Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:57, курсовая работа
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Инфляция и механизм ее развития…………………………………………4
1.1 Сущность инфляции……………………………………………………….4
1.2 Виды инфляции и их характерные черты………………………………..5
1.3 Главные причины инфляции и механизм ее развития………………......9
2 Особенности развития инфляции в России……………………………….14
2.1 Инфляция как механизм эволюции рынка………………………………14
2.2 Проблемы развития инфляции в условиях финансового и экономического кризиса……………………………………………………….21
3 Последствия и методы регулирования инфляции………………………….25
3.1 Управление инфляцией…………………………………………………….25
3.2 Экономические последствия инфляции………………………..…………………………………………….....27
3.3 Социальные последствия инфляции………………………………………………………………………...30
3.4 Антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт…….31
Заключение……………………………………………………………………....38
Библиографический список…………………………………………………….40
В 80-90-е годы, период ошибок, в развитых странах были выработаны основы современной антиинфляционной политики, позволившей обуздать рост цен. При этом применяются две программы финансовой стабилизации - ортодоксальная и гетеродоксная (с возможность формирования и смешанных программ).
Ортодоксальная программа опирается на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривает следующие меры против инфляционного спроса:
В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса возможно проведение конфискационной денежной реформы;
Гетородоксная программа опирается на рекомендации немотаристских теорий (неокейнсианства, «экономики предложения», «структурной»).
Она исходит из параллельного действия факторов инфляции издержек, предсматривает активное регулирующее воздействие государства.
К основным предполагаемым мерам относятся:
Опыт показывает, что наиболее удачные результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих ее кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной достаточно ортодоксально-монетаристской политики.
В
развивающихся странах
Мировой опыт свидетельствует, что такие меры смягчают отрицательные экономические последствия высокой инфляции и социально-экономическую напряженность в обществе.
Высокая инфляция в современной России ведет отсчет с 1992 г., когда начался переход национальной экономики на рыночные принципы функционирования. Тогда была использована описанная выше ортодоксально – монетаристская программа финансовой стабилизации, предложения МВФ. Ее основными элементами были:
Эти меры представляют наиболее радикальный вариант перехода к рыночной экономике и потому называются «шоковой терапией». Ее социально-экономические последствия были разрушительны. В стране развился глубокий стагфляционный кризис. Производство упало более чем вдвое; инвестиции сократились до номинального объема, четыре года подряд (1992-1995 гг.) свирепствовала гиперинфляция, только с 1996 г. она приняла умеренно галопирующий характер.
Столь устойчивое и длительное господство инфляции определялось тем, что борьба с ней велась преимущественно монетаристскими методами, по рецептам ортодоксальной программы финансовой стабилизации. Они казались малоэффективными из-за господства инфляции издержек, прежде всего вследствие быстрого роста цен на энергетические и сырьевые ресурсы, а также транспортных тарифов. Эти факторы подорвали основы экономической деятельности в стране, разрушили былое единство ее хозяйственного пространства и произведенный потенциал. Сокращение денежной массы ниже потребностей денежного обращения с целью сдерживания инфляции со стороны государства вызвало в России в массовом масштабе неплатежи всех видов, бартер, долларизацию экономики, долгосрочные задержки зарплаты и пенсий, что препятствовало развитию производства.
Инфляция спроса и инфляция издержек имеют в своей основе нарушения денежного обращения, однако их механизм различен. При инфляции спроса корень проблем – в избыточности денежной массы. Поэтому меры монетаристского характера, сокращение платежеспособный спрос, действуют весьма эффективно. При инфляции издержек деньги, являясь ее основой, выступают в пассивной роли: первоначальный толчок росту цен дают не денежные факторы, а производственные и рыночные. Вызванное ими повышение цен заставляет центральные банки увеличивать денежную массу (с учетом скорости ее обращения).
В 2001-2005 гг. инфляция устойчиво находилась выше «ползучего» уровня (порядка 1.1 – 1.15 раза в год). В 2006 г. она, по официальным данным, снизилась до 9%. Это можно было бы считать положительным сдвигом, но есть сомнения в точности расчета.
Одна из важнейших причин относительно высокой инфляции в стране, как уже отмечалось,- упор на ортодоксально-монетаристские методы антиинфляционной политики, а также монополизация практически всех отраслей экономики.
Во-первых, высокая инфляция сдерживала рост доходов населения и тем самым ограничивала экономический рост. Во- вторых, под ее давлением в условиях отсутствия активной промышленной политики преимущественное развитие получили сырьевые отрасли при стагнации или прямой деградации обрабатывающей промышленности, особенно ее наукоемких отраслей. В-третьих, инфляция ко всему прочему стала как бы неким идеологическим барьером на пути новых капитальных вложений в экономку страны. Огромные финансовые ресурсы, приобретенные страной за счет мировых цен на нефть и газ, не идут в новые инвестиции, а в виде Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов вкладываются в низкопроцентные иностранные ценные бумаги и тем самым служат финансированию экономического развития других , гораздо более богатых стран.
Каковы перспективы инфляции в России? Как известно, ее дальнейшее снижение считается важной экономической задачей. Но ее осуществление представляется трудновыполнимым, если использование, если вообще возможным, при имущественном использовании только монетаристских вариантов антиинфляционной политики (в условиях мощного воздействия инфляции издержек, в том числе со стороны монополистического ценообразования и дорожающего импорта, особенно продовольствия).
Сочетание
низкой инфляции с устойчивым хозяйственным
ростом можно добиться только на основе
оживления реального сектора экономики
(включая его наукоемкую часть) и повышение
общей активности. Только увеличение инвестиций
в развитие всех отраслей материального
производства и социальной сферы обеспечит
рост поступлений в бюджет и благоприятный
эффект от повышения платежеспособного
спроса
Заключение
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Нормализация
денежного обращения и
Библиографический
список
Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально - экономические последствия