Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:29, курсовая работа
Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическими требованиями.
Введение………………………………………………………………………….….2
1. Понятие, виды и инструменты экономической политики…………….…….…3
2. Направления и реализация экономической политики РФ…….………….....…7
3. Типология экономической политики государства.……..……………………...12
4. Концепция Тинбергена.……….…………………………………………………16
5. Критика Лукаса.……..……………………………………………………………18
6. Методы и формы реализации региональной экономической политики.……..22
7. Содержание и составляющие экономической политики предприятия.………25
8. Внешняя экономическая политика.……..………………………………………30
Заключение.…...……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы…………………………………………………33
Развитие конкуренции и
19 апреля 2007 года российское Правительство
одобрило прогноз социально-
По оценкам экономистов, представленный прогноз выглядит оптимистично, и для этого есть некоторые предпосылки. Прошлый год, успешный по многим параметрам экономического самочувствия страны, и I квартал 2007г. продемонстрировали ускорение экономики. То, что российская экономика уйдет от роста, основанного на экспорте нефти и газа, и будет строиться на обрабатывающей промышленности и технологиях, можно только приветствовать, считают специалисты.
В прогнозе социально-экономического развития страны на 2008–2010гг. зафиксированы следующие параметры. Прогноз по инфляции на 2007г. составляет 7-8%, на 2008г. – 6-7%, на 2009г. – 5,5-6,5%, на 2010г. – 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2007г. – 6,5%, на 2008г. – 6,1%, на 2009г. – 6%, на 2010г. – 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может выйти и на более высокие темпы роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.
Прогноз по росту промышленного производства на 2007г. составляет 5,2%, на 2008г. – 5,1%, на 2009г. – 4,8%, на 2010г. – 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2007г. – 12,8%, в 2008г. – 11,9%, в 2009г. – 10,5% и в 2010г. – 11,4%.
Кроме того, в центре внимания чиновников оказались индикаторы, относящиеся к социальной сфере. Реальные располагаемые доходы россиян в 2007г. вырастут на 9,8%, в 2008г. – на 9,1%, в 2009г. – на 8% и в 2010г. – на 7,5%. При этом реальная заработная плата, по прогнозу, в 2007г. увеличится на 12,8%, в 2008г. – на 10,8%, в 2009г. – на 8,8% и в 2010г. – на 8,2%. Ожидается снижение безработицы – с 7,3% в 2006г. до 6,8% в 2010г. При этом число зарегистрированных безработных должно вырасти, что говорит о структурных изменениях в этой сфере.
Оборот розничной торговли вырастет в 2007г. на 11,6%, в 2008г. – на 10,5%, в 2009г. – на 9,1%, в 2010г. – на 8,4%. Положительное сальдо торгового баланса РФ в среднесрочном периоде будет постепенно сокращаться. Так, по прогнозу МЭРТ, в 2007г. оно составит 100,8 млрд долл., в 2008г. – 67,6 млрд долл., в 2009г. – 34,7 млрд долл., а в 2010г. уже 3,2 млрд долл.
Экономисты отмечают, что, повышая прогноз роста экономики, чиновники делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики в целом выглядят очень правдоподобно: экономика имеет еще громадный резерв для роста, связанный с возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.
Высокий потребительский спрос будет способен обеспечить рост в перерабатывающих секторах промышленности. Явно обозначившийся приход иностранных производителей, локализующих те или иные производства, не только вносит вклад в прогнозируемый рост, но и может оказать дополнительное позитивное влияние на экономику. Явных внутрироссийских или внешних угроз для роста, за исключением обвала мировых цен на сырьевые товары, пока не просматривается, однако эта угроза с каждым годом становится менее значимой из-за все той же диверсификации экономики. В то же время, в прогнозе есть несколько моментов, вызывающих вопросы: перспективы нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора выглядят недооцененными, а перспективы не сырьевого экспорта – переоцененными. Многие аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей силы одним из приоритетов для правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста зарплат и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения, в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из ключевых факторов роста российской экономики.
Однако, без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне.
3. Типология
экономической политики
Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия.
Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы выступают своего рода «нехваткомером» или вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок.
В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания.
Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии с сохранением частной собственности, в России - с ее упразднением и введением коллективной ответственности), то, согласно Ойкену, неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышлявший над этими проблемами еще в 30-х годах, сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с... валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. Проблемным, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.
Политика "среднего пути" предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственные вмешательства с распределительными целями, политика "полной занятости", конъюнктурное регулирование. При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущений тенденций к концентрации экономической власти (процесов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба; разработка путей его компенсации.
Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства.
Опыт второй половины века обнаруживает появление ряда других направлений или оттенков экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискретной и "тонкой настройки" и т.д.).
В широком смысле государственное
регулирование - это распространение
макроэкономического
Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей якобы интересы большинства. В лучшем случае государственное регулирование может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.
Означает ли вышесказанное, что активного государственного вмешательства в экономику следует избегать? Конечно же, нет. Оно необходимо, по крайней мере, в отношении услуг и товаров, потребляемых совместно, и при наличии законодательства, ограничивающего произвол бюрократии.
Некоторые авторы даже утверждают, что упадок власти прямо пропорционален возрастанию численности чиновников.
В работе "Пределы свободы: между анархией и Левиафаном" лауреат Нобелевской премии Дж. М. Бьюкенен определяет контуры необходимого государственного регулирования в виде гражданского договора по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно. Поскольку, однако, штамм Левиафана сохраняется, необходим свод законов, позволяющий ограничить произвольные действия бюрократии.
По мере совершенствования системы государственного регулирования вырисовываются два противоположных начала:
• давление фискальной, директивной политики, творимой чиновниками, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;
• меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам. Общеизвестно, что особенно большое социальное возбуждение вызывает рост численности чиновников. Повсеместный рост бюрократии позволяет некоторым исследователям не без сарказма использовать аналогию с "размножением кроликов".
В управляемой (командной) экономике администрация обладает максимальной властью, создает программы для тех, кто находится от нее в зависимости, но она неспособна к рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных масс товаропроизводителей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов (В. Ойкен). Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также освобождает от ответственности, что рано или поздно порождает бедность.
Рассматривая экономические
Веру в то, что правовая и административная экономическая политика может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же время оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кредитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависимы, но обязательно имеют социальную подоплеку.
Общий вывод Ойкена: целесообразным является сужение сферы государственного регулирования. С ним солидаризировался создатель послевоенного "германского чуда" Л. Эрхард, практически воплотивший в жизнь заветы своего учителя. Регулирование, в отличие от конкуренции, должно быть дозированным.
И еще на один аспект государственного регулирования, сформулированный более поздними исследователями и носящий загадочное название теорема неэффективности государственной политики, следует обратить внимание. Смысл ее таков: в условиях рыночной экономики, гибких цен и зарплат заранее известные правительственные действия не могут решительно воздействовать на объемы производства и занятости. Если политика предсказуема, то она, как правило, мало эффективна, - более результативны неожиданности.
4. Концепция Тинбергена
Базовой теорией экономической политики принято считать концепцию, предложенную еще в 50-е гг. голландским экономистом, первым лауреатом Нобелевской премии по экономике (1969 г.) Яном Тинбергеном (1903-1994). Его книги «Теория экономической политики» (1952) и «Экономическая политика: принципы и построение» (1956) были настольными для экономистов 60-70-х гг. XX в. Согласно теории Тинбергена составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, связывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. К инструментам относят меры, разделенные на четыре группы — фискальные (бюджетно-налоговые), монетарные (денежно-кредитные), внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы. При этом число используемых инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей.
Тинберген разработал методику планирования и прогнозирования для Нидерландов, предложил модели, применимые для экономического планирования в развивающихся странах.