Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа
Основная цель, учитывая важность проблемы интеллектуальной собственности и степень её теоретической разработанности, исследование экономического содержания и проблемы реализации интеллектуальной собственности.
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть место и роль интеллектуальной собственности в системе рыночных отношений;
- изучить социально-экономические свойства интеллектуального продукта;
- описать реализацию и защиту интеллектуальной собственности.
Введение
Глава 1 Место и роль интеллектуальной собственности в системе рыночных отношений
1.1 Эволюция форм собственности
1.2 Условия и предпосылки формирования и развития отношений интеллектуальной собственности
1.3 Взаимосвязь интеллектуальной собственности с другими формами собственности
Глава 2 Социально-экономические свойства интеллектуального продукта
2.1 Виды интеллектуального продукта
2.2 Свойства интеллектуального продукта
Глава 3 Реализация и защита интеллектуальной собственности
3.1 Особенности рынка интеллектуального продукта
3.2 Экономические и правовые формы использования интеллектуальной собственности в Республике Казахстан
Заключение
Список литературы
В связи с этим, функция отчуждения реализации интеллектуальной собственности никаким природным образом состояться не может, так как в процессе создания объекта интеллектуальной собственности развиваются индивидуальные способности человека. Отчуждаться может материальный носитель, способности же не отчуждаются.
Следует различать, во-первых, присвоение отчужденного материального носителя другим индивидуумом, но не самого интеллектуального продукта. Во-вторых, присвоение идеальной субстанции, воплощенной в материальном носителе (это особенное, "общественное присвоение" - идеи, распространяясь, становятся всеобщим достоянием). В-третьих, присвоение человеческих способностей, развитие человека вообще.
Интеллектуальная
собственность как
Функция использования
собственности приобретает
Хотя реализация
индивидуальной и общественной собственности
относительно интеллектуального продукта
диалектически совпадают, в условиях
главенствующего значения присвоения
материальных благ, интеллектуальная
собственность, всеобщая по своей природе,
проявляется в форме совместно-
Некоторые ученые полагают, что объект интеллектуальной собственности не может быть частной собственностью, так как он по своей природе носит общественный характер. Такой "объект" по своей материи сопротивляется тому, чтобы быть собственностью кого бы то ни было. Когда его делают таковым, он работает неэффективно. Объект этот - продукты духовной деятельности "для других" по своей природе. Даже в своем "овеществившемся" виде (например, художественное полотно), перейдя в собственность индивида или коллектива, оказавшись вследствие этого сокрытыми от народа, они утрачивают большую часть своего духовного заряда, функционируют в обществе менее плодотворно, чем в неотчужденной форме своего бытия. То же самое относится к музыкальному произведению, философскому труду, историческому знанию, научной теории. Техническая идея, будучи запатентованной и тем самым став частной собственностью, пусть на ограниченный срок, при монополии не работает так, как могла бы.
Глава 2 Социально-экономические свойства интеллектуального продукта
2.1 Виды интеллектуального продукта
Интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Интеллектуальными продуктами являются изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства. Определение интеллектуального продукта гораздо шире, чем понятие интеллектуальной собственности. Собственностью – то есть тем, ценность чего может быть выражена экономически, - являются только те объекты, которые оформлены в соответствии с нормами права. В сфере интеллектуальной деятельности таковыми являются произведения искусства, науки, на которые распространяются нормы авторского права, В сфере науки и техники это те открытия, которые запатентованы. В то же время к области патентного регулирования не относятся методы деятельности, технологии управления и многие другие объекты интеллектуального труда [7].
За рамками
правового регулирования могут
остаться авторские разработки, которые
не были нигде опубликованы и не
зафиксированы автором каким-
Таким образом, все, что создано силой человеческой мысли, воображения, может рассматриваться как интеллектуальный продукт, это понятие очень широкое, и в современном мире, где творческая составляющая становится обязательным атрибутом большинства сфер деятельности, проблема оценки стоимости интеллектуального продукта стоит очень остро.
Много столетий
продолжается дискуссия о том, насколько
автор должен распоряжаться своим
открытием, в какой степени созданное
одним человеком
Авторы интеллектуальных продуктов долгое время добивались права самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Однако законодательства многих стран не обеспечивают исключительных прав авторам на плоды своего творчества. Так, в большинстве стран Европы новая идея, обеспечивающая развитие бизнеса (ноу-хау), модель деятельности, описание технологии в сфере гуманитарных наук и исследований может быть зафиксировано только авторским правом, если автор издал рукопись с описанием свои мыслей, и использовать его идеи может каждый.
В ходе консультаций со специалистами Швейцарского Института интеллектуальной собственности, эксперты привели такой пример. Эту ситуацию можно сравнить с тем, когда вы читаете кулинарную книгу: часто автором рецептов не является тот, кто собрал их под одну обложку, да и вы, готовя новое блюдо на своей кухне, не станете прикреплять к тарелке ярлычок о том, что блюдо изготовлено по рецепту такого-то кулинара. Узость законодательных возможностей имеет целью и то, чтобы не препятствовать применению ценного опыта, не ставить прогресс в зависимость от широты известности той или иной информации – ведь достижение, принадлежащее кому-то одному, становятся известным не так скоро, как то, что обсуждается всеми.
Особенно
заметна эта проблема в сфере
искусства. Многие пользователи интернета
столкнулись с двойственностью
закона об авторском праве. Правовые
гарантии требуют, чтобы копирование
произведений, размещенных в открытом
доступе, производилось только с
согласия автора или оплачивалось ему.
В то же время многие авторы, разочарованные
системой популяризации своих
Конечно, понятие интеллектуальной собственности по-прежнему является определяющим в сфере правовых и, как следствие, финансовых отношений в области авторского права. Но это не значит, что не подпадающие под это определение интеллектуальные продукты нельзя оценить, нельзя защитить от недобросовестного использования. Это предмет цивилизованных договоренностей между людьми. Возьмем, к примеру, ту же лекцию: она может быть не зафиксирована как объект интеллектуальной собственности и даже не оформлена авторским правом, но блестящий оратор успешно ее продает.
Интеллектуальный продукт имеет общественную полезность, он в высшей степени воплощает общественное начало, свойство быть предметом для других. Интеллектуальный продукт не является в полной мере товаром. Особо отличительной чертой интеллектуального продукта (ИП), например программы для компьютера или аудиовидеозаписи на CD-диске или флешке, является возможность неограниченного тиражирования без каких-либо затрат или, что точнее, при относительно малых (незначимых) затратах. (Товар как вещь таким свойством не обладает.) Следствием этого является, как пишут юристы, обреченность любого официального производителя ИП быть монополистом в своей сфере. Монополизм заложен в структуре самого института авторского права.
Существует, по крайней мере, три основных различия товара и интеллектуального продукта:
1) товар есть
овеществлённая форма труда
2) при потреблении
интеллектуального продукта
3) в основе
стоимости интеллектуального
Таким образом, интеллектуальный продукт как явление выступает товаром, в силу того, что он есть продукт труда, предназначенный для обмена на рынке, в сущности же являясь общественной полезностью.
Интеллектуальные продукты классифицированы на тиражируемые, которые являются объектом массового производства, и общественно-новые - товары-новации. Интеллектуальные продукты обладают следующими особенностями:
а) являются продуктами естественной монополии интеллекта создателей;
б) не отчуждаются полностью, а заимствуются и поэтому могут быть объектом сразу нескольких сделок;
в) большинство интеллектуальных продуктов состоит из материального носителя и идейной части, которая является объектом правовой защиты.
2.2 Свойства интеллектуального продукта
Интеллектуальный продукт имеет специфические признаки и свойства, отличные от подобных характеристик традиционного товара материального производства. Признаки информационного продукта зависят от специфических ресурсов, необходимых для его создания, – информации и знаний, рождающих новые знания и информацию.
Основными свойствами интеллектуального продукта являются:
- Возможность взаимодействия - возможность двух или более систем или их компонентов обмениваться информацией и использовать информацию, обмен которой был произведен ранее.
- Гибкость - способность компаний, фирм, отдельных лиц, занимающихся предпринимательством, быстро приспосабливаться к изменившимся условиям хозяйственной деятельности.
- Автономность - независимость интеллектуального продукта.
- Взаимодействие с человеком - тесное взаимодействие человека и интеллектуального продукта.
- Мультифункциональность - интеллектуальный продукт выполняет одновременно множество различных функций.
- Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств интеллектуального продукта.
- Реакционная способность - способность интеллектуального продукта мгновенно реагировать на что то-то.
Таким образом, интеллектуальный продукт имеет многие признаки общественного блага. Двойственность интеллектуального продукта заключается в его нетоварном содержании и товарной форме. Разобраться в этом вопросе поможет рассмотрение его основных свойств как товара: полезности и ценности (стоимости).
Полезность (потребительная стоимость) продукта заключается в том, что он может быть использован как ресурс для создания других нематериальных (информационных) и материальных благ. Информационный продукт также является важной составляющей функционирования биржевых и внебиржевых, товарных и финансовых рынков.
Потребительские свойства интеллектуального продукта – это не просто набор знаков и символов. Это та сумма отобранных, переработанных и представленных в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых любое лицо может удовлетворить свои материальные и духовные потребности.
Следующим свойством
информационного продукта как товара
является ценность или стоимость, которая
характеризуют форму
Глава 3 Реализация и защита интеллектуальной собственности
3.1 Особенности
рынка интеллектуального
В современных экономических и политических условиях все большую роль играют процессы, происходящие в ключевой сфере — интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, и определит судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований.
Освоение
нового рынка в результате выпуска
нового товара (услуги), установление контроля
над ним и, как следствие, получение
возможности диктовать
Информация о работе Интеллектуальная собственность: отличительные особенности и проблемы реализации