Экономические кризисы сущность, причины, последствия и пути выхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – детальное изучение природы, сущности, причин и последствий экономического кризиса как стадии экономического цикла.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
определить понятие экономической системы, и её цикличности;
рассмотреть фазы экономических циклов;
раскрыть сущность понятия экономического кризиса, его причин и видо

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
КРИЗИС КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Экономическая система и цикличность её развития
Экономические кризисы: понятие, виды и причины возникновения.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
2.1 Возникновение и причины мирового финансового кризиса
2.2 Последствия мирового финансового кризиса
2.2 Влияние кризиса на экономику Республики Беларусь
ПУТИ АДАПТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА РЕМПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Экономические кризисы сущность, причины, последствия и пути выхода.docx

— 99.96 Кб (Скачать)

   Наиболее  значительно сократились объемы производства в машиностроении и  металлообработке (78,2% по отношению  к январю-апрелю 2008 г.); лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (76,6%), легкой (85,9%). Наряду с этим выросли запасы готовой продукции. По отношению к среднемесячному объему производства в фактических ценах они составили на 1.05.2009 г. 93,2% (на 1.05.2008 г. - 51,5%). Наибольший рост запасов наблюдается в станкостроительной и инструментальной промышленности (237,4%), автомобилестроении (в 3,2 р.), легкой промышленности (198,9%) - отраслях и подотраслях с достаточно высоким экспортным потенциалом.

   Тенденция снижения экспорта товаров и услуг  в Беларуси проявилась уже в июле-августе 2008 г., и в январе текущего года он составил лишь 40% от июньского (2008 г.) значения. Объем экспорта товаров за январь-март 2009 г. (в фактических ценах) сократился на 48,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 23,2% - к декабрю 2008 г. При этом падение экспорта в Россию и страны СНГ было более значительным, чем в государства вне Содружества.

   Аналогичные процессы были присущи и импорту  республики, но несколько с меньшей интенсивностью. Результатом стало возрастание отрицательного сальдо внешней торговли товарами: с -517,2 млн. долл. в июне 2008 г. до -1100,5 млн. долл. США в декабре. За три месяца текущего года сальдо внешней торговли товарами составило -1866,3 млн. долл. США и выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,5 раза.

   Столь существенное падение экспортно-импортных операций обусловлено снижением как средних цен, так и физических объемов внешнеторгового оборота. По сравнению с январем-мартом 2008 г. средние цены экспорта упали на 30,4%, импорта - на 18,4%. При этом физический объем экспорта уменьшился на 26,5%, импорта - на 16,5%.

   Резко сократился физический объем экспорта в Россию - на 32,8%, при снижении средней  цены на 21,7%. По импорту данные параметры  составляют 17,8 и 26,5% соответственно.

   По-иному  сложились эти показатели во взаимоотношениях со странами вне СНГ. Средние цены на экспорт снизились существенно - на 34,4%, а на импорт - на 1,5%. Продолжилась тенденция сокращения физического объема и экспорта (21,1%), и импорта (11,9%). [9, с. 28-31]

   Следствием  такого развития процессов во внешнеторговой деятельности страны явился рост отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами. Оно выросло с - 2,7 млрд. /долл. США в 2007 г. До - 4,4 млрд. долл. в 2008 г. Только за IV квартал прошедшего года дефицит «подрос» на 2,3 млрд. долл., а за декабрь - на 1 млрд. долларов США. За три месяца текущего года сложилось также отрицательное сальдо на уровне 1531,3 млн. долл. Результат - резкое уменьшение поступления валюты, возрастание спроса на нее.

   За  последние полгода Национальному банку пришлось продать более 4,5 млрд. долл. США, что, тем не менее, не спасло национальную валюту от разовой существенной девальвации и последующего обесценения. предприятий-импортеров. В последнее время наше Правительство предпринято ряд мер для поддержания курса белорусского рубля и экономики республики. В ноябре 2008г. поступил первый транш 2-миллиардного долларового кредита из России, который нам выдан на выгодных условиях. В первом квартале 2009 г. поступил еще 1 млрд. долл. США; 2,5 млрд. долл. обещал предоставить Международный валютный фонд; 1 млрд. долл. США выделит Всемирный банк. [1, с.18]

   Параллельно происходило ускорение инфляционных процессов. Начиная с сентября 2008 г. индекс потребительских цен на товары и услуги (по отношению к предыдущему месяцу) не опускался ниже 101% и вырос в январе текущего года до 104,1% (февраль - 101,2%). Однако в последние два месяца наметилась тенденция снижения этого индекса. В марте он составил 100,6%, а в апреле - 100,4%. В результате по данному параметру за четыре месяца текущего года Беларусь на фоне наших основных партнеров по СНГ выглядит следующим образом: Россия - 106,2%, Украина - 106,9%, Казахстан - 102,8%, Беларусь - 106,5%.

   Серьезные трудности испытывает финансово-кредитная система страны. Фактически, экономика вошла в режим кредитной рестрикции, что в конечном итоге может привести к снижению темпов роста производства. В феврале 2009 г. дефицит краткосрочной рублевой ликвидности белорусских банков достиг 2,5 трлн. руб., подавляющая часть которого приходится на системообразующие государственные банки.

   Наряду  с этим за последнее время существенно  увеличился внешний государственный  долг страны. Он практически достиг рубежа в 5 млрд. долл. США и составляет по разным оценкам от 10 до 14 % ВВП, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Беларуси на 2009г. [13, с.8]

   Одновременно происходят сжатие сроков, на которые коммерческими банками привлекаются денежные средства и существенное сокращение объемов кредитования субъектов хозяйствования и населения.

   Совокупность обозначенных выше процессов в экономике страны может привести к возникновению новых угроз национальной безопасности, важнейшими среди которых являются: дальнейшее увеличение валового внешнего долга; чрезмерное сжатие денежной базы и усиление режима кредитной рестрикции; обострение проблем занятости и социальной защиты населения; деградация реального сектора экономики, снижение его конкурентоспособности на мировом рынке. Для их профилактики и преодоления требуется выработка системного антикризисного механизма, базирующегося, с одной стороны, на глубоком анализе причинно-следственных связей деструктивных явлений, мировом опыте преодоления социально-экономических катаклизмов, с другой - на совокупности взаимосвязанных непротиворечивых мер оперативного, тактического и стратегического характера. [9, с.4-5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 3. ПУТИ АДАПТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И АНТИКРИЗНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

  Негативное  влияние мирового финансового кризиса  на экономику Республики Беларусь носит  вторичный, наведенный характер, т.е. через  страны, активно включенные в финансовую сферу и понесшие ощутимые потери. Это в первую очередь касается России как основного торгово-экономического партнера нашей республики, в которой  финансовые трудности были усугублены падением мировых цен на нефтепродукты. [4, с.131]

  Меры  Правительства Республики Беларусь по либерализации хозяйственной деятельности — это план первоочередных мероприятий по стимулированию бизнеса. Но важно не только выжить, необходима модернизация, чтобы не потерять свои позиции на мировом рынке.

  Анализ  информации об антикризисных программах США и ряда западноевропейских стран говорит о том, что, несмотря на финансовые трудности, эти страны увеличивают расходы на образование, здравоохранение, науку и инновации — в сферы, наиболее значимые для модернизации экономики. Их антикризисные программы направлены на сохранение конкурентных преимуществ на высокотехнологичных рынках. Данный подход соответствует расчетам российского экономиста А. Кобякова, согласно которым мировая экономика в 2000—2007 гг. достигла пика повышательной фазы 5-й кондратьевской длинной волны, основу базисных инноваций которой составили микроэлектроника, компьютерная техника, интернет и мобильная связь. В настоящее время имеет место поворот волны в сторону снижения деловой активности. Если вывод соответствует реальности, то для выхода из кризиса нужны новые инновации, выгодные для вложения капитала, или новые способы использования тех инноваций, которые появились в конце предыдущего цикла, позволяющие удешевить и наладить на их базе массовое производство новых товаров. [4, с.131]

  В связи со сложившимися негативными тенденциями необходимо проведение государственной политики жесткой экономии расходов, направленной на борьбу с дефицитом платежного баланса, а также дефицитом счетов банков и предприятий. Избыточный спрос на деньги и товары со стороны субъектов экономики, которые не могут претендовать на спрос ввиду отсутствия доходов, должен быть селективно сокращен. Государство должно определить народно-хозяйственные приоритеты — высокотехнологичный сектор экспортных производств, который должен быть переведен на особые условия функционирования (финансирования, налогообложения и т.д.).

  В основу программы антикризисных  стабилизационных мер должна быть положена стратегия борьбы с дефицитом текущего счета платежного баланса. Необходимо ограничить дефицит, сокращая импортную составляющую за счет реализации госпрограмм экономии расходов и поддержки экспорта высокотехнологичных предприятий на внешних рынках. Движение к уровню равновесия доходов и расходов предприятий и банков, сбалансированность импорта с экспортом, дальнейший поиск внешнего финансирования позволят ограничить спекулятивное давление на валютный курс рубля.

  Основная  проблема антикризисного регулирования  экономики Беларуси заключается в том, что, с одной стороны, необходимо добиться ограничения инфляции уровнем 10—12 %, не допустив при этом высокого уровня девальвации рубля, который подстегнет инфляцию, вызывая спираль (инфляция — девальвация). Однако, с другой стороны, столь же опасным является излишне жесткая денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика, которая резко сожмет экономическую активность. Если государство преступит меру финансовой жесткости, то это может вызвать в экономике кумулятивный спад ВВП и стагфляцию. Для недопущения развития деструктивных тенденций по стагфляционному сценарию необходимо изменить структуру расходов госбюджета в сторону приоритетной поддержки социального и производственного направлений развития экономики. С одной стороны, должна быть предусмотрена целевая адресная социальная поддержка граждан с низким уровнем доходов в условиях развития тенденции к падению доходов в период стабилизации экономики, а с другой — должна быть осуществлена точечная целевая поддержка из госбюджета высокотехнологичных предприятий под реальные бизнес-планы выхода из кризиса, предусматривающие систему конкретных мероприятий, сроки достижения результатов, объемы и порядок финансирования, ответственность руководителей предприятий. Важным является недопущение «двойного» дефицита (дефицита госбюджета и дефицита платежного баланса), который может раскрутить спираль самогенерирующейся инфляции, выходящей за рамки 10—12 % , вместе с наложенным на нее девальвационным эффектом. [10, с. 322-323]

 По  словам Геннадия Лыча, доктора экономических  наук, профессора и академика НАН  Беларуси, одно из центральных мест в государственной антикризисной программе должно быть отведено вопросам занятости населения. Дело в том, что массовой безработицы Беларуси, скорее всего, не избежать. Особенно если страны, импортирующие белорусские товары, начнут все более широко использовать протекционистские меры для защиты своих товаропроизводителей от иностранных конкурентов: повышать ввозные пошлины, субсидировать отечественных покупателей товаров местного производства, предоставлять своим предприятиям различного рода преференции и т. д. Успешное преодоление таких искусственно создаваемых барьеров на пути экспорта продукции для преобладающего большинства белорусских предприятий-экспортеров может оказаться непосильной задачей. Даже сегодня многие из них от продажи своей продукции за рубежом не получают надлежащей прибыли, необходимой для обеспечения воспроизводства фондов на качественно новой технико-технологической основе. Поэтому любое дальнейшее занижение ими экспортных цен в целях обеспечения конкурентоспособности своей продукции на зарубежных рынках грозит неминуемым и очень скорым банкротством, обрекающим занятого на этих предприятиях персонала на безработицу.

 Положение серьезно усугубляется тем, что денежные сбережения преобладающего большинства граждан нашей страны также весьма скромные. Долго продержаться за их счет, оказавшись без работы, наши люди не смогут. Не окажет им надлежащей помощи и государство, стремительно обрастающее долгами. Единственный выход из такого положения - возможно более быстрое предоставление безработным новых рабочих мест.

  В ситуации, которая сложится в нашей  стране в случае массового банкротства  предприятий, реально возможны лишь два пути решения данной задачи - ускоренное развитие малого и среднего бизнеса и предоставление возможности жителям города, лишившимся работы, на время выехать в деревню, чтобы там заняться сельскохозяйственным трудом и таким образом обеспечить свою семью продуктами питания. Второй путь следует рассматривать как запасной, на тот случай, когда безработица примет угрожающие масштабы, а бизнес окажется не в состоянии занять большую часть людей, лишившихся всяких заработков. [5, с.32-33]

  Для преодоления проблем требуется  выработка системного антикризисного механизма, базирующегося на совокупности мер оперативного, тактического и стратегического характера. При этом экономическая политика государства должна быть направлена не на консервацию сложившейся структуры экономики, а на поддержание самых перспективных инновационных областей науки, образования, техники и производства. [12, с.3]

  По  мнению доктора экономических наук, профессора и ректора БГЭУ Шимова В.Н., достижение этой цели предполагает осуществление, с одной стороны, общесистемных мер, которые будут создавать необходимые условия и фон для проведения стабилизационных действий, с другой — мероприятий в наиболее проблемных сегментах реальной экономики и финансов.

    Общесистемные мероприятия включают:

  • установление минимальных значений основных социальных индикаторов развития общества, несоблюдение которых недопустимо и социально опасно;
  • ограничение вмешательства органов государственного управления в хозяйственную жизнь организаций, ведущего к росту запасов готовой продукции на складах;

• либерализацию экономической жизни страны;

  • реализацию комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата на основе модернизации экономических институтов и организационных механизмов.

Информация о работе Экономические кризисы сущность, причины, последствия и пути выхода