Экономическая политика и ее направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическими требованиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….….2
1. Понятие, виды и инструменты экономической политики…………….…….…3
2. Направления и реализация экономической политики РФ…….………….....…7
3. Типология экономической политики государства.……..……………………...12
4. Концепция Тинбергена.……….…………………………………………………16
5. Критика Лукаса.……..……………………………………………………………18
6. Методы и формы реализации региональной экономической политики.……..22
7. Содержание и составляющие экономической политики предприятия.………25
8. Внешняя экономическая политика.……..………………………………………30
Заключение.…...……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы…………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Экономическая политика и её направления Лизиков В.Н..doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Последователи Тинбергена внесли дополнения в его концепцию. Генри Тейлор разработал оптимальную функцию  благосостояния и функцию минимизации потерь; включил в модель издержки, связанные с переходами от одних инструментов к использованию других.

В целом концепцию Тинбергена следует  отнести к разряду нормативных.

Вкладом в дальнейшую разработку экономической политики явились работы Роберта Манделла. Как правило, считает автор, политические инструменты диверсифицированы и находятся под контролем различных государственных органов (министерств экономики, финансов, Центрального банка и др.). Эти обстоятельства требуют эффективной рыночной классификации. В каждом случае выстраивается ряд — целевой показатель — инструменты — орган, к которому данная цель «приписана». Орган приписки располагает как бы преимущественным воздействием. В качестве примера можно привести повсеместную ответственность Центральных банков за стабильность денежного обращения.

Самым труднопреодолимым при разработке политической программы является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значительные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели.

Неопределенности многообразны. В  их числе временные правила между  возникновением той или иной опасности, принятием решений и их экономическим эффектом; неожиданные шоковые ситуации, в том числе экзогенного характера. Особое значение в этой связи приобретает рациональный выбор различных инструментов политического воздействия, обращение к навешенным денежно-кредитным средствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Критика Лукаса

 

Большая эконометрическая модель Тинбергена являлась схемой экономической политики более двадцати лет. Однако в середине 70-х гг. экономисты все чаще стали  писать о недостатках теории Тинбергена, придавая особенное значение неопределенности. Нашего внимания заслуживает в этой связи «критика Лукаса», одного из первых представителей теории рационального выбора. Американский экономист Роберт Лукас, профессор Чикагского университета выступил в 1976 г. с монографией «Эволюция экономической политики».

В модели экономической политики Тинбергена выведены коэффициенты, связывающие  экономические переменные и политические действия. Между тем, изменения в  экономике и политике делают эти коэффициенты ненадежными. Сами исходные экономические параметры чаще всего некорректны, поскольку уже являются результатом политического маневрирования, и поэтому дальнейший анализ может привести к неожиданным результатам.

В центре внимания Лукаса оказалась оценка ожиданий. Как правило, ее производят приблизительно, исходя из прошлого опыта. Такая механическая экстраполяция, считает Лукас, порочна. Реакции на политические перемены невозможно предвидеть, исходя из прошлого. Например, между предложением денег и выпуском продукции существует, как мы позже увидим, линейная зависимость, но неожиданные изменения количества денег могут нарушить ритм, предсказанный ожидавшимся приростом денежной массы. Или другой пример: почему взаимосвязь между безработицей и инфляцией, традиционно базировавшаяся на доктрине Т. Филлипса, оказалась в 60-е гг. несостоятельной? (См. словарь.) В другом месте Лукас ссылается на оценку эффекта, проистекающего из изменений в налоговой политике. Он зависит от того, являются ли налоговые изменения временными или постоянными и как их, соответственно, оценивают налогоплательщики. Политика, основывающаяся на среднестатистических показателях прошлого и недооценивающая фактор переменчивых ожиданий, обречена на ошибки и неудачи. Следствием критики Лукаса стало создание более совершенных макроэкономических моделей, включающих оценку фактора ожиданий.

Попробуем теперь систематизировать  общие позиции, которые выдвигает  неоклассическая теория экономической  политики.

Ключевую цель экономической политики — минимизацию социальных потерь можно реализовать лишь при последовательности действий многократно повторяемых, ставших как бы само собой разумеющимися. Понятно стремление политических органов достичь оптимального сочетания поставленной задачи с выбором эффективного инструмента воздействия. Но главное состоит в том, чтобы не поддаваться искушению отступить от правил, даже если это представляется вполне оправданным, например, в денежной политике, когда так просто выйти из обруча неплатежей путем «подпечатывания денег». Экономисты называют подобное политическое поведение затруднительным. В США долгие годы обсуждался вопрос об ограничении свободы действий для государственных органов «по обстоятельствам». В конечном счете был принят закон, согласно которому Конгресс и президент должны следовать по пути сокращения бюджетного дефицита (1985), а в 1996 г. Конгресс утвердил закон о бездефицитности бюджета.

Важным при выборе и проведении рациональной политики является степень  доверия к ней со стороны электората. Отклонения от объявленного курса подрывают веру в дееспособность власти, они опасны еще и потому, что недоверие к политическим акциям порождает пассивность, сопротивление попыткам правительств минимизировать социальные потери, что тормозит проведение разумной экономической политики. Плохо, например, когда люди не верят банкам, а предпочитают хранить деньги дома и в валюте.

Общим замечанием применительно к  неоклассической политике является взаимодействие позитивной и нормативной  сторон. Позитивная теория изучает политические институты, возможные варианты воздействия, а также законодательные нормы, облегчающие или ограничивающие свободу политической конкуренции, пути повышения экономической грамотности избирателей.

Нормативное политическое вторжение  является достаточно распространенным; экспансионистскими вы глядят фискальные меры, нередок инфляционный уклон в политике. Все это может быть вызвано стремлением повлиять на грядущие выборы. Политическая сдержанность обычно наступает после выборов.

Итак, нормативная экономическая теория изучает, как правительственные органы должны действовать, позитивная — вносит в общую копилку продукт своих исследований и наработок.

Предметом особого внимания является затрудняющая оптимальный политический выбор неопределенность. Математики предлагают модель «эквивалентной определенности», в которой неопределенные экономические переменные приравниваются к количественно оцениваемым ожиданиям. Положительно влияют на стандартную экономическую политику атаки, предпринимаемые исследователями-позитивистами (Р. Лукас, Р. Манделл, М. Фридмен и др.).

Таким образом, еще Фома Аквинский  считал государственную деятельность оправданной лишь в том случае, если она приносит общественную пользу. Но чаще всего предпочтения избирателей  и правящей элиты не совпадают, власти ориентируются на «среднего избирателя», скорее на производителя, менеджера, видя в них концентрированное выражение интересов экономического роста. К тому же предпочтения потребителей дифференцированы и противоречивы. Государственная экономическая политика стала жизненно важным условием экономического развития.

Конечную цель политики можно определить в виде минимизации социальных потерь. Но для этого необходимо сохранять  многократно проверенную последовательность политических действий, не поддаваться искушению отступления от правил. Позитивная и нормативная стороны политики дополняют друг друга: первая изучает комплекс проблем и предлагает рекомендации, исходя из возможностей, чаще всего косвенного воздействия; вторая — достаточно распространенная, сосредотачивается на фискальных методах, провоцирующих инфляцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Методы и формы реализации региональной экономической политики

 

Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма  реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование.

При разработке общероссийских прогнозов  и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы.

В проектах долгосрочных и среднесрочных  прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования  региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и др.).

Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного  спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств  активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и  в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению  федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов.  Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

- участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

- поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

- содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;

- создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

- содействие малому и среднему бизнесу.

Ведущим в области совершенствования  финансовых и налоговых отношений  между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые, и прежде всего налоговые, источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетноналоговой  сфере необходимо обеспечить:

  - бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы; законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

- возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации;

- сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы; право - в пределах автономных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

- контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Содержание и составляющие экономической политики предприятия

 

Экономическая политика, как категория, часто рассматривается на государственном  и региональном уровнях. Но, поскольку  предприятие в рыночных условиях функционирует как самостоятельный экономический агент, то актуальным представляется рассмотреть данную категорию и на микроуровне, то есть на уровне отдельного предприятия. Обратившись к той сущности и содержанию, которые характерны для категорий «политика», а также «государственная экономическая политика» и «региональная экономическая политика», определим экономическую политику предприятия следующим образом:

Информация о работе Экономическая политика и ее направления