирование цены.
Введение…………………………….……………….……..……………….5
1. Теоретические основы спроса и предложения как основных регуляторов рыночной экономики…………………………………………….…7
1.1. Понятие спроса и закона спроса ….………………………………….7
1.2. Предложение в условиях рыночной экономики. Закон предложения……………………………………………………………………..11
2. Эластичность спроса и предложения…………………………………18
2.1. Общее определение эластичности…………………………………..18
2.2. Эластичность спроса…………………………………………………21
2.3. Эластичность предложения………………………………………….26
3. Практическое значение достижения равновесной цены для предпринимательской деятельности…………………………………………...30
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения…………….……........30
3.2. Регулирование цены в предпринимательской деятельности. Цены «пола» и «потолка»………… …………………………………………………..35
Заключение ……………………………………………….….…………...39
Список использованной литературы……………………….……............42
В результате данной исследовательской работы, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка.
Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее.
Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него [4, с. 159] . Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения. Закон предложения, экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях [14, с.100]. Закон предложения - показывает прямую зависимость между уровнем цены (Р) и величиной предложения.
Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства.
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены в предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;
цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.
2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:
фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);
начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.
Значительная часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предпринимателей-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. – 2-е изд., доп. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 208 с.
2. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. Т. 1 / И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр : Эльга, 2007. - 592 с.
3. Борисов Е. Экономическая теория. Учебник. - М.: Проспект 2007
4. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
5. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 272 с.: ил.
6. Курс экономики / под ред. проф. Б. А. Райзберга – М.: ИНФРА-М, 2007. – 720 с.
7. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.
8. Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов.
9. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие / под ред. О. Мамедова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 544 с.
10. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.
11. Фролова Т.А.Микроэкономика: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2006
12. Экономика : учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : Экономистъ, 2006, Гл. 4.
13. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. М, ЮНИТИ, 2008.
14. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. АСА, 2009.
15. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. И.П. Николаевой. М., ЮНИТИ, 2004.
16. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М., Проспект, 2006.
17. http://www.businesspress.ru/
18. http://www.lenta.ru/
19. http://www.newsru.com
42