Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

ресурсов и средств внебюджетных фондов.
Цель работы: осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятие государственного бюджета;
2. Рассмотреть сущность и роль доходов и расходов в бюджете.

Оглавление

Введение.[ cтр. 3-4]
1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.[стр.5-15]
2.Профецит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.[стр. 16-27]
3.Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
[ стр. 28-31]
Заключение.[стр. 32-33]
Список литературы. [ стр. 34-35]

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.96 Кб (Скачать)

Жизнь страны, обремененная внешним  и внутренним долгами, требует грамотной  стратегии и умелого использования  кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития. 
 
Управление государственным долгом включает следующие меры: 
 
- эффектное использование средств заимствования; 
 
- поиск средств для выплаты долга; 
 
- нейтрализация негативных последствий государственного долга.[11, c.440]

Профицит  бюджета.

Крайне редко при составлении  бюджета складывается противоположное  дефициту бюджета состояние —  его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Профицит может возникнуть следующим  образом:

- если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако  доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

- если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том, что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

- если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

- если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны. [12, с.27]

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга. Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга  (проценты и погашение основной суммы).Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

где:

ДБ — доходы госбюджета;

К — кредиты и займы;

РБ — расходы госбюджета;

ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при  составлении бюджета согласно статье 88  Бюджетного кодекса РФ следует:

1.сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

2.предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

3.увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

 

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем  бюджетного дефицита считается его  объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной  год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники,  а именно:

- кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники  следующих видов:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

1.разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2.разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;

3.разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

4.прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета ( например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).[13]

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млрд.рублей) 

 

 

Январь-август  
2010г.

Справочно 
январь-август  
2009г.

Общее финансирование1)

623,3

934,3

в том числе: 

источники внутреннего финансирования2)

493,8

1017,2

из него:   

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость  
 которых указана в валюте Российской Федерации

203,2

144,2

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета2)

602,6

631,1

из них:       

увеличение остатков денежных средств  Резервного фонда

-1019,0

-4951,4

увеличение остатков денежных средств  Фонда национального благосостояния

-725,9

-1735,3

уменьшение остатков денежных средств  Резервного фонда

1619,4

6300,6

уменьшение остатков денежных средств  Фонда национального благосостояния

847,2

1498,2

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

-312,0

242,0

из них:       

акции и иные формы участия в  капитале, находящиеся  
        в государственной и муниципальной собственности

2,2

-0,0

государственные запасы драгоценных  металлов и драгоценных камней

2,6

-12,7

курсовая разница

-178,2

587,5

бюджетные кредиты, предоставленные  внутри страны  
        в валюте Российской Федерации

-89,4

-61,4

прочие источники внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов

-52,2

-277,3

источники внешнего финансирования

129,4

-82,8

в том числе:   

государственные ценные бумаги, номинальная  стоимость которых  
 указана в иностранной валюте

137,8

-25,2

кредиты иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты  
 (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов  
 международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

-27,0

-26,3

иные источники внешнего финансирования

18,6

-31,4

1) С учетом погашения основной  суммы задолженности (долга).    

Величина превышения доходов  над расходами (профицит) имеет положительный  знак, а величина дефицита - отрицательный  знак. Профицит или дефицит покрываются  за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки денежных  средств бюджетов.


 

 

Поступление нефтегазовых доходов  в федеральный бюджет в январе-августе 2010г. составило 2421,4 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 879,6 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1541,8 млрд.рублей.

Совокупный объем средств  Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 сентября 2010г. составил 1228,9 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 августа 2010г. на 0,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2671,5 млрд.рублей и на 0,3%.

 

 

ИСПОЛНЕНИЕ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. (млрд.рублей)

 

Доходы

Расходы

Профицит, дефицит(-) 

2009г.

Январь

772,0

395,5

376,5

Январь-февраль

1220,3

1087,8

132,5

I квартал

1732,7

1762,4

-29,7

Январь-апрель

2221,4

2573,2

-351,8

Январь-май

2641,4

3118,0

-476,5

I полугодие

3172,2

3893,8

-721,7

Январь-июль

3805,8

4698,8

-893,1

Январь-август

4645,8

5580,1

-934,3

Январь-сентябрь

5114,4

6441,7

-1327,2

Январь-октябрь

5787,6

7268,9

-1481,3

Январь-ноябрь

6445,9

8178,8

-1732,9

Год

7337,8

9660,1

-2322,3

2010г.

Январь

737,6

650,5

87,1

Январь-февраль

1308,3

1477,8

-169,5

I квартал

1954,9

2199,5

-244,6

Январь-апрель

2618,3

3030,5

-412,2

Январь-май

3195,7

3659,0

-463,3

I полугодие

3997,9

4386,2

-388,3

Январь-июль

4658,4

5171,2

-512,7

Январь-август

5300,5

5923,7

-623,3





 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем доходов федерального бюджета  в январе-августе 2010г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010г. объема, утвержденного  Федеральным законом "О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).[14]

 

Мультипликатор  Кейнса в экономике это — численный коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастает национальный доход при увеличении инвестиций. 
 
Существует такое понятие как мультипликатор сбалансированного бюджета. Его суть состоит в следующем: прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) на сумму прироста государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета обозначается так: К сбалансированный бюджет. 
 
Итак, Кс.б .= ↑∆ЧНП / ↑∆G; ↑∆TAX, где ↑∆ЧНП – прирост ЧНП, ↑∆G – повышение государственных расходов, ↑∆TAX – увеличение налогов. Можно записать так: ∆G = ∆TAX = ∆ЧНП – если госрасходы и налоги растут на одну и ту же величину, то и равновесный ЧНП увеличивается на ту же самую величину. 
Так, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП, Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.[15]

По данным РИА новостей: Профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования) в 2011 году сложился на уровне 848,8 миллиарда рублей против дефицита в 1,585 триллиона рублей в 2010 году, говорится в докладе Росстата.

Доходы консолидированного бюджета  за 2011 год составили 20,854 триллиона  рублей против 16,032 триллиона рублей за 2010 год, расходы - 20,005 триллиона рублей против 17,617 триллиона рублей годом  ранее.

Росстат уточнил, что профицит федерального бюджета в 2011 году сложился на уровне 430,8 миллиарда рублей. Ранее Минфин сообщал, что профицит-2011 составил 427,8 миллиарда рублей.

Доходы федерального бюджета за прошлый год составили 11,366 триллиона  рублей, госфондов - 5,82 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,644 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 904,6 миллиарда рублей. Расходы федерального бюджета сложились на уровне 10,935 триллиона рублей, госфондов - 5,387 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,679 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 883,7 миллиарда рублей.

Поступление нефтегазовых доходов  в федеральный бюджет в 2011 году составило 5,642 триллиона рублей, в том числе  налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 1,989 триллиона рублей, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты - 3,653 триллиона рублей.

В консолидированный бюджет России в 2011 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС, на сумму 9,72 триллиона рублей, что  на 26,8% больше, чем в 2010 году. В декабре  поступления в консолидированный  бюджет выросли по сравнению с  предыдущим месяцем на 32,3% - до 931,7 миллиарда  рублей.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования