Институт эмитента на белорусском рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Проблема эмитентов на рынке ценных бумаг и их развития в условиях рыночной экономики - достаточно актуальная тема на сегодняшний день. От успешной работы предприятий-эмитентов Республики Беларусь во многом зависит благосостояние всех граждан страны, поэтому существует необходимость изучить те факторы, которые влияют на деятельность эмитентов, определить проблемы и найти пути их решения.

Файлы: 1 файл

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Рынок цен. бумаг.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

      Проведенный фундаментальный анализ в совокупности с изучением положения в отрасли  и экономике в целом может  дать инвестору значимые результаты, указав на целесообразность купить или продать ценную бумагу того или иного эмитента. 

 

       2. Развитие деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг в Республике Беларусь.

      2.1 Анализ деятельности эмитентов в Республике Беларусь. 

      Государство в любой стране является, как правило, крупнейшим должником, осуществляя заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако вследствие высокой надежности государственных финансовых инструментов вложения в них характеризуются минимальными рисками и минимальной доходностью. Все остальные финансовые инструменты считаются более рискованными, поэтому они предлагают более высокую доходность.

      Таким образом, Министерство финансов в Республике Беларусь является одним из крупнейших эмитентов, который от имени Правительства Республики Беларусь выпускает следующие государственные ценные бумаги:

      1) для юридических лиц:

      - государственные краткосрочные  облигации;

      - государственные долгосрочные облигации;

      - государственные облигации, номинированные  в свободно конвертируемой валюте;

      - векселя Правительства Республики  Беларусь.

      2) для физических лиц:

      - облигации государственного выигрышного  валютного займа Республики Беларусь;

      - облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь [11].

      Выступая  в качестве эмитента, Министерство финансов имеет право досрочного погашения облигаций путем выкупа всего выпуска или его части, а также обмена облигаций, срок погашения по которым наступил, на облигации других выпусков. Так, объем эмиссии органов государственного управления государственных долгосрочных ценных бумаг в денежном выражении составляет 0,4 млн. долларов США в объеме валового внешнего долга Республики Беларусь. В структуре внутреннего госдолга долгосрочная задолженность правительства составляет 25,8%, краткосрочная — 0%. Облигации также могут эмитироваться Национальным банком Республики Беларусь. Итоги размещения краткосрочных обязательств находится в таблице 2.1.

      Источник: [15]

     Как видно из данного приложения, с июля 2010 г. по май 2011 года было осуществлено 14 выпусков краткосрочных обязательств со средним сроком обращения 28 дней и средней доходностью, предложенной участниками аукциона 9% годовых. Эти данные говорят о том, что вложения в ценные бумаги Национального Банка хотя и не достаточно прибыльны, но зато безопасные, т.е. менее рискованные относительно иного вида вложений средств.

      Законодательство  Республики Беларусь по государственным  ценным бумагам позволяет резидентам и нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг правительства.

      Государственные облигации юридические лица могут  приобрести:

      – на аукционе, проводимом Министерством финансов через электронную торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

      – на основании договора купли-продажи облигаций, заключаемого с Министерством финансов;

      – на вторичном рынке ценных бумаг через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены секции фондового рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

      По  состоянию на 1 января 2008 года в обращении  находилось государственных ценных бумаг на сумму 3 828,5 млрд. белорусских рублей, в том числе 21 выпуск ГКО на сумму 1 138,9 млрд. белорусских рублей, или 29,7%, 82 выпуска ГДО на сумму 2 689,6 млрд. белорусских рублей, или 70,3 %. Что касается 2011 года, то здесь статистика следующая:

      Было  размещено 60 выпусков 3 748 448 200 000 млрд. белорусских рублей, и 2 выпуска 1 800 000 000 долларов США [12].

      Торги по государственным облигациям проводятся ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и составляют около 90 % объема всех биржевых сделок. Ежемесячные обороты на вторичном рынке ценных бумаг правительства достигают 1,7 трлн. белорусских рублей. [13].

      В соответствии с отчетами о деятельности эмитентов в Республике Беларусь, публикуемыми на официальном сайте Министерства финансов во 2 полугодии 2011 года было зарегистрировано 4445 эмитентов, 1907 - в форме ОАО, в сравнение: в 1 полугодии 2009 года было зарегистрировано 1787 эмитентов, в 1 полугодии 2008 года 1575 эмитента той же формы собственности. На 1 января 2007 г. эмитентами акций являлись 4545 акционерных обществ, из них 1790 - открытые акционерные общества (39,4 %), 2755 - закрытые акционерные общества (60,6%), эмитентами облигаций - 8 юридических лиц. В 2006 году наблюдается незначительное уменьшение числа акционерных обществ - на 1,3% по сравнению с 2007 годом. В целом за шесть лет (с 1 января 2001 г. по 1 января 2007 г.) общее количество эмитентов в Республике Беларусь увеличилось на 4,6% (с 4345 до 4545) [14]. Динамика количества эмитентов, зарегистрированных в Республике Беларусь в форме ОАО за 5 лет в соответствии с вышеизложенными данными графически представлена на диаграмме 2.2. 

      

      Диаграмма 2.2 – Динамика количества эмитентов, зарегистрированных в Республике Беларусь в форме ОАО [14].

      Как видно из вышеприведенной диаграммы, количество эмитентов разница по годам, где-то их больше, где-то меньше, однако в целом наблюдается динамика небольшого роста. Данное событие можно увязать с процессами развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, а также улучшением условий деятельности эмитентов, путём изменений в законодательной базе.

      Динамика  объема эмиссии корпоративных акций  и облигаций ОАО и ЗАО в денежном выражении представлена в таблице 2.3.

      

      Источник: [15]

        На сегодняшний день, согласно  статистике Национального Банка  Республики Беларусь, существует 8 банков, эмитирующих облигации, обеспеченные  обязательствами по возврату  основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости:

      ОАО "АСБ Беларусбанк";

      ОАО "Белгазпромбанк";

      ОАО "БПС-Банк";

      ОАО "Приорбанк";

      ОАО "Белагропромбанк";

      ОАО "Паритетбанк";

      ОАО "Белинвестбанк";

      ЗАО "Альфа-Банк" [15].

      Из  последних событий, связанных с  эмитентами можно отметить следующее: президент Республики Беларусь, Александр Лукашенко, подписал указ, предоставляющий Совету министров право разместить в 2010-2011 гг. гособлигации на сумму до 15 млрд. российских рублей и сроком обращения до пяти лет. Федеральная служба по финансовым рынкам России зарегистрировала проспекты эмиссий неконвертируемых процентных документарных государственных облигаций на предъявителя серии 01 Республики Беларусь, и неконвертируемых процентных документарных государственных облигаций на предъявителя серии 02 Республики Беларусь. ФСФР отмечает, что впервые в истории российского финансового рынка иностранный эмитент – государственный орган Республики Беларусь, не являющийся международной финансовой организацией, получил разрешение на публичное размещение и публичное обращение выпущенных им ценных бумаг в РФ [16]. Данное событие говорит о том, что доверие к нашей стране повышается, и если российские инвесторы по достоинству оценят государственные облигации Республики Беларусь, то в результате будут заданы ориентиры по доходности для рублевого долгового рынка эмитентов из стран СНГ, а также если эти облигации будут обладать высокой ликвидностью, то в последующем могут быть включены в ломбардный список Банка России.

      Также Республика Беларусь 26 июля 2010 года разместила 5-летние суверенные евробонды на 600 млн. долларов США с доходностью 9% годовых. Купон был зафиксирован на уровне 8,75% годовых. Цена размещения бумаг составила 99,011% от номинала. Евробонды погашаются 3 августа 2015 года.

      Организаторами  выпуска выступили BNP Paribas, Deutsche Bank [12].

      Не  менее важным показателем для  инвестора является кредиторская задолженность  организаций по состоянию на 1 мая 2011 года составила 21 трлн. 943 млрд. руб., из нее на задолженность покупателей за товары, работы, услуги приходилось 17 трлн. 950,7 млрд. руб.

      По  данным Главного статистического управления Минска, просроченная кредиторская задолженность составила 1 трлн. 333,6 млрд. руб. и по сравнению с 1 января 2011 года увеличилась на 9%.

      В общем объеме просроченной кредиторской задолженности наибольшая доля приходилась  на организации промышленности — 40,7%, транспорта и связи — 25,8%, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям — 11,3%, строительства — 10,7%; по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 10,2%.

      Общая сумма денежных средств, находящихся  в распоряжении организаций города, составила на 1 мая 2011 года. 9 трлн. 130,2 млрд. руб., что больше на 8,8% по сравнению с 1 января 2011 года.

      Текущая платежеспособность организаций, которая  рассчитывается как отношение денежных средств организаций к просроченной кредиторской задолженности, составила 858,9% против 685,3% на 1 января 2011 года.

      Наиболее  платежеспособными были организации  транспорта и связи, где объем  денежных средств превысил просроченную кредиторскую задолженность в 16,2 раза, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям в — 15,1 раза, гостиниц и ресторанов в —10,4 раза; ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования в — 7,8 раза, промышленности в — 3,7 раза.

      Таким образом, можно сказать, что для на принятия инвесторами решения инвестировать средства в организации большое значение имеют такие показатели как прибыль, выручка, рентабельность и др. И в сегодняшних экономических условиях организациям нужно находить пути снижения себестоимости продукции, работ, услуг по средствам введения новой техники и технологии, а также открытия прогрессивных видов материалов. Данные действия приведут к улучшению основных финансовых показателей организаций – эмитентов и привлекут дополнительные средства в оборот. Также нужно отметить, что присутствует фактор несовершенного налогового законодательства, пока наша страна в мировом рейтинге по этому направлению в числе последних, однако государство принимает меры, которые должны снизить налоговую нагрузку на предприятия, тем самым положительно повлияет на их деятельность. В целом, деятельность эмитентов в Республике Беларусь постепенно, медленно, но верно развивается. 

      2.2 Перспективы развития деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг Республики Беларусь. 

      В целом, появление эмитентов, то есть юридических лиц, групп юридических лиц или органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих размещение ценных бумаг, на рынке ценных бумаг в Республике Беларусь повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования эмитентов на рынке ценных бумаг. Изучив эмитентов на рынке ценных бумаг, можно выделить следующие ключевые проблемы эмитентов, которые требуют первоочередного решения:

  • преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие эмитентов на рынке ценных бумаг, в частности экономическая и социальная нестабильность, а также инфляция, которая оказывает своё влияние даже при невысоком уровне;
  • целевая переориентация эмитентов на рынке ценных бумаг, которая должна быть направлена на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляции свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства;
  • улучшение законодательства в интересах эмитентов и контроль за выполнением этого законодательства;
  • создание развитой депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций. Здесь надо отметить, что в Республике Беларусь отсутствует институт реестродержателей. Законодательством предусмотрено депозитарное обслуживание эмитента на основании договора. Согласно законодательству эмитент имеет право заключить договор на депозитарное обслуживание только с одним депозитарием, даже если является эмитентом акций и облигаций. Что касается государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, то депозитарием эмитента Министерства финансов Республики Беларусь является Центральный депозитарий. Депозитарием эмитента Национального банка — его собственный депозитарий [17];
  • реализация принципа открытости информации, через расширение объёма публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий и тому подобное [18];

      Ведь  технические факторы способны быть не только тормозом развития эмитентов  на рынке ценных бумаг, но и причиной падения всего рынка.

Информация о работе Институт эмитента на белорусском рынке ценных бумаг