Экономические кризисы сущность, причины, последствия и пути выхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – детальное изучение природы, сущности, причин и последствий экономического кризиса как стадии экономического цикла.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
определить понятие экономической системы, и её цикличности;
рассмотреть фазы экономических циклов;
раскрыть сущность понятия экономического кризиса, его причин и видо

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
КРИЗИС КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Экономическая система и цикличность её развития
Экономические кризисы: понятие, виды и причины возникновения.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
2.1 Возникновение и причины мирового финансового кризиса
2.2 Последствия мирового финансового кризиса
2.2 Влияние кризиса на экономику Республики Беларусь
ПУТИ АДАПТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА РЕМПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Экономические кризисы сущность, причины, последствия и пути выхода.docx

— 99.96 Кб (Скачать)

  Важнейшими  элементами антикризисного механизма  в реальном секторе экономики  должны стать:

  • разработка перспективной программы по оздоровлению, модернизации, структурной перестройке экономики на инновационной основе;
  • увеличение объемов экспорта и оптимизация импортных потоков, конкретизация приоритетов экспортно-импортной деятельности с выделением потенциально наиболее эффективных, конкурентоспособных отраслей и производств;
  • создание системы государственной поддержки экспорта;
  • оптимизация таможенного регулирования, обеспечивающая благоприятные условия для развития наукоемких и высокотехнологичных производств, приоритетных НИОКР.

  На  поддержание реального сектора  белорусской экономики в условиях кризиса должны работать потенциалы национальной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой систем. Наиболее важные из них:

  • создание государственной специализированной небанковской кредитно-финансовой организации (НКФО), основными задачами которой явились бы, с одной стороны, льготное кредитование и финансирование приоритетных инвестиционных проектов и социальных программ, с другой — покупка проблемных активов крупнейших отечественных банков;
  • ограничение маржи банков;
  • установление на период стабилизации для банков директивного показателя по доле кредитов субъектам реального сектора в активах банка; 

  • сохранение в бюджете 2009 г. дефицита на уровне 1,8% к ВВП и др.  [4, с.130-131]

  В то же время по мнению кандидата  экономических наук, доцента БГЭУ Курадовца А.Н., в целях минимизации последствий мирового финансового кризиса представляется целесообразным провести следующие мероприятия:

  • в кратчайшие сроки осуществить реструктуризацию и реформирование отдельных отечественных предприятий путем их технологического перевооружения посредством привлечения отечественных или зарубежных инвестиций;

  • внедрить разнообразные формы международных расчетов, обеспечивающих использование минимального количества валютных средств (вексель, факторинг, форфейтинг, взаимозачет, клиринг, комбинированные формы расчетов и т.д.);

  • создать благоприятную бизнес-среду для функционирования малого предпринимательства с целью снятия напряженности в сфере занятости населения;

  • расширить кооперационные связи с предприятиями РФ и Украины путем создания ФПГ;

  • пересмотреть структуру официальных золотовалютных резервов с целью дальнейшей диверсификации, уменьшения доли долларовой ее составляющей и увеличения соответственно доли других устойчивых валют (китайского юаня, а также СДР и монетарного золота);

  • перейти во взаиморасчетах со странами СНГ и РФ на российский рубль;

  • осуществить амнистию отечественного капитала в целях его задействования в производственной сфере и наращивания экспортного потенциала;

  • расширить географическую направленность экспорта путем его увеличения прежде всего в страны Латинской Америки, Ближнего Востока, а также бывшие социалистические страны Восточной Европы и СНГ;

  • активно включиться в процессы международного сотрудничества по разработке мероприятий в рамках СНГ по противодействию негативных последствий современного мирового кризиса;

  • активизировать деятельность с мировыми финансово-кредитными институтами по привлечению дополнительных денежных средств в целях создания подушки безопасности.

  Достижения  соглашения с МВФ является существенным фактором для развития финансовых взаимоотношений с ведущими международными организациями, Европейским Союзом и другими государствами. В конечном счете предполагается сформировать финансовую «подушку безопасности» для нашего государства в размере 8-10 млрд. долл. США в целях дальнейшего повышения устойчивости белорусской экономики. [12, с.3-4]

  А по мнению А.В. Антоневича  из Минского института трудовых и социальных отношений, необходимо осуществить первоочередные мероприятия, способствующие постепенному преодолению кризисных потрясений и повышению устойчивости национальной экономики. Среди них:

   Развивать в Республике Беларусь ипотеку. Законопроект «Об ипотеке» во 2-м чтении рассмотрен на пленарном заседании Палаты представителей в мае 2008 г. Ипотека будет способствовать росту капитализации банков. Для развития ипотечного кредитования необходимо привлечение крупных долгосрочных (15-30 лет) кредитов под низкий процент. Международный опыт показывает, что для того чтобы данный рынок начал функционировать, необходима эффективная система государственной поддержки.

  • Эффективно использовать механизмы рефинансирования (внутренние механизмы денежного предложения). В условиях эскалации угроз огромное значение приобретает повышение эффективности использования механизмов рефинансирования. Для обеспечения стабильности в денежной сфере очень важным является уровень обеспеченности денежными средствами сделок в реальном секторе экономики. Со 2 января 2009 г. Национальный банк предпринял дополнительные меры по обеспечению стабильности белорусского рубля, которые будут также способствовать дальнейшему повышению доходности вкладов в белорусских рублях и сохранению их высокой привлекательности. Так, с 8 января 2009 г. ставка рефинансирования повышена до 14 % годовых.

  Увеличение  ставки рефинансирования, а соответственно, и процентных ставок по вкладам, станет стимулирующей мерой для притока сбережений в банки. Это положительно скажется на расширении их ресурсной базы для последующего удовлетворения спроса населения и предприятий на банковские услуги.

  • Предоставление налоговых льгот. В соответствии с Указом Президента от 23 января 2009 г. № 48 «О стимулировании в 2009 г. развития промышленного производства» ряд промышленных предприятий освобождается от перечисления в бюджет суммы превышения налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствующий период 2009 г., по сравнению с суммой налогов за аналогичный период 2008 г. Образовавшаяся разница корректируется в соответствии с изменениями налогового законодательства коэффициентом, учитывающим прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на текущий год и установленное индивидуальное задание по росту объема производства продукции. 15 % высвобождаемых средств направляется в бюджеты областей и г. Минска, 85 % - остается в распоряжении предприятий и направляются на модернизацию, техническое переоснащение производства, внедрение новых технологий и повышение качества продукции.

  • Развитие экспорта. В рамках Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 гг. в Беларуси в 2009 г. будет реализовано 150 мероприятий по шести основным направлениям. В 2009 г. должна быть использована хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, предусматривающая определение по каждой стране номенклатуры экспортных поставок и их объемам. Министр иностранных дел (С. Мартынов) сообщил, что впервые в 2009 г. до загранучреждений доведены прогнозные параметры по экспорту услуг, а также в рамках развития инфраструктуры экспорта планируется создание белорусской лизинговой компании, развитие товаропроводящей сети за рубежом, создание механизма финансирования поддержки экспорта, в т.ч. через БРУПЭИС «Белэксимгарант» и др.

   Продолжить капитализацию банковского сектора. Для обеспечения стабильности на рынке и необходимых объемов финансовых ресурсов необходимым является дальнейшая капитализация банковского сектора, в т. ч. за счет уменьшения доли государства в банковском секторе и привлечения в него иностранного капитала, но при условии сохранения национального контроля за такой стратегически важной сферой, как финансовая (в РБ доля иностранного участия в банковской системе ограничена 25 %, фактически в 2007 г. он составил 13 %. Для сравнения: в Украине - 35 %, РФ - 25,7). Следует учитывать, что банки с иностранным участием имеют возможность привлекать ресурсы напрямую от материальных (центральных офисов) банков, что более выгоднее по сравнению с покупкой ресурсов на межбанковском рынке (как на внутреннем, так и внешнем). [1, с.14-15]

  Напрашивается вывод: наряду с мерами по стабилизации экономики необходимо сконцентрировать силы на создании национальной инновационной системы. Следует ускорить процесс развития венчурного предпринимательства, упростить получение кредитов для организации малых инновационных предприятий, увеличить ресурсную базу и повысить эффективность использования финансовых средств республиканского бюджета, направляемых на развитие науки, образования и здравоохранения.

  Выход из кризисов не легкий и не быстрый. Но есть основания считать, что Беларусь справится с трудной задачей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Проблема  цикличности экономики за более  чем вековую историю её существования  стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и  функционирование системы мирового и национального хозяйства. Цикличное  развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической  активности в течение длительного  времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая  повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям людей, что не может не беспокоить цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня  остается одной из центральных проблем  экономической теории.

     Опираясь  на переосмысленное наследие, современные  исследователи формируют новую  теорию циклической динамики, с помощью  которых можно объяснить волнообразные  колебания экономики, обусловленные  последовательным замещением доминирующих в ней технологических укладов  и связанных с ними этапов технико-экономического развития. Изучение периодических колебаний  социально-экономического развития показало их прямую зависимость от научно-технического прогресса и инновационной деятельности, которые формируют предпосылки  для возникновения экономических  циклов.

     Наиболее  распространенными сегодня являются следующие направления объяснения причин кризисов и циклов:

       Во-первых, объяснение кризисов недопотреблением  народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае - стимулирование потребления. Между тем, неравномерная динамика потребления, как убеждает нас практика, представляет собой скорее следствие, чем причину экономического цикла.

     Во-вторых, группа ученых-экономистов связывает  кризис с отсутствием «правильных  пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. Составной частью этих взглядов можно считать концепцию, объясняющую кризисы сбоями в денежном обращении или банковской сфере, описанной выше.

     В-третьих, известную популярность получил  поиск причин циклического характера  развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики.

     Такое обилие взглядов объясняется сложностью и важностью данного экономического явления.

     Таким образом, цикличность выступает  как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства  в целом. Современный механизм самонастройки  рыночной экономики через циклические  кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма  функционирования экономики в форме  циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный  процесс.

     Мировой финансовый кризис это испытание  не только для нашей страны, но и  для всего мира. Сложно точно определить последствия кризиса или тем  более дать его однозначный прогноз. Особенно сейчас, в условиях глобальной нестабильности, когда мировой кризис прочно укоренился во всех сферах хозяйствования. Современный экономический кризис безусловно закончится, сложно точно определить когда, но можно с уверенностью сказать лишь одно, что после его окончания наша экономика приобретет совершенно иную форму и содержание.

  Белорусская экономика, несомненно, тоже ощущает влияние мирового экономического кризиса, и это проявляется прежде всего в уменьшении объема экспорта за пределы Беларуси, в недостатке финансовых средств в реальном секторе экономики, в сужении денежных потоков. Возникают проблемы с платежами за отгруженную продукцию, а значит, продукция оседает на складах. Разовая девальвация рубля ударила по карману граждан, имеющих сбережения в белорусских рублях. Цены на импорт выросли, а некоторые коммерческие структуры и предприятия начали взвинчивать цены. В кризисной экономике отчетливо проявляются спад экспортного спроса, сокращение потребительского спроса и спад инвестиций. Все это приводит к уменьшению совокупного спроса и снижению роста ВВП. Однако Правительство и Нацбанк Республики Беларусь оперативно среагировали на последствия кризиса и проводят антикризисные мероприятия по стабилизации экономики и финансовой системы. Это проявляется в поддержке малого и среднего бизнеса, в решении проблем на рынке недвижимости, в снижении расходов на содержание управленческого аппарата, в сохранении кадрового потенциала республики, обеспечении занятости и поддержке социально уязвимых слоев населения, в гарантии сохранности денежных средств физических лиц и др.

Информация о работе Экономические кризисы сущность, причины, последствия и пути выхода