МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
Микроэкономики
Проект
по дисциплине
«Экономика отраслевых рынков»
на тему:
Налоговый инсрумент – важнейшее направление
экономической политики предприятия
Автор
работы:
Гибизов Н. Г.
Группа:
312
Проверила:
Сафиуллина К. Г.
Казань
2011
Содержание
- Введение
- Налоговое
планирование как инструмент налоговой
политики предприятия
- Анализ эффективности
налогового планировния на примере ОАО
«Акконд».
Введение
- Право налогоплательщика
принимать меры, направленные на правомерное
уменьшение своих налоговых обязательств,
основано на праве всех субъектов права
защищать свои охраняемые законом права
(в первую очередь, право собственности)
любыми не запрещенными законом способами.
Классики
о налогах
- А. Смит
- Налоги для того,
кто их выплачивает, признак не рабства,
а свободы.
- Т. Гоббс
- Налоги являются
ценой, которой покупается общественный
мир.
- Ж. Кольбер
- Налогообложение
– это искусство ощипывать гуся так, чтобы
получить максимум перьев с минимум писка.
- Избежание
налогов — легальный путь уменьшения
налоговых обязательств, основанный
на использовании законодательно предоставленных
возможностей в области налогового
законодательства, путем изменения
своей деятельности.
- Уклонение
от уплаты налогов — нелегальный путь
уменьшения налоговых обязательств, основанный
на уголовно наказуемом сознательном
использовании методов сокрытия учета
доходов и имущества от налоговых органов,
а также искажения бухгалтерской и налоговой
отчетности.
- 1. Налоговое
планирование как инструмент
налоговой политики предприятия
1.1. Понятие
налогового планирования
- Для того,
чтобы управлять налоговой базой
на предприятии, используется налоговое
планирование. Налоговое планирование
заключается в разработке и внедрении
различных законных схем снижения налоговых
отчислений, за счет применения методов
стратегического планирования финансово-хозяйственной
деятельности предприятия.
НБ/ВНП |
Уровень налогового
планирования |
Необходимость
НП |
10-15% |
- четкое ведение
бухгалтерского учета, внутреннего документооборота,
использование прямых льгот
- уровень профессионального
бухгалтера
- разовыми
консультациями внешнего налогового консультанта
|
минимальна, разовые
мероприятия |
Необходимость
и объем налогового планирования
напрямую связан с тяжестью налогового
бремени в той или налоговой
юрисдикции.
НБ=НН/ОРП*100%
НБ – налоговое бремя
НН
– налоги начисленные за отчетный
период
ОРП
– объем реализованной продукции
[1]
[1] Налоговая оптимизация
// Налоги и финансовое право. - № 12. – 2010
г. – стр. 73-80, стр. 132-134
20-40% |
- налоговое
планирование становится частью общей
системы финансового управления и контроля,
специальная подготовка (планирование)
контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных
контрактов
- требуется
наличие специально подготовленного персонала,
контроль и руководство со стороны финансового
директора
- абонентское
обслуживание в специализированной компании
|
необходимо, регулярные
мероприятия |
45-60% |
- важнейший
элемент создания и стратегического планирования
деятельности организации и ее текущей
ежедневной деятельности по всем внешним
и внутренним направлениям
- требуется
наличие специально подготовленного персонала
и организация тесного взаимодействия
со всеми службами с организацией и контролем
со стороны члена Совета Директоров
- постоянная
работа с внешним налоговым консультантом
и наличие налогового адвоката
- специальная
программа развития, обязательных налоговый
анализ и экспертиза любых организационных,
юридических или финансовых мероприятий
и инноваций налоговыми консультантами
|
жизненно необходимо,
ежедневные мероприятия |
более
60% |
- смена сферы
деятельности и/или налоговой юрисдикции
|
Жизненно необходимо |
1.2. Классификация
налогового планирования
Текущее
НП
Аналитичес
кое НП
Налоговое
планирование по характеру управленческих
решений
Схема 1. Классификация
налогового планирования
1.2. Классификация
налогового планирования
В зависимости
от характера управленческих решений
налоговое планирование разделяют
на:
- текущий налоговый
контроль - мероприятия ежедневного мониторинга
изменения законодательной базы;
- контроль
правильности вычисления и перечисления
налоговых обязательств, а также исследование
причин разных изменений среднестатистических
показателей предприятия;
Налоговое
планирование разделяется по используемым
инструментам:
использовании
специально разработанных схем
использовании
налоговых лазеек
использование
налоговых льгот
Схема 2. Классификация
налогового планирования
В
зависимости от инструментов, которые
используют в налоговом планировании,
оно может базироваться на:
- использовании
налоговых льгот - полное или частичное
освобождение субъектов предпринимательства
от уплаты определенных налогов, связанное
с определенной деятельностью или производством
определенной продукции,
- использовании
налоговых лазеек - отдельных вопросов
предпринимательской деятельности, не
урегулированных налоговым законодательством,
- использовании
специально разработанных схем, оптимизации
налоговых платежей, которые обычно и
являются основным инструментом налогового
планирования.
1.3. Уровни
налогового планирования
- Налоговое
планирование предусматривает несколько
уровней, каждый из которых требует
определенных знаний и навыков:
- уровень первый
- выучить налоговые законы и научиться
своевременно и правильно платить налоговые
платежи. Для этого нужно знать только
перечень всех налогов и сборов, их объекты
налогообложения, ставки, источник и сроки
уплаты. Вычислить базу налогообложения,
умножить ее на ставку и отнести за счет
соответствующего источника - это все,
что нужно сделать, чтобы налог был начислен.
При принятии решения относительно осуществления
любой хозяйственной операции следует
внимательно выучить законодательное
поле и пользоваться только официальными
нормативными документами;
- уровень второй
- научиться оптимально платить налоговые
платежи (планировать соразмерность
доходов и затрат в одном налоговом
периоде, избегать дебиторской задолженности,
то есть не платить лишнего), анализировать
финансовое состояние предприятия;
- уровень третий
- научиться платить минимально, используя
законные методы уменьшения налогового
давления (см.схему 2).
2. Анализ
эффективности налогового планировния
на примере ОАО «Акконд».
2.2. Анализ
налогового поля ОАО «Акконд»
- Для того,
чтобы проанализировать налоговое поле
предприятия, составим таблицу 2, в которой
отразим такие данные по налогам как:
- нормативная
база;
- ставка;
- сроки уплаты.
- На первом
этапе выполнения аналитической
части работы рассмотрим коэффициенты
прироста имущества, выручки и от
реализации и прибыли предприятия
за период 2009-2010 гг., являющихся налогооблагаемой
базой для основных налогов предприятия:
налога на имущество, НДС и налога на прибыль.
2.3. Анализ
налоговой нагрузки на предприятие
2.4. Анализ
эффективности учетной и налоговой
политики
Приведем пример
расчета влияния выбранного метода
на сумму НДС:
Н = (РП – РПа) * Нс
где РП –
выручка от реализации без НДС (кассовый
метод);
РПа – выручка от реализации
без НДС (метод по отгрузке)
Нс – ставка НДС (18 %)
Н = (2264934– 2000275) * 18 % = 47638,62 тыс.руб (по данным
2010 г.).
Отсюда
можно сделать вывод о том, что применяемый
метод увеличивает объем уплачиваемого
НДС на 47638,62 тыс.руб. в год (при расчете
на месяц получаем 3969,885 тыс.руб.), но
тем не менее мы не считаем целесообразным
рекомендовать предприятию переходить
на «метод по отгрузке», так как он менее
«надежен», чем кассовый.
В
качестве одной из мер по уменьшению влияния
принятой учетной политики на сумму уплачиваемых
налогов, можно порекомендовать ОАО «Акконд»
заключать договора с оговоренным сроком
оплаты отгруженной продукции (желательно
день отгрузки). Данная мера позволит также
увеличить объем оборотных активов и увеличить
их ликвидность.
Заключение
Анализ эффективности
налогового планирования и состояния
расчетов с бюджетом на примере ОАО «Акконд»
позволил выявить следующие тенденции
в части организации налогообложения
на предприятии:
- Анализ налогооблагаемой
базы показал рост среднегодовой стоимости
имущества, выручки от реализации,
а также прибыли до налогообложения;
- За 2009-2010
гг. уровень совокупной налоговой нагрузки
на предприятие увеличился и составил
7,3 %, что свидетельствует о необходимости
внедрения мероприятий по совершенствованию
системы налогообложения;
- В структуре
налоговых платежей около 40 % приходится
на НДС, что свидетельствует о значимости
этого налога для предприятия, значителен
также удельный вес налога на доходы физических
лиц и единого социального налога, налога
на прибыль;
- Изучение
задолженности по налогам выявило высокий
удельный вес недоимки в общей сумме поступлений
по налогу на добавленную стоимость (9
% в 2010 г.);
Для
более эффективного
управления налоговой
базой необходимо:
- рациональное
использование существующих налоговых
льгот по каждому из уплачиваемых налогов;
- контроль
со стороны руководства за своевременной
сдачей отчетности по налогам и платежам;
- разработать
структуру взаимовыгодных соглашений
с поставщиками и заказчиками;
- более эффективно
использовать налоговые льготы - полное
или частичное освобождение субъектов
предпринимательства от уплаты определенных
налогов, связанное с определенной деятельностью
или производством определенной продукции;
- анализировать
финансовое состояние предприятия.
- В итоге следует
отметить , что только комплексное и грамотное
использование указанных мероприятий
позволит достичь эффективности от их
применения, снизить налоговую нагрузку
и улучшить финансовые результаты.
Список
использованных источников
- МСФО 20 "Учет
правительственных субсидий и раскрытие
информации о правительственной
помощи".- Официальный сайт Института
проблем предпринимательства. - Режим
доступа: htpp:// www.ippnou.ru
- МСФО 38 «Нематериальные
активы» - Официальный сайт Института
проблем предпринимательства. - Режим
доступа: htpp:// www.ippnou.ru
- Вывырец А.Д.
Экономика отраслевых рынков: учеб. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
- Кашин В.,
Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление
экономики - Аудитор - № 9, 2010 - С. 3-7
- Лаптев И.И.,
Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы
общества - Налоговый вестник - № 3. – 9