Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:22, курсовая работа
ресурсов и средств внебюджетных фондов.
Цель работы: осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятие государственного бюджета;
2. Рассмотреть сущность и роль доходов и расходов в бюджете.
Введение.[ cтр. 3-4]
1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.[стр.5-15]
2.Профецит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.[стр. 16-27]
3.Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
[ стр. 28-31]
Заключение.[стр. 32-33]
Список литературы. [ стр. 34-35]
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011 году обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 23,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,0%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20,5%, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России и ввозимые из Белоруссии и Казахстана, - 19,0%.[16]
3.Балансирование
Бюджетная система РФ состоит
из бюджетов 3 уровней:
1.Федеральный бюджет РФ и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
2.Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов);
3.Местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных и местных);
В бюджетном кодексе отмечены следующие принципы
бюджетной системы РФ: единства бюджетной системы РФ; самостоятельности
бюджетов; совокупного покрытия расходов
бюджетов; достоверности бюджета; эффективности
и экономности использования бюджетных
средств; адресности и целевого характера
бюджетных средств; разграничение доходов
и расходов между уровнями бюджетной системы;
сбалансированности бюджета.
Бюджетная политика РФ до 2003 г. выполняла
задачу сбережения конъюнктурных доходов
с избытком, а в последующие два года –
с некоторым недостатком (хотя величина
структурного баланса не выходила за пределы
1 % ВВП). Расширенный бюджет до 2005 г. исполнялся
со структурным профицитом, причём в среднем
за 2000-2004 гг. сбережения превышали величину
конъюнктурных доходов на 1,5 % ВВП.
Профицит обеспечивался за счёт умеренной
величины расходных обязательств, принимаемых
на стадии составления бюджета и благодаря
перевыполнению плана по доходам из-за
более высоких показателей роста экономики
и инфляции. Переход от консервативной
бюджетной политики 2000-2002 гг. ,к политике
поддержания близкого к нулевому структурного
баланса вполне оправдана. Из-за резкого
повышения после девальвации рубля в1998
г. отношение государственного долга к
ВВП (с 55 % на конец 1997 г. до 94 % на конец 1999
г.) правительство было вынуждено в течение
нескольких лет считать проблему его погашения
и обслуживания главной угрозой макроэкономической
стабильности. К 2003г. долговая проблема
в основном решена, в связи, с чем отпала
необходимость поддержания структурного
профицита.
Проведение бюджетной политики обеспечило
стабильный уровень государственных расходов. [17, c. 544]
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельность бюджетов разных уровней;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность пользования бюджетных средств;
- общее покрытие расходов бюджета;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер использования бюджетных средств. [8, с. 260]
В бюджете находит свое отражение структура доходов и расходов государства.В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов субъектов Федерации должна состоять из собственных и регулирующих налоговых доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Собственные налоговые доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами – налог на имущество физических лиц. [8, с. 260] Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами. [18, с.258]
К основным налогам, обеспечивающим наибольшие поступления в бюджет, относятся:
1.налог на доходы с физических лиц;
2.налог на прибыль корпораций;
3.налог на добавленную стоимость;
4.акцизы, таможенные пошлины. [19, с.397]
К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию государственного бюджета.
Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Такое целеполагание фискальной политики по сути снижает ее эффективность и изводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращение государственных расходов, либо сочетание того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства.При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.
Второй подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени) и рестриктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции.Несмотря на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным вялом и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.
Третий подход базируется на идеи функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительной воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга. [20, с.640]
Балансирование госбюджета в России
определяется ее социально-экономическим
строем и носит не простой характер.
Зависимость регионов от помощи федерального
бюджета велика. Важной проблемой
развития бюджетного устройства РФ является
пересмотр сложившихся
В итоге экономическая динамика общества
будет обеспечиваться через концентрацию
налоговых поступлений в бюджет и направлений
бюджетных ассигнований на инвестирование
средств в различные структуры и программы,
а также социально-культурную сферу. Именно
через бюджет реализуются прямые и обратные
связи по регулированию и поддержанию
макроэкономического равновесия совокупного
спроса и предложения.
Бюджет является мощным рычагом государственного
регулирования экономики, воздействия
на хозяйственную конъюнктуру, осуществление
мер по её стабилизации. Воздействие государства
на экономику происходит путём финансирования,
выдачи субсидий, трансфертов и вследствие
этого, ускоряются темпы развития отраслей
и производств, НТП, инновационных технологий,
повышения конкурентоспособности национальной
продукции на внешних рынках. [21,c. 67]
Сегодня общепризнано, что необходимо
последовательно проводить
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод о том, что бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах.
Бюджет необходим каждому
Совокупность всех
видов бюджетов образует
Бюджетные отношения
представляют собой финансовые
отношения государства на
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Важной проблемой развития
бюджетного устройства
Необходимость
реформирования бюджетной
Таким образом,
совершенствование бюджетного
Процесс
преобразования бюджетной
Список используемой литературы:
1.Фрумкин К. «В программе реформ – реформа программ», Финансовая Россия №31, 2000.
2.Немировский Игорь Борисович, Старожукова
Инна Альбертовна Бюджетирование. От стратегии
до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «
3.Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
4.Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 1996.
5.Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003.
6.Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. – 2002. - №7.
7.Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2003
8.Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материал/ Под ред.А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. — СПб: «Питер»,1999
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования