Инфляция и антиинфляционная политика государства: мировой опыт и Российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ
Сущность инфляции
Виды инфляции
Инфляция спроса и издержек
Последствия инфляции

МИРОВОЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ
Средства борьбы с инфляцией в мире
Практика антиинфляционных мероприятий в отдельных странах
Основные направления антиинфляционной политики в России


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

      Третье  последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается.

      Еще одно последствие несбалансированной инфляции - население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок.

      Очередное последствие инфляции - нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы, и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

      Следующее последствие инфляции - реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

      И в завершение особо отметим, что  рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального  производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример - Польша весной 1990 г., где частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы. (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).

      Зависимость между инфляционным ростом цен и  сокращением безработицы была выведена в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р.Липси. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Мировой опыт борьбы с инфляцией 
 

2.1 Средства борьбы  с инфляцией в  мире 
 

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих  подхода. В рамках первого (предлагаемого  сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном  спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

     Второй  подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

     Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

     Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах, а также в тех, где  экономика носит переходный характер, показывает, во-первых, необходимость осуществления смешанных антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана; во-вторых, целесообразность сочетания долговременной (стратегия) и краткосрочной (тактика) политики.

     Важнейшей частью антиинфляционной стратегии  является гашение адаптивных инфляционных ожиданий.  Решение этой задачи требует  существования правительства, которое придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием у населения.

     При постоянном соблюдении обещаний со стороны  правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать так называемый эффект обновления. Это весьма эффективный элемент антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания. Он технически прост и требует лишь твёрдости и уверенности в правильности своих действий Центрального банка и правительства.

     Правительство должно постоянно предпринимать  шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:

  • установление конкурентно-рыночного климата в стране, включая всемерную либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности, систематический контроль за состоянием рынков и пресечение фактов монополистического поведения;
  • отказ от государственных мер по поддержке и защите малоконкурентных отраслей (в том числе и от международной конкуренции), а также переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса;
  • стимулирование диверсификации производства и продаж и т.д.

     Уже с середины 70-х годов в странах  Запада широко применялась политика таргетирования, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров и установление жёстких лимитов прироста денежной массы. Она предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает контроль над изменением денежной массы со стороны Центрального банка (ЦБ). Последний должен регулировать её, воздействуя на денежную базу. Однако следует учитывать, что последствия такого регулирования неоднозначны. Сокращение темпов роста денежной массы может привести к снижению цен, особенно в условиях монополистической структуры рынка.

     Уменьшения  расходов государственного бюджета  можно добиться, прибегая к таким  «классическим» методам кредитной  политики, как изменения учётной ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают ресурсы коммерческих банков и общую ликвидность банковской системы, что способствует «отсасыванию» лишних денег из обращения и его стабилизации.

     Мероприятия по регулированию учётной ставки обычно сопровождаются операциями ЦБ на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных ресурсов банковской системы. Причём наряду с продажей государственных ценных бумаг ЦБ может также продавать валюту коммерческим банкам, с одной стороны, с целью сокращения их кредитных возможностей, а с другой – с целью стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

     Однако  повышение процента имеет пределы, так как его следствием является сокращение инвестиционной активности и производства. Кроме того, высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции. Противодействие ей и ослабление влияния внешних факторов в целом – ещё одна стратегическая задача антиинфляционной политики.

     Единая  антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные элементы, оказывающие понижающий эффект на цены со стороны предложения. Среди них стоит выделить:

  • государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства;
  • переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие товарами потребительский рынок;
  • демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики.

   Однако  в отдельных случаях ситуация в экономике требует немедленных шагов по снижению темпов инфляции, на что направлена краткосрочная политика (антиинфляционная тактика). Используя её методы, можно ослабить инфляционное давление на цены и подготовить экономику к более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей в данном случае является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением. Этого можно добиться, либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий спрос без соответствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги.

     Внушительный  антиинфляционный потенциал может  иметь приватизация государственной собственности. Если её умело организовать, то она способна оказать положительное влияние на состояние государственного бюджета, причём сразу по двум направлениям: с одной стороны, пополнится его доходная часть, а с другой – ослабнет напряжение в расходной части. Кроме того, появление на фондовом рынке акций приватизируемых предприятий приведёт к оттоку свободных ресурсов с денежного рынка.

     На  начальных этапах оставить раскручивание  маховика инфляции спроса помогает массированный импорт потребительских товаров, а также реализация предприятиями и государством товарно-материальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.

     Целью антиинфляционной тактики является повышение процентных ставок по вкладам, удлинение их сроков, уменьшение уровня ликвидности сбережений в целом. В крайних случаях вводится временное замораживание вкладов до востребования или проводится реформа той или иной степени жёсткости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Практика антиинфляционных  мероприятий в  отдельных странах 

     Послевоенная  инфляция в США, как и в других капиталистических странах, была вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945г. по 1972 гг.,  общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37% .

     Особенностью  послевоенной инфляции в США по сравнению  с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства: мировой опыт и Российская практика