Издержки и прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Основную цель деятельности любого производителя составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всё же тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………3
1. Общая характеристика издержек………………………………………...5
1.1. Понятие и виды издержек……………………………............................…..5
1.2. Закон убывающей отдачи……………..……………………………….……7
1.3. Издержки производства в долговременном периоде…………………….12
2. Сущность прибыли………………………………………………………...15
2.1. Формирование и сущность прибыли………………………….…………..15
2.2. Анализ прибыли…………………...……………………………………….18
2.3. Максимизация прибыли на основе применения предельных величин….19
3. Особенности функционирования прибыли…………………………….21
3.1. Методы параметрического имитационного математического модели­рования формирования прибыли……………………………………….……21
3.2. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат………………………………………………………………………..…..24
3.3.Проблема экономии издержек и максимизации прибыли предприятия…26
Заключение…………………………………………………………………..….28
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение……………………………………………

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

2.2. Анализ прибыли

 

Поскольку получение прибыли является необходимым условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину.

Успешная реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом формирования прибыли, включающим в себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исход­ным положением в его осуществлении является проведение анали­тических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производ­ства и реализации продукции и финансового плана.

Прибыль исчисляется как разность между плановой суммой выручки от продаж (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и плановой величиной себестоимости товар­ной продукции, управленческих и коммерческих расходов:

                                 (1)

где Мр — прибыль от реализации, руб.;

Вр  — выручка от реализации, руб.;

Ст   — себестоимость товарной продукции, руб.;

Pv   — общая сумма управленческих расходов, руб.;

Рк  — общая сумма коммерческих расходов, руб.

Вместе с тем при планировании прибыли важно стремиться к ее максимизации. Это сложный процесс, поскольку ее величина зави­сит от объема продаж и ассортимента продукции, уровня издержек производства и цены за единицу продукции, устанавливаемой пред­приятием, и каждый из них в свою очередь в своем формировании зависит от многих факторов. На практике и в теории применяются различные методы расчета прибыли и ее максимизации. Основными из них являются:

                  использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек;

                  проведение расчетов на основе маржинального дохода и про­изводных от него величин;

                  формирование прибыли на основе условий безубыточнос­ти;

                  использование параметрических уравнений.

2.3. Максимизация прибыли на основе применения предельных величин

 

В данном случае основной принцип максимизации состоит в том, что прибыль максимизируется в точке, в которой любое даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

                                 (2)

где  Mn(q) — предельная прибыль от объема продукции;

MR(q) — предельный доход (выручки) от объема продукции;

MC(q) — предельные издержки от объема продукции.

Из формулы (2) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному до­ходу:

MR(q)=MC(q)                                 (4)

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной кон­куренции или монопольного рынка. Так, например, пищевые пред­приятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях сво­бодной конкуренции. Это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.

Из этого следует, что для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при ко­тором предельные издержки предприятия в производстве и реализации равнялись бы рыночной цене.

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках.

При дальнейшем росте объема реализации она становится отри­цательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли.

Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена — прибыль» (приложение 1 ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности функционирования прибыли

3.1. Методы параметрического имитационного математического модели­рования формирования прибыли

 

Данный метод позволяет устанавливать закономерности изменения прибыли, определяя пропорции и соотношения между отдельными параметрами, и на этой основе находить лучшие и худшие ситуации (варианты) формирования прибыли.

В частности, с помощью предложенного метода возможно решать следующие задачи:

1. По заданным изменениям цены, затрат и объема реализации определить величину прибыли;

2. По заданным изменениям прибыли, объема реализации продукции и затрат определить необходимые изменения цены товара;

3. По заданным изменениям цены, прибыли и объема реализации определить необходимый уровень затрат на производство продукции;

4. По заданным изменениям прибыли, цены и затрат на производство продукции определить необходимый объем ее реализации;

5. Определить влияние структурных сдвигов продукции на величину получаемой прибыли;

6. По принятым значениям цены, затрат на производство и объема реализации продукции определить границы сохранения прибыли и безубыточности производства;

7. Определить параметры принимаемого решения, обеспечиваю­щего максимизацию прибыли или выручки предприятия. Построение параметрической модели расчета прибыли предприятия осуществляется на основе определения индекса ее изменения :

I=(МП:М6)100,                                 (4)

где I   — индекс изменения прибыли;

МП — прибыль прогнозируемого периода;

М6 — прибыль базового периода.  

Прибыль базового и прогнозируемого периода определяется, как известно, по формуле :

Мб=Q6(Ц6-Сб), (21) Мп= QП(ЦП-СП),                             (5)

где Q6 и QП — объем производства и реализации продукции в натураль­ном выражении соответственно в базовом и прогнозируе­мом периодах;

Ц6 и Цп — цена реализации единицы товара соответственно в базо­вом и прогнозируемом периодах;

Сб и Сп — себестоимость единицы продукции соответственно в ба­зовом и прогнозируемом периодах.

В этом случае формулу можно представить как:

I= Qп(Цп-Сп) : Qб(Цб-Cб).                                 (6)

Но формула (6) дает представление только об изменении прибыли в прогнозируемом периоде по сравнению с базовым и ничего не говорит о том, как на ее величину влияют факторы, о которых говорилось выше.

С целью учета влияния названия факторов и их взаимосвязи используется система коэффициентов. Ими являются:

1. Коэффициент изменения объема производства и реализации товарной продукции, определяемый как:

b=Qn:Q6                                                   (7)

2. Коэффициент рентабельности производства продукции в ба­зовом периоде:

R = Ц6:С6.                                              (8)

3. Коэффициент изменения цены реализации товарной продук­ции:

d=Цп:Ц6.                                                  (9)

4. Себестоимость единицы товарной продукции в базовом периоде:

Сб =Спер +(Спос  :Qб).                                 (10)

5. Коэффициент переменных затрат в базовом периоде:

r=Спер:С6.                                                   (11)

6. Себестоимость единицы товарной продукции в прогнозируе­мом периоде:

Сп=КнСпер+(Спост+ΔСпост) : (bQб),                          (12)

где Кн — коэффициент изменения переменных затрат базового перио­да в прогнозируемом периоде;

ΔСпост    — прирост условно-постоянных затрат в прогнозируемом пери­оде;

Спер   — переменные затраты на единицу товарной продукции в базо­вом периоде;

Спост     — условно-постоянные затраты в абсолютном выражении на выпуск товарной продукции базового периода.

7. Коэффициент изменения постоянных затрат в прогнозируе­мом периоде:

f=ΔСпост  :Спост .                                      (13)

8. Коэффициент изменения себестоимости продукции базового периода под влиянием изменения ее переменных затрат:

q= Кнr+(1-r).                                         (14)

Последовательно подставляя в формулу (4) выражения выше рассчитанных параметров, получим:

I= (b(Pd-Кнr)-(1- r)(1+f)): (Р-1).                                 (15)

Подставляя в модель значения коэффициентов, мы имеем воз­можность получать значение прибыли в зависимости от изменения тех или иных параметров. Все эти расчеты выполняются с помо­щью персонального компьютера по специальной программе.

При решении этих задач надо всегда исходить из положения, что прогноз показателей на перспективу всегда носит вероятностный характер. Это объясняется тем, что на величину рассматриваемых показателей влияют не только внутренние факторы производства, но и внешние. Учесть их совокупное воздействие с абсолютной точ-нбстью невозможно. Поэтому важно спланировать свою деятель­ность так, чтобы обеспечить хотя бы абсолютную или относитель­ную безубыточность, т.е. не стать банкротом и получить прибыль не ниже чем в базовом периоде.

3.2. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат

 

В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).

Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем peaлизации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле:

                                     (16)

Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:

                                    (17)

Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле:

                                 (18)

где Мвн — новая валовая маржа, руб.;

Мо  — желаемая прибыль, руб.;

а     — исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;

Мви — исходная валовая маржа, руб.;

а     — новый процент валовой маржи к выручке от реализации.

Большую роль играют предельные величины. Предельные издержки - это издержки, которые необходимы для обеспечения прироста производства продукта. Предельные издержки можно определить как дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. При этом дополнительные единицы продукта должны быть обеспечены наиболее дешевым способом. Обычно предельные издержки представлены переменными издержками, т.к. в коротком периоде постоянные издержки не меняются.

Для вычисления предельных издержек надо знать, как изменяются издержки при возрастании количества продукции на единицу. Обратимся к табл. 2. В колонке 5 представлены предельные издержки, которые получены путем вычитания из валовых издержек последней единицы валовых издержек предыдущего количества. Например, чтобы получить сумму предельных издержек при выпуске трех единиц продукции, нужно из валовых издержек этого количества вычесть валовые издержки производства двух единиц Полученный результат является предельными издержками для производства трех единиц продукции.

Различают общий (валовый), средний и предельный доходы. Общий доход - это сумма доходов, поступающая от продажи определенного количества блага. Этот доход вычисляется умножением количества произведенного продукта на его цену. Средний доход - это доход на единицу продукции, которые равен частному от деления валового дохода на количество проданного блага, т.е. он равен рыночной цене самого блага. Предельный доход - это такое приращение дохода, которое образуется за счет продажи предельной единицы товара. В условиях совершенной конкуренции (цена продукта не зависит от ее производства) предельный доход равен цене блага. В условиях несовершенной конкуренции (производитель может сам устанавливать цены) положение меняется.

Второй способ определения оптимального выпуска продукции, который дает максимально возможную прибыль - это сравнение предельного дохода и предельных издержек. С ростом производства до определенного момента предельный доход превышает предельные издержки. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, необходимо сокращать производство, т.к. прибыль будет уменьшаться. Точка оптимального выпуска продукции для получения максимальной прибыли будет находиться там, где предельный доход будет равен предельным издержкам.

Информация о работе Издержки и прибыль предприятия