Издержки и прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Основную цель деятельности любого производителя составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всё же тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………3
1. Общая характеристика издержек………………………………………...5
1.1. Понятие и виды издержек……………………………............................…..5
1.2. Закон убывающей отдачи……………..……………………………….……7
1.3. Издержки производства в долговременном периоде…………………….12
2. Сущность прибыли………………………………………………………...15
2.1. Формирование и сущность прибыли………………………….…………..15
2.2. Анализ прибыли…………………...……………………………………….18
2.3. Максимизация прибыли на основе применения предельных величин….19
3. Особенности функционирования прибыли…………………………….21
3.1. Методы параметрического имитационного математического модели­рования формирования прибыли……………………………………….……21
3.2. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат………………………………………………………………………..…..24
3.3.Проблема экономии издержек и максимизации прибыли предприятия…26
Заключение…………………………………………………………………..….28
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение……………………………………………

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим пример (табл.1.1.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1.

Иллюстрация закона убывающей отдачи: изменение объемов производства в зависимости от изменения величины переменных ресурсов

Вложения переменных ресурсов труда (число рабочих) при фиксированной мощности оборудования

Общий объем производства (единиц продукции)

Предельная отдача (разность значений последующей и предыдущей строк)

Средняя произво-
дительность

0

0

 

Возрастающая

 

1

8

8

8,0

2

20

12

10,0

3

36

16

12,0

4

48

12

Убывающая

12,0

5

58

10

11,6

6

65

7

10,8

7

71

6

10,1

8

74

3

9,3

9

74

0

8,2

10

72

-2

Отрицательная

7,2

11

69

-3

6,3

12

64

-5

5,3


В ( см. табл.1.1.) представлена наглядная числовая иллюстрация закона убывающей отдачи. Показано общее количество продукции, которая может быть получена в результате соединения того или иного количества трудовых ресурсов с постоянными ресурсами (величина последних предполагается неизменной). В следующей графе отражена предельная производительность — показано изменение объема производства, связанное с вложением каждой дополнительной единицы трудового ресурса. Обратите внимание, что при отсутствии трудовых затрат объем производства равен нулю (предприятие без людей не может давать продукцию). Появление первых трех рабочих сопровождается растущей отдачей, поскольку их предельные продукты составляют 8, 12 и 16 единиц соответственно. Средняя производительность (или объем производства в расчете на одного рабочего, называемый также производительностью труда) показана в правой графе.

Для наглядности приведем графическое изображение полученной зависимости. На втором рисунке хорошо видны три фазы: 1) общий объем производства повышается ускоряющимися темпами; 2) темп возвышения замедляется; 3) отдача снижается.

Рис. 1.1. Закон убывающей отдачи.

 

Рис. 1.2. Предельная и средняя производительность (1 -- средняя производительность, 2 -- предельная производительность).

 

 

1.3. Издержки производства в долговременном периоде

 

В течение длительного периода времени все же­лательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма может изме­нить масштабы своих производственных мощно­стей; она может установить дополнительное обо­рудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые фирмы могли вступить в отрасль, а уже существующие — по­кинуть её. Здесь нас будут интересовать лишь те изменения производственных мощностей, которые предпринимаются отдельными фирмами. Обсуждая эти приспособительные изменения, мы будем опи­раться в своем анализе на понятие АТС, не проводя никакого различия между постоянными и перемен­ными издержками, поскольку все ресурсы и, сле­довательно, все издержки являются переменными в долговременном периоде.

Например, небольшое предприятие обрабатывающей промышленности сначала развер­нуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической де­ятельности, все больше и больше расширялось. Что будет происходить со средними общими издерж­ками в процессе этого роста предприятия? Сначала какое-то время расширение произ­водственных мощностей будет сопровождаться сни­жением средних общих издержек. Однако, в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к росту АТС.

Кривая долгосрочных средних издержек показывает 5 стадий (рис.1.2.).

Рис. 1.2. Кривая долгосрочных средних издержек

Кривая АТС-1 показывает ди­намику средних общих издержек для самого ма­ленького из пяти предприятий, кривая АТС-5 — для самого большого. Соотношение между этими пя­тью кривыми в точности соответствует изложен­ному выше правилу. Строительство все более круп­ных предприятий будет приводить к снижению ми­нимальных издержек на производство единицы про­дукции вплоть до достижения размеров третьего предприятия. Однако за этим пределом расширение производственных мощностей будет означать по­вышение минимального уровня средних общих из­держек.

Принципиальное значение имеют тонкие линии, перпендикулярные горизонтальной оси. Они пока­зывают те объемы производства, при которых фир­ме следует изменить размер предприятия, чтобы обеспечить себе возможно более низкие издержки производства единицы продукции. Несмотря на то что сумма общих издержек при больших масштабах про­изводства будет большей, издержки производства единицы продукции окажутся ниже, чем прежде.

Наблюдая за этими приспособительными изме­нениями, можно заключить, что кривая долгосроч­ных АТС для отдельной фирмы состоит из участков кривых краткосрочных АТС применительно к раз­личным размерам тех предприятий, которые могут быть построены. Кривая долгосрочных средних об­щих издержек (АТС) показывает наименьшие из­держки производства единицы продукции, с кото­рыми может быть обеспечен любой объем произ­водства при условии, что фирма имела в своем распоряжении достаточно времени для проведения всех необходимых изменений в размерах предпри­ятия. На (рис.1.3.) жирной ("ухабистой") линией показана кривая долгосрочных АТС фирмы или, как ее часто называют, кривая выбора (или пла­новая кривая) фирмы.

Рис. 1.3. Кривая долгосрочных средних издержек

Для большинства видов производства, возмож­ности выбора размеров предприятия куда шире, чем мы предположили в нашем примере. Фактически во многих отраслях количество возможных раз­меров предприятия совершенно не ограничено. А это значит, что самые малые изменения в объеме выпускаемой продукции (в объеме продаж) со временем подталкивают к соотве­тствующим изменениям в размерах предприятия. Графически это выражается в бесконечном ко­личестве кривых краткосрочных АТС (см. рис. 1.3.). Наименьшие средние общие издержки при всех возможных объемах производства показаны в виде кривой долгосрочных АТС. Эта кривая проходит по касательной к бесконечному числу краткосрочных АТС, а не состоит из суммы их участков, как было показано ( см. рис. 1. 2.). Следовательно, кривая выбора выглядит не "ухабистой", а вполне плавной, за исключением минимальной точки кривой долгосрочных АТС, кривые кра­ткосрочных АТС касаются кривой долгосрочных АТС не в своих минимальных точках. Пока кривая долгосрочных АТС снижается, точки ка­сания расположены левее минимальных точек кривых краткосрочных АТС.

 

2. Сущность прибыли

2.1. Формирование и сущность прибыли

 

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производ­ство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, явля­ются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж за­висит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продук­ции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и то­варную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности пред­приятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, кото­рые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее на­звание говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных нало­гов минус затраты (расходы) на производство и реализацию про­дукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бу­магам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расхо­ды (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от спи­сания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за выче­том доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообло­жения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и раз­личные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресур­сов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует миро­вая практика, имеется два основных источника получения при­были.

Первый — это монопольное положение предприятия по вы­пуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне пред­полагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонополь­ную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринима­тельской деятельностью, поэтому касается практически всех пред­приятий. Эффективность его использования зависит от знания конъ­юнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него разви­тие производства. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направлен­ности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупате­лей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса при­были); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения из­держек производства.

Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный ка­питал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практи­ке используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руковод­ство и собрание акционеров. При расчете нормальной предпринима­тельской прибыли учитываются:

• затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроиз­водство (сложившиеся в отрасли), — капитальные вложения в ос­новные фонды и прирост оборотных средств;

• затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (на­учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обес­печивающие НТП;

• текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;

• отчисления в различные ассоциации, объединения;

• выплата дивидендов по акциям;

• отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

• затраты на жилищное и другое социальное строительство.

В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по суще­ству, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет.

Информация о работе Издержки и прибыль предприятия