Интеллектуальная собственность: отличительные особенности и проблемы реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель, учитывая важность проблемы интеллектуальной собственности и степень её теоретической разработанности, исследование экономического содержания и проблемы реализации интеллектуальной собственности.
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть место и роль интеллектуальной собственности в системе рыночных отношений;
- изучить социально-экономические свойства интеллектуального продукта;
- описать реализацию и защиту интеллектуальной собственности.

Оглавление

Введение
Глава 1 Место и роль интеллектуальной собственности в системе рыночных отношений
1.1 Эволюция форм собственности
1.2 Условия и предпосылки формирования и развития отношений интеллектуальной собственности
1.3 Взаимосвязь интеллектуальной собственности с другими формами собственности
Глава 2 Социально-экономические свойства интеллектуального продукта
2.1 Виды интеллектуального продукта
2.2 Свойства интеллектуального продукта
Глава 3 Реализация и защита интеллектуальной собственности
3.1 Особенности рынка интеллектуального продукта
3.2 Экономические и правовые формы использования интеллектуальной собственности в Республике Казахстан
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовааая.docx

— 135.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

 

на  тему  «Интеллектуальная собственность: отличительные особенности и  проблемы реализации»

 

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент 1 курса

специальность Маркетинг 1202

Мусина А.Н.

ПРОВЕРИЛ:

к.э.н., ст.преп-ль Кучина Е.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛМАТЫ 2012

 

Содержание

Введение

Глава 1 Место и роль интеллектуальной собственности в системе рыночных отношений

1.1 Эволюция форм собственности

1.2 Условия и предпосылки формирования и развития отношений интеллектуальной собственности

1.3 Взаимосвязь интеллектуальной собственности с другими формами собственности

Глава 2 Социально-экономические свойства интеллектуального продукта

2.1  Виды интеллектуального продукта

2.2  Свойства интеллектуального продукта

Глава 3 Реализация и защита интеллектуальной собственности

3.1  Особенности рынка интеллектуального продукта

3.2  Экономические и правовые формы использования интеллектуальной собственности в Республике Казахстан

Заключение

Список литературы

 

Введение

Объектом  данной работы являются отношения интеллектуальной собственности и проблемы связанные  с ними.

Предметом исследования является интеллектуальная собственность и интеллектуальный продукт в системе рыночных отношений.

Актуальность  темы исследования:

 Интеллектуальные  продукты, научные знания, информация, профессиональный, научный, духовный  и культурный потенциал общества  сегодня являются движущей силой  экономического роста, определяют  конкурентоспособность производства. Всё это предопределяет усиление  роли интеллектуальной собственности. 

Результаты  интеллектуальной деятельности составляют важнейший компонент национального богатства. С переходом к рыночной экономике львиная доля этих результатов выходит на рынок, чаще всего не имея объективной стоимостной оценки и необходимой правовой защиты. До сих пор у нас нет научных методик оценки интеллектуального продукта.

В ходе развития внешнеэкономических связей и отсутствия монополии на их осуществление иностранные  партнеры получают широкий доступ к  новым идеям, технологиям и другим результатам интеллектуальной деятельности. При отсутствии отечественного рынка  интеллектуального продукта и необходимой  правовой защиты страна несет огромный ущерб, когда результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ становятся доступными зарубежным партнерам, превращаясь для них  в «щедрые подарки».

Все сказанное  выше обусловливает большую актуальность и научную значимость политико-экономического исследования интеллектуальной собственности, общественных свойств результатов  интеллектуальной деятельности и особенностей их экономического оборота.

Основная цель, учитывая важность проблемы интеллектуальной собственности и степень её теоретической разработанности, исследование экономического содержания и проблемы реализации интеллектуальной собственности.

Реализация  этой цели потребовала решения следующих  задач:

- рассмотреть  место и роль интеллектуальной  собственности в системе рыночных  отношений; 

- изучить  социально-экономические свойства  интеллектуального продукта;

- описать  реализацию и защиту интеллектуальной  собственности.

 

Глава 1 Место и роль интеллектуальной собственности в системе рыночных отношений

1.1 Эволюция частной  собственности и факторы её  определяющие

Теоретическое решение многих вопросов интеллектуальной собственности во многом зависит  от представлений об экономической  сущности отношений собственности  вообще и эволюции частной собственности  в частности. Как известно, исходной формой собственности после разложения первобытного общества является частная  собственность. Для неё было характерно то, что владельцем, пользователем  и распорядителем объектов выступало  одно и то же лицо. Другими словами, первоначально частная собственность  была персонифицирована. Но было бы ошибкой  считать, что такое положение  может оставаться неизменным в течение  длительного времени.

Не вдаваясь в историю вопроса, сосредоточим свое внимание на тех процессах, которые  характерны для современного общества и оказывают определенное влияние  на эволюцию частной собственности.

Конец тысячелетия  высветил в полной мере рубеж качественных изменений в общественной жизни  человечества: рождение «постиндустриального» (информационного) общества, «человеческая  революция», «ноосфера» (или как  минимум «устойчивое развитие»)[1].

Впервые факт становления постиндустриального (информационного) общества отмечается О.Шпенглером, еще  в 20-е гг., провозгласившим, хотя и  в несколько трагической и  романтической манере, закат нынешней индустриальной цивилизации, но не обозначившим контуры новой, приходящей на смену. В 40-е гг. австрийский экономист  К.Кларк уже вполне определенно  говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новой  экономикой и технологией. В конце 50-х гг. американский экономист Ф.Махлуп выдвинул тезис о становлении информационной экономики и превращении информации в товар, а в конце 60-х гг. лидер теории постиндустриализма Д.Белл предсказывает превращение индустриального общества в информационное. В начале 80-х гг. возникновение информационного общества, по крайней мере в наиболее развитых странах Запада и в Японии, было зафиксировано американским профессором Дж. Мартином и японским профессором Й.Масудой [2].

Экономическая теория информации как научная дисциплина ещё находится на стадии становления (её развитие насчитывает несколько  десятилетий). Но уже сегодня в экономической литературе имеется значительное количество работ, освещающих проблемы, напрямую связанные с особенностями информационного производства, в которых показано единство двух производительных сфер (производства материальной продукции и духовной сферы, в частности, производства нематериальных форм богатства), обоснована концепция двух типов производительного накопления (материального и нематериального), выявлены назревшие качественные сдвиги в экономике в условиях НТП, поставлены проблемы экономической эффективности ряда отраслей нематериального производства.

«Если индустриальное общество, - как пишет Д.Белл, - основано на машинном производстве, то постиндустриальное общество характеризуется интеллектуальным производством. И если капитал и  труд являются главными структурными чертами индустриального общества, то информация и знания являются таковыми для постиндустриального общества» [3].

Информационному способу производства будет свойственна смена самовозрастания капитала самовозрастанием информации. Выделяют четвертичный, информационный сектор в структуре экономической системы.

Изменения в  социальной структуре общества под  влиянием перехода к информационному  способу производства, по мнению многих ученых, столь заметны, что представляют собой бескровную революцию. Констатируется тенденция роста занятых в  сфере услуг и информации.

Информационная  насыщенность современного производства отражается в росте наукоемкости создаваемых продуктов и услуг, увеличении организационной сложности предприятий, быстром изменении потребительских стандартов и, соответственно, необходимости учета фактора времени при разработке стратегии и тактики на микро - и макроуровне.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время уже  более половины всего занятого населения  наиболее развитых стран прямо или  косвенно принимают участие в  процессе производства и распределении  информации.

Тенденции процесса информатизации:

1. Рост доли продукции информационного  сектора в объеме ВНП. 

2. Расширение междисциплинарной  научной базы исследований в  области науки: по крайней мере, 20 областей знаний и научных  дисциплин взаимодействуют с  информационной наукой (кибернетика,  психология, информатика, лингвистика  и т.д.)

3. Вытеснение ручных методов  обработки информации автоматическими, внедрение безбумажных технологий.

4. Изменения в структуре информационного  рынка, усложнение спроса и  предложения с появлением новых  технологических возможностей.

5. Изменение в структуре материальных  носителей информации: постепенная  замена печатных материалов электронными  носителями - магнитными лентами,  дисками, распространением электронной  почты. 

6. Повышение числа занятых в информационном бизнесе.

7. Расширение международного обмена  информацией, обострение конкуренции  на внутренних и международных  информационных рынках.

8. Расширение и совершенствование  доступа к информации, повышение  компьютерной грамотности населения,  повышение быстродействия компьютерных  систем.

Каждый год  на мировом рынке появляются десятки  и сотни новых компьютеров  и программных продуктов, средств  коммуникации, информационных услуг. Главным  двигателем НТП становятся именно информационные технологии. Специалисты считают, что до 80 процентов всех технологических новшеств основываются на применении информационных технологий.

Возможность получения и использования огромного  пласта знаний, доступ к научной, технической, социальной информации решает многие проблемы с одной стороны, но вызывает новые, с другой «информационная  среда» обитания меняет традиционный жизненный уклад многих и многих людей, преобразует формы и способы  общения, формирует новый образ  жизни и стиль мышления. Информация оказывает «определяющее влияние  на методы социальной деятельности, на образ жизни людей».

Для характеристики масштабов процесса информатизации в современном обществе, приведем некоторые факты, говорящие о  значении информации в экономическом  развитии США, которые являются сегодня  несомненным лидером в области  информационной индустрии. Вслед за США по объему информационного производства идут Япония, Китай, ряд государств Западной Европы. В этих странах совокупное общественное время, затрачиваемое на производство и обмен информацией, значительно превышает расходуемое на производство и обмен материальной продукцией (Приложение А).

Так, Д.Белл в одной из своих работ определяет характерные черты информационного  общества, рассматривая его как постиндустриальное в сравнении с предыдущими этапами общественного развития - доиндустриальным и индустриальным обществом [3].

Информатизация общества происходит в рамках общего перехода от индустриальной к постиндустриальной фазе развития, в которой главную роль будут играть теоретические знания.

1.2 Условия и  предпосылки формирования и развития  отношений интеллектуальной собственности

Предпосылками формирования рынка интеллектуальной собственности явились превращение технологии в товар, создание системы прав собственности на научно-технические достижения, распространение лицензирования в качестве основной формы передачи технологии, формирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, превращение знаний в товар и развитие информационной экономики.

Технологически  применимые в производстве знания (технология) приобрели свойства самостоятельных  товаров значительно позже, чем  вещные продукты труда. На первых этапах развития капиталистического общества эти знания создавались исключительно для нужд собственного производства. После первой промышленной революции первоначально обращение технологии на рынке происходило в связанном виде с другими товарами — либо со средствами производства (машинами), либо в составе товара рабочая сила.

Лишь развитие патентной системы позволило  технологии стать товаром. Поэтому  важнейшей предпосылкой возникновения  рынка технологии стала разработка прав собственности на научно-технические достижения, с помощью которых был найден компромисс между частными интересами создателей новой технологии и общественной потребностью в совершенствовании производительных сил. Первым правовым документом, заложившим основу товарных отношений между участниками технического прогресса, явился патент.

Патенты пришли на смену феодальным привилегиям  (принятый в Англии в 1625 г. Статут монополий признал законными лишь те дарованные государством исключительные права, которые были установлены вследствие новых изобретений).

С появлением публикуемых государством патентов общество получило возможность получать оперативную информацию об изобретениях. С введением патентных систем существенно укрепилось право собственности создателей первых машин на продукты своего интеллектуального труда, что способствовало резкому расширению торговли средствами производства (патентные законы были приняты в США — в 1787 г., во Франции — в 1791-м, в России — в 1812-м, в Голландии — в 1817-м, Испании и Австрии — в 1820 г., регистрация товарных знаков началась в Великобритании с 1875 г.). Кроме того, в этот период были заложены основы международной защиты интеллектуальной собственности. Соглашения по охране интеллектуальной собственности содействовали развитию технологического обмена между компаниями разных стран, появлению международных рынков технологии.

Информация о работе Интеллектуальная собственность: отличительные особенности и проблемы реализации