Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа
Цель работы: анализ и рассмотрение роли развития туризма как предпосылки привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Введение 4
Глава 1.1. Понятие инвестиций. 6
1.2. Инвестиционная политика 13
1.2.1. Формы инвестиционной деятельности 13
1.2.2. Источники инвестиций 14
1.3. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 16
Глава 2. Инвестиционная привлекательность Республики Беларусь 18
2.1.Оценка существующего состояния туризма и туристской инфраструктуры 19
2.2.Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. 20
2.3. Либерализация экономики и повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 33
Глава 3.Пути привлечения инвестиций в экономику страны 38
Заключение 42
Список используемых источников 46
1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
1.2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
1.3. предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
1.5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.
2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
2.1. оказания инвесторам государственной поддержки;
2.2. защиты интересов инвесторов;
2.3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг;
2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;
2.9. использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [3, Статья8, Глава2, Раздел3]
Глава 2. Инвестиционная привлекательность Республики Беларусь
В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.
Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).
Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования.
Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.
В результате привлекательности Республики Беларусь для иностранных инвесторов, наблюдался прирост иностранных инвестиций в национальную экономику.
Таблица 1 Объем иностранных инвестиций в 2007 году в Республику Беларусь (млн. дол. США)
Данные таблицы говорят о том, что наибольший удельный вес в структуре иностранных инвестиций в национальную экономику занимают инвестиции в торговлю и общественное питание в связи с тем, что данные виды услуг спрос существует всегда, поэтому они могут являться наиболее доходными и перспективными.
Так как страна нуждается в капиталовложениях, необходимо находить, иные пути привлечения инвестиций в экономику странны.
2.1 Оценка существующего состояния туризма и туристской инфраструктуры
Одним из таких приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь определен туризм, как наиболее динамично развивающаяся отрасль, благодаря которой совершенствуется инфраструктура (средства размещения, питания, транспорт, придорожный сервис, объекты культурно-исторического показа и др.), а также увеличивается вклад в экономику страны. Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами.
Среди них:
-близость к Западной Европе, Скандинавии — туристскому рынку с
-очень высоким финансовым потенциалом;
-соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным
-ресурсом к развитию трансграничного туризма;
-древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов,
историческая, культурная и архитектурная значимость);
-богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-
-болотные угодья, реликтовый лес — Беловежскую пущу и т. д.
В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
2.2 Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006–2010 гг.
Для обеспечения системы новых подходов государственного регулирования, совершенствования структуры управления туристской отраслью, продвижения белорусского продута на мировой рынок туристских услуг в 2005г. принята Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. Основные задачи программы — создание необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективное и рациональное использование природных ресурсов и историко-культурного наследия, развитие внутреннего и въездного туризма.
В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 258 гостиниц, или 92 процента от всех средств размещения. Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 71 единицу, или 25 процентов от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38 процентов всех проживающих, а выручка от размещения превысила
45 процентов от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.
Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса однозвездочной.
Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран — России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.
Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети.
Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров..
Актуальным является и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания.
Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.
Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование.
Таблица 2. Основные показатели деятельности организаций, оказывающих туристские услуги, в 2000 — 2004 годах (по данным Минстата)
Год | Число организаций, оказывающих туристические услуги | Численность работающих в сфере туризма, человек | Принято иностранных туристов, человек | Отправлено туристов за рубеж, человек | Прибыль от туризма, млн. рублей |
2000 | 415 | 4095 | 60224 | 1289034 | 738,6 |
2001 | 419 | 4004 | 61491 | 1386660 | 840,6 |
2002 | 408 | 3072 | 63484 | 1436483 | 896,4 |
2003 | 400 | 2346 | 64289 | 1108237 | 986,7 |
2004 | 576 | 2721 | 67517 | 514593 | 1157,9 |
За 2000 — 2004 годы:
-количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, увеличилось на 7 293 человека к уровню 2000 года, что соответствует 112,1 процента роста;
-количество граждан Республики Беларусь, выехавших за рубеж с туристскими целями, уменьшилось на 774 441 человека к уровню 2000 года.
В 2004 году в республику прибыло 67517 иностранных туристов, или 105 процентов к уровню 2003 года.
Таблица 3. В разрезе областей это выглядит следующим образом:
| Число прибывших иностранных туристов | Число туристов, выехавших за рубеж | ||||
| 2003год | 2004год | в процентах | 2003год | 2004год | в процентах |
Республика Беларусь | 64289 | 67517 | 105 | 1108237 | 514593 | 46,4 |
Брестская область | 1678 | 5883 | в 3,5 раза | 244686 | 62596 | 25,6 |
Витебская область | 8065 | 8078 | 100,2 | 27075 | 35195 | 130 |
Гомельская область | 584 | 917 | 157 | 34445 | 45924 | 133,3 |
Гродненская область | 10256 | 5445 | 53,1 | 466222 | 15304 | в 3,3раза |
г. Минск | 42219 | 46355 | 109,8 | 316115 | 328277 | 103,8 |
Минская область | 967 | 463 | 47,9 | 5830 | 12055 | в 2,1раза |
Могилевская область | 520 | 376 | 72,3 | 13864 | 15242 | 109,9 |