Инвестиции и инвестиционный климат в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации, многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Основные понятия, принципы и аспекты инвестиционной деятельности…………………………………………………................... 4
Понятие инвестиций………………………………………………... 4
Структура инвестиций…………………………………………….... 4
Субъекты и объекты инвестиционной деятельности……………. 10
Инвестиционный анализ…………………………………………... 12


Глава II. Управление инвестиционной деятельностью……………..................... 18
Инвестиции и сбережения………………………………………… 18
Основные источники и методы инвестирования……………….. 21
Государственное регулирование инвестиционной деятельности.. 27

Глава III. Инвестиционный климат в России…………………………………….. 30
Иностранные инвестиции в экономике России………………….. 30
Формирование инвестиционного климата в России…………….. 33

Глава IV. Перспективы развития инвестиционной деятельности…………….... 35

Заключение. …………………………………………………………………………41

Список использованной литературы……………………………………………... 42

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Действительным  инструментом регулирования общего объема инвестиций являются налоговые  льготы, предоставляемые отдельным категориям плательщиков. Так, при исчислении налога на прибыль все предприятия получают право понижать налогооблагаемую прибыль на сумму прибыли, направленную на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, т. е. на развитие собственной производственной базы. Льгота предоставляется при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Кроме того, освобождается от налогообложения прибыль, направленная на финансирование в порядке долевого участия капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Применяемые льготы не должны понижать фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%.

Для предприятий, где  доля государственной собственности превышает 25%, в ходе реализации собственной инвестиционной политики может быть успешно применена такая форма как холдинг, позволяющая сократить налоговые отчисления дочерних фирм, снизить затраты на выполнение проекта и в то же время повысить ответственность участников проекта за результаты своей деятельности.

Благоприятные условия  для реализации инвестиционных проектов появляются при преобразовании акционерного общества или вхождении его в промышленно-финансовую группу. Эта форма применима для предприятий, в которых доля государственной собственности не выше 25%. Законодательством предусмотрено предоставление предприятиям данной организационно-правовой формы таких льгот, как:

  • государственная поддержка инвестирования, в том числе гарантий;
  • зачет задолженности предприятия по результатам инвестиционных конкурсов;
  • право взять пакеты акций, закрепленные в федеральной собственности, в доверительное управление.

Инвестиционный климат в значительной мере зависит от таможенного режима. Он обеспечивает решение следующих задач:

  • рационализацию товарной структуры экспорта и импорта товаров;
  • поддержание оптимального соотношения между экспортом и импортом товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  • создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в экономике и потреблении товаров;
  • защиту экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия внешней конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику и открытости российской экономики;
  • создание условий для привлечения иностранных инвестиций.

Общий принцип привлечения  иностранного капитала в экономику России — иностранным инвесторам необходимо предоставлять режим не менее благоприятный, чем местным. При этом интересы инвесторов и их право на свою собственность должны быть защищены. Однако необходимо выяснить, какие конкретно цели ставит перед собой иностранный инвестор, вкладывая капитал в российскую экономику. Цели могут быть как позитивными, так и негативными. Задача российской стороны — предупредить нежелательное развитие взаимоотношений с иностранными партнерами.

Таким образом, созданы  предпосылки для формирования в  России благоприятного инвестиционного климата для притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

 

Глава IV. Перспективы развития инвестиционной деятельности.

Оживление инвестиционной деятельности — единственно возможный путь выхода экономики России из затяжного кризиса. Создание благоприятного инвестиционного климата и включение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств связаны с использованием всего арсенала мер — как собственно рыночных (развитие конкуренции, ограничение монополизма, обеспечение возможности прибыльного вложения капитала в производство, его свободного перелива между отраслями и регионами), так и мер по целенаправленному государственному регулированию инвестиционной деятельности.

Принципиальное значение имеет создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, повышение уровня накопления основного капитала в экономике, создание условий для осуществления инвестиций в высокотехнологические, наукоемкие отрасли экономики, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

Предпосылкой активизации  инвестиционной деятельности является снижение инфляции. Повышение инвестиционной активности в значительной степени связано с развитием рынка ценных бумаг, который наряду с банковской системой становится механизмом трансформации финансовых ресурсов в инвестиции. Проблемой остается и преодоление «инвестиционной неграмотности» многих руководителей предприятий и развертывание сети консалтинговых организаций, способных оказывать квалифицированную помощь в этом вопросе.

Перспективы развития инвестиционного  процесса в регионах России связаны  с преодолением главных отрицательных тенденций:

    • низкой доли конкурентоспособной продукции на товарных рынках, обеспеченной устойчивым перспективным спросом;
    • низкой эффективности инвестиционных ресурсов, помещаемых в отечественное производство товаров и платных услуг (за счет сокращения сроков строительства и освоения мощностей, уровня рентабельности производства и т.д.);
    • высокими инвестиционными рисками в большинстве регионов России.

Так как внутренние возможности  для быстрого и кардинального  изменения первых двух тенденций отсутствуют, то предполагается постепенное и довольно длительное их сглаживание. По сравнению с этими процессами изменения уровней инвестиционных рисков представляются менее инерционным фактором, что выдвигает их в разряд наиболее актуальных и реалистичных способов повышения инвестиционной привлекательности значительной части регионов России. В подтверждение сказанного можно отметить, что в первую десятку с минимальными рисками устойчиво (с 1992 г.) входят лишь 3 региона (г. Москва, г. Санкт-Петербург и респуб. Татарстан). В 1998 г. из этого состава вышли Самарская, Саратовская и Липецкая области. Взамен их (в очередной раз) в первую десятку вошли Московская и Нижегородская области и новый в этой “кампании” регион — Калининградская область. Высокая мобильность этого фактора в существенной мере объясняется несбалансированностью уровней инвестиционной активности большинства регионов с их привлекательностью по критериям рисков. Даже у лидеров первой десятки регионов отмечаются свои угрозы рисков: в Белгородской — политическая; в Новгородской — криминальная, в Ярославской — экологическая, а в Тверской — финансовая.

Вместе с тем, по оценкам  зарубежных источников, такие экономически развитые регионы как Тюменская, Кемеровская, Челябинская и Свердловская области, Красноярский край относятся к регионам, находящимся далеко от зоны регионов с умеренными инвестиционными рисками. По их оценкам рейтинга инвестиционных рисков Тюменская область стоит на 48 месте, а Челябинская и Свердловская области, Красноярский край замыкают первую тридцатку регионов.

Однако при сохранении этими регионами своего монопольного положения, перекачка в них инвестиций (в перспективе до 2005 г.) будет  нарастать. Исключение составляет Красноярский край, где, в силу ограничительных  мер западного рынка цветных металлов на ввоз российского алюминия и дальнейшим падением спроса на уголь, не исключается охлаждение инвестиционного климата с непредсказуемыми воздействиями на инвестиционные процессы не только в масштабах отрасли “Цветная металлургия”, но и у ее смежника (потребителя) — в “электроэнергетике”.

Можно предположить, что  снижение инвестиционных рисков в стагнирующих регионах, специализированных на производстве продукции машиностроения, промышленности строительных материалов, легкой и деревообрабатывающей, сельскохозяйственной продукции и с концентрацией предприятий ВПК и аэрокосмического комплекса, не смогут в заметной степени повлиять на активизацию в них инвестиционной деятельности. Наличие в этих регионах огромного, незадействованного промышленного потенциала, развитой производственным и транспортной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и без того делает уровень их инвестиционной привлекательности несопоставимой с реальной инвестиционной активностью, обусловленной отсутствием собственных инвестиционных источников. Для изменения этого положения механизмы государственной инвестиционной и антимонопольной политики должны быть нацелены на приостановление оттока инвестиционных ресурсов из стагнирующих регионов в регионы с монопольным и экспортоориентированным производством.

Одной из важнейших проблем  экономического развития страны является наиболее полное использование потенциала рыночных механизмов саморегулирования  в преодолении кризиса и вывода регионов на траекторию устойчивого экономического роста. Поэтому разработке комплекса мер прямого и косвенного экономического регулирования территориального развития, основанного на принципах дифференциации экономических стимулов, должны предшествовать процессы отработки и реализации рыночных механизмов саморегулирования, имеющие всеобщий характер и распространяющие свое воздействие в той или иной степени на территорию всех субъектов Российской Федерации.

Сегодня еще крайне неэффективно действуют механизмы государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах, распространенные в международной практике.

Механизмом привлечения  инвестиций в депрессионные регионы  в странах Запада является создание “свободных экономических зон” (СЭЗ). Сегодня из почти десятка созданных  в России региональных СЭЗ лишь три относительно оправдывают свое назначение, и то в минимальной степени. Это республика Татарстан и Сахалинская и Калининградская области. В остальных регионах создание СЭЗ практически не сказалось на улучшении инвестиционного климата, а в некоторых из них (республики Калмыкия и Ингушетия, Приморский край), наоборот, усугубили инвестиционный кризис, превратив их в зоны “утечки” национального капитала за пределы России и свободного хождения криминального капитала. Эффективное использование в России механизмов СЭЗ требует кардинального пересмотра концептуального подхода к их созданию. Прежде всего, необходимо пересмотреть стратегические и тактические цели их создания, имея в виду их ориентацию на ускоренное развитие депрессионных регионов путем создания “точек” экономического роста на базе современных конкурентоспособных технологий производства и широкого привлечения частных, главным образом иностранных, инвестиций.

Создание СЭЗ относится  к одной из самых эффективных  инноваций, отмеченных в последние десятилетия. Основными формами СЭЗ, получившими широкое распространение в мире, являются:

    • экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);
    • зоны внешней торговли (ЗВТ общего — GP и специального назначения — SP);
    • зоны предприятий (ЗП);
    • научно-технологические парки (НТП).

В России создание СЭЗ  вызывало немало надежд, которые в  целом не оправдались.

В конкретных условиях экономического развития России в ближайшей перспективе  реальное создание и эффективное  использование СЭЗ может быть лишь в пределах пограничных железнодорожных станций, отдельных портовых хозяйств, аэродромов и таможенных терминалов, а также на приграничных участках торговли.

 

Основными звеньями обеспечения  благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в  субъектах Российской Федерации являются следующие условия.

Макроэкономическая стабилизация, включающая снижение темпов инфляции до экономически приемлемого уровня (не более 0,5% в месяц и не более 5-6% в год), стабилизация валютного  курса рубля и перевод его  в категорию полностью конвертируемых валют, а также обеспечение уровня дефицита государственного бюджета не выше 3% от величины ВВП.

Достижение указанных  макроэкономических параметров должно сопровождаться адекватным снижением  ставки рефинансирования ЦБ и уменьшением доходности операций на рынке государственных ценных бумаг, что позволит в итоге перевести существенную долю финансовых ресурсов в инвестиционную сферу, одновременно повысив привлекательность долгосрочных вложений в реальный сектор экономики.

Завершение формирования законодательной и нормативно-правовой базы проводимой экономической реформы. В первую очередь, необходимо принятие ряда законодательных актов, снижающих воздействие регламентирующих ограничений хозяйственной деятельности субъектов рынка в той мере, в какой это не противоречит конечным целям реформы, а также задачам обеспечения национальной экономической безопасности страны.

В числе актуальных законодательных  актов следует отметить Земельный  кодекс, Закон об ипотеке, Закон о  лизинге, совершенствование действующего законодательства об иностранных инвестициях и о разделе продукции, правовое обеспечение амортизационной политики и т.д.

Важное значение будет  иметь обеспечение защиты интересов  инвесторов на базе стабильного законодательства по всем основным направлениям формирования рыночной экономики и формирование на этой правовой основе единых и стабильных основных “правил игры” для всех субъектов рынка, независимо от формы собственности и их территориальной принадлежности.

Максимальная мобилизация внутренних резервов экономического развития в старопромышленных регионах России и, прежде всего, в регионах Северо-Запада и Центра Европейской части России, где большое значение должны получить такие факторы, как значительная доля высокотехнологичных отраслей промышленности, относительно развитые общехозяйственная, производственная инфраструктура и строительная база. Важное значение приобретает наличие значительного числа квалифицированных кадров, сравнительно выгодное транспортно-географическое положение этих регионов по отношению к основным рынкам сбыта профилирующей продукции, достаточно большая емкость внутреннего (регионального) и сопредельных потребительских рынков, высокая степень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционный климат в России