Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

ресурсов и средств внебюджетных фондов.
Цель работы: осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятие государственного бюджета;
2. Рассмотреть сущность и роль доходов и расходов в бюджете.

Оглавление

Введение.[ cтр. 3-4]
1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.[стр.5-15]
2.Профецит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.[стр. 16-27]
3.Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
[ стр. 28-31]
Заключение.[стр. 32-33]
Список литературы. [ стр. 34-35]

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.96 Кб (Скачать)

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011 году обеспечили поступления  налога на прибыль организаций - 23,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,0%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20,5%, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России и  ввозимые из Белоруссии и Казахстана, - 19,0%.[16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Балансирование Государственного  бюджета и его особенности в России.

 Бюджетная система РФ состоит из бюджетов 3 уровней: 
1.Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2.Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов);

3.Местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных и местных);

В бюджетном кодексе отмечены следующие принципы бюджетной системы РФ: единства бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; совокупного покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; сбалансированности бюджета. 
Бюджетная политика РФ до 2003 г. выполняла задачу сбережения конъюнктурных доходов с избытком, а в последующие два года – с некоторым недостатком (хотя величина структурного баланса не выходила за пределы 1 % ВВП). Расширенный бюджет до 2005 г. исполнялся со структурным профицитом, причём в среднем за 2000-2004 гг. сбережения превышали величину конъюнктурных доходов на 1,5 % ВВП. 
Профицит обеспечивался за счёт умеренной величины расходных обязательств, принимаемых на стадии составления бюджета и благодаря перевыполнению плана по доходам из-за более высоких показателей роста экономики и инфляции. Переход от консервативной бюджетной политики 2000-2002 гг. ,к политике поддержания близкого к нулевому структурного баланса вполне оправдана. Из-за резкого повышения после девальвации рубля в1998 г. отношение государственного долга к ВВП (с 55 % на конец 1997 г. до 94 % на конец 1999 г.) правительство было вынуждено в течение нескольких лет считать проблему его погашения и обслуживания главной угрозой макроэкономической стабильности. К 2003г. долговая проблема в основном решена, в связи, с чем отпала необходимость поддержания структурного профицита. 
Проведение бюджетной политики обеспечило стабильный уровень государственных расходов. [17, c. 544]

 

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации  следующие:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов разных уровней;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность пользования бюджетных средств;

- общее покрытие расходов бюджета;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер использования бюджетных средств. [8, с. 260]

В бюджете находит свое отражение  структура доходов и расходов государства.В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов субъектов Федерации должна состоять из собственных и регулирующих налоговых доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Собственные налоговые  доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами – налог на имущество физических лиц. [8, с. 260] Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими  и юридическими лицами. [18, с.258]

К основным налогам, обеспечивающим наибольшие поступления в бюджет,  относятся:

1.налог на доходы с физических лиц;

2.налог на прибыль корпораций;

3.налог на добавленную стоимость;

4.акцизы, таможенные пошлины. [19, с.397]

К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию  государственного бюджета.

Первый подход связан  с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Такое целеполагание фискальной политики по сути снижает ее эффективность и изводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращение государственных расходов, либо сочетание того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства.При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени)  и рестриктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции.Несмотря на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным вялом и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход базируется на идеи функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая  стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительной воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга. [20, с.640]

Балансирование госбюджета в России определяется ее социально-экономическим  строем и носит не простой характер. Зависимость регионов от помощи федерального бюджета велика. Важной проблемой  развития бюджетного устройства РФ является пересмотр сложившихся отношений  между бюджетами различных уровней. В последние годы Россия перешла  к политике поддерживания структурного баланса близкого к нулевому.  
В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и предложения. 
Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществление мер по её стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путём финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и вследствие этого, ускоряются темпы развития отраслей и производств, НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках. [21,c. 67]

Сегодня общепризнано, что необходимо последовательно проводить бюджетно-налоговую  реформу. Это позволит существенно  повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджета, создать механизмы  действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства.[22,c. 69]

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать  вывод о том, что бюджетная  система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических  нормах.

Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в деньгах, необходимых  для выполнения экономической, социальной и политической функций. Государственный  бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и  контрольную функции, но поскольку  бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также  следующих основных функций: перераспределение  национального дохода, финансовое обеспечение  социальной политики, регулирование  и стимулирование экономики, контроль формирования и использования централизованного  фонда денежных средств. Распределительная  и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку  в них находят отражение все  стороны бюджетных отношений. Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и  непроизводственной, секторами экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое  отражается в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных  назначений.

      Совокупность всех  видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между её отдельными звеньями, организацию и принципы построения  бюджетной системы принято называть  бюджетным устройством. Бюджетная  система призвана играть важную  роль в реализации финансовой  политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой.

       Бюджетные отношения  представляют собой финансовые  отношения государства на федеральном,  региональном и местном уровнях  с государственными, акционерными  и иными предприятиями и организациями,  а также населением по поводу  формирования и использования  централизованного фонда денежных  ресурсов.

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 Важной проблемой развития  бюджетного устройства Российской  Федерации является пересмотр  сложившихся отношений между  бюджетами различных уровней.  Будучи федеральным государством  с трёхуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна  проблема построения бюджетного  устройства, основанного на принципах  бюджетного федерализма, под которым  понимается система налогово-бюджетных  отношений органов власти и  управления различных уровней  на всех стадиях бюджетного  процесса.

         Необходимость  реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется  объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях  жестокой централизации, ещё довольно  длительное время будет определяться  развитием бюджетных отношений.  Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования  не уменьшается: ведь общество  не перестаёт нуждаться в сильной  и авторитетной власти, способной  осуществлять контроль над теми  процессами, в которых рынок оказывается  бессилен, а именно бюджет позволяет  аккумулировать для этого финансовые  ресурсы и осуществлять в конечном  итоге их использование.

         Таким образом,  совершенствование бюджетного устройства  способно оказать значительное  положительное воздействие на  функционирование всей рыночной  системы. И это совершенствование  следует осуществлять как по  отношению к внутренним, межбюджетным  отношениям, основывая их исключительно  на принципах бюджетного федерализма,  так и по отношению к количественным  и качественным показателям самого  бюджета, способствует его сбалансированности  и контролирует уровень возможного  бюджетного дефицита и государственного  долга. Ведь только в совокупности  эти изменения способны превратить  государственный бюджет из  средства  дестабилизации экономики в мощный  стимул экономического роста. 

         Процесс  преобразования бюджетной системы  – сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не  менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало – будущее всей российской экономики.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Фрумкин К. «В программе реформ – реформа программ», Финансовая Россия №31, 2000.

2.Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2006.

3.Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

4.Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 1996.

5.Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003.

6.Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. – 2002. - №7.

7.Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2003

8.Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материал/ Под ред.А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. — СПб: «Питер»,1999 

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования