Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа
Цель работы: анализ и рассмотрение роли развития туризма как предпосылки привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Введение 4
Глава 1.1. Понятие инвестиций. 6
1.2. Инвестиционная политика 13
1.2.1. Формы инвестиционной деятельности 13
1.2.2. Источники инвестиций 14
1.3. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 16
Глава 2. Инвестиционная привлекательность Республики Беларусь 18
2.1.Оценка существующего состояния туризма и туристской инфраструктуры 19
2.2.Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. 20
2.3. Либерализация экономики и повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 33
Глава 3.Пути привлечения инвестиций в экономику страны 38
Заключение 42
Список используемых источников 46
связь (63 млн. долларов; 6,3 %);
транспорт (44,6 млн. долларов; 4,5 %);
строительство (8 млн. долларов; 0,8 %).
Объем прямых иностранных инвестиций (328,7 млн. долларов) составил 32,8 % от общего объема полученных инвестиций и по сравнению с первым кварталом 2005 года увеличился на 25,5 %.
Основные формы прямых иностранных инвестиций:
кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (267,5 млн. долларов или 81,3 % от общего объема прямых инвестиций);
прочие прямые инвестиции (38 млн. долларов или 11,6 %);
вклад в уставный фонд (22,3 млн. долларов или 6,7 %).
Наибольшие объемы прямых иностранных инвестиций поступили из:
Швейцарии (234,3 млн. долларов или 71,2 % от общего объема
прямых инвестиций);
России (14,8 млн. долларов или 4,5 %);
Польши (13,8 млн. долларов или 4,2 %);
Австрии (12,4 млн. долларов или 3,8 %);
Нидерландов (11,7 млн. долларов или 3,6 %);
Великобритании (10,4 млн. долларов или 3,1 %);
Латвии (6,6 млн. долларов или 2 %);
США (6,4 млн. долларов или 1,9 %).
Объем прочих иностранных инвестиций (672,3 млн. долл.) составил 67,2 % от общего объема полученных инвестиций и по сравнению с аналогичным периодом 2005 годом вырос на 25,4 %.
Объем иностранных инвестиций в 2006 году достиг 4036,1 млн. долларов, это на 66% больше, чем в предыдущем году.
В уставные фонды совместных и иностранных предприятий зарубежные инвесторы вложили в 2006 году 73,3 млн. долларов. Однако основная доля прямых иностранных инвестиций приходится на кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (595,7 млн. долларов, или 79,6% от общего объема прямых инвестиций).
2.3 Повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь
В 2008 году Республика Беларусь поставила перед собой цель попасть в «тридцатку» государств с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. В последнее время в Республике Беларусь принят ряд практических мер, направленных на дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение инвестиционной привлекательности республики.
Недавно Беларусь вошла в десятку ведущих государств-реформаторов в нормативно-правовой сфере. Об этом говорится в Doing Business 2009 – шестом ежегодном отчете, публикуемом Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.
С июня 2007 г. по июнь 2008г. Беларусь провела реформы в шести из десяти исследуемых в отчете областях и заняла четвертое место в первой десятке стран-реформаторов в нормативно-правовой области. В сфере упрощения правил ведения бизнеса страна поднялась с 115-го на 85-е место.
Также можно отметить отмену «золотой акции». Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008г. № 144 отменена так называемая «золотая акция» – особое право государства на участие в управлении хозяйственными обществами. Было произведено упрощение регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 8 от 17 декабря 2007 г. существовавшая ранее разрешительная процедура регистрации заменяется заявительной. Срок регистрации сокращается с двадцати до пяти рабочих дней. В два раза снижены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.
Льготы свободным экономическим зонам. Указом Президента Республики Беларусь № 42 от 28 января 2008г. расширен перечень льгот резидентам свободных экономических зон (СЭЗ) и предоставлены им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии будут действовать до 31 марта 2015г., для новых – в течение семи лет с даты их регистрации в СЭЗ. Для резидентов СЭЗ будут предоставляться льготные условия арендной платы (не более 2% от кадастровой стоимости, но не ниже ставок земельного налога) за предоставляемые для реализации инвестиционных проектов земельные участки, льготные условия налогообложения.
Резиденты СЭЗ дополнительно освобождаются от уплаты налога на недвижимость и налога на приобретение автомобильных транспортных средств, от отчислений в инновационный фонд, образуемый Минстройархитектуры, и от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Беларуси. Государство также окажет им содействие в финансировании строительства и развития объектов инфраструктуры, необходимых для реализации крупных инвестиционных проектов. Данным Указом также расширяются полномочия администраций СЭЗ: теперь они самостоятельно смогут принимать решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше 1 млн. евро. Данные события привели к значительному приросту инвестиций в экономику страны.
О поступление иностранных инвестиций в январе-сентябре 2008г.
За 9 месяцев 2008г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 5,2 млрд. долларов США инвестиций, или на 37,4% больше, чем за 9 месяцев 2007 г.
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (43,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (32,7%), торговля и общественное питание (7%).
Таблица 7. Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице:
(тыс. долларов США)
| Поступило за январь-сентябрь 2008 г. | Справочно поступило за январь-сентябрь2007 г. | |||
всего | в том числе | ||||
прямые | портфельные | прочие | |||
Республика | 5E+06 | 1879957 | 1690,8 | 3365340,7 | 3818826,6 |
Беларусь | |||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
промышленность | 2E+06 | 347576 | 1479,4 | 1956128 | 1674518,5 |
транспорт | 321575 | 90116 | 1,1 | 231458,2 | 198575,4 |
связь | 156077 | 119871 | - | 36205,5 | 288393,2 |
строительство | 76812 | 24642,3 | 117,2 | 52052,7 | 36019,4 |
торговля и общественное питание | 368656 | 138647 | 64,5 | 229944,7 | 235286,1 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 2E+06 | 1072412 | - | 645831 | 1173233 |
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (32,5% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (20,4%), Австрии (14,1%), Соединенного Королевства (12,4%), Кипра (7,8%). За 9 месяцев 2008г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (39,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (22,5%), Гомельской (16,6%) и Витебской (15,3%) областей.
На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 35,8% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с январем-сентябрем 2007 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (69,4% от общего объема прямых инвестиций).
Организациями республики за 9 месяцев 2008г. получено прочих иностранных инвестиций на сумму 3,4 млрд. долларов США, или на 15,6% больше, чем за 9 месяцев 2007 г. На их долю приходилось 64,1% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.
Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за январь-сентябрь 2008г. в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 16,3% меньше, чем за январь-сентябрь 2007 г. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.
Таким образом, реализация Программы развития туризма станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. По прогнозным оценкам, к концу первого этапа выполнения Программы в туризме и сопряженных отраслях дополнительно будет создано не менее 4 тыс. рабочих мест.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для охраны окружающей среды, рационального использования историко-культурного и природного наследия страны. Что приведет к значительному приросту инвестиций в экономику.
Глава 3 Пути привлечения инвестиций в экономику страны
Основными направлениями, которые можно предложить для увеличения инвестиционной привлекательности являются:
выполнение намеченных Программой мероприятий. Это внесет
значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Особенно главный социальный эффект Программы в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристскими услугами. Это будет достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной базы туризма, потока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма.
Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, производство сувенирной продукции, а также подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи.
Разработанные в Программе мероприятия будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа и, в конечном итоге, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
реализация общегосударственных приоритетов и перестройка
экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков;
развитие производственной сферы, прежде всего высоких ,
наукоемких и ресурсосберегающих технологий экспортной и импортозамещающей направленности;
развитие сельского хозяйства, строительство агрогородков;
создание высокоэффективных и экологически чистых технологий производства продуктов питания;
реконструкция и модернизация перерабатывающих предприятий;
развитие в строительном комплексе экспортно-ориентированного и
импортозамещающего производства;
развитие объектов инфраструктуры прогрессивных видов услуг: телекоммуникационных, информационных, консалтинговых, страховых, финансовых и других;
развитие новых форм инвестирования — концессий, проектного финансирования и других;
либерализация инвестиционной деятельности.
Активное привлечение инвестиций позволит обеспечить рост всей экономики Беларуси, поэтому работа должна вестись на всех направлениях. Организованная работа «Национального инвестиционного агентства» также будет способствовать привлечению инвестиций. Подобные структуры действуют во многих странах мира и обеспечивают серьезную организационно-информационную поддержку инвесторам и субъектам хозяйствования. Свой вклад в представление потенциальным инвесторам возможностей нашей страны вносят и загранучреждения Республики Беларусь.
О том, насколько серьезно белорусское Правительство подходит к вопросу привлечения иностранных инвестиций, можно судить хотя бы по тому факту, что сегодня в нашей стране иностранные инвесторы имеют более привилегированное положение, чем национальные. С целью укрепления доверия иностранных инвесторов к Беларуси, стимулирования притока иностранного капитала и его защиты мы на постоянной основе проводим работу по заключению межгосударственных и межправительственных соглашений, договоров о взаимной защите и поощрении инвестиций. К настоящему времени такие соглашения подписаны с 40 странами, среди которых Германия, Италия, Австрия, Франция, Нидерланды, Польша, Чехия, Швеция, Румыния, Великобритания, Швейцария, Болгария, Югославия, США и другие.