Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:22, курсовая работа
ресурсов и средств внебюджетных фондов.
Цель работы: осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятие государственного бюджета;
2. Рассмотреть сущность и роль доходов и расходов в бюджете.
Введение.[ cтр. 3-4]
1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.[стр.5-15]
2.Профецит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.[стр. 16-27]
3.Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
[ стр. 28-31]
Заключение.[стр. 32-33]
Список литературы. [ стр. 34-35]
В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. - они сокращаются до 5,3%ВВП.
Согласно долгосрочному
Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.
Сальдо бюджета без учета нефтегазовых доходов (ненефтегазовый дефицит бюджета) планируется в размере 6,6% ВВП в 2008 году, 5,9% ВВП в 2009 году и 5,3% ВВП в 2010 году. Этот дефицит будет покрываться нефтегазовым трансфертом и прочими источниками в размере 0,5-0,8%ВВП.
Расчеты показывают, что максимальный ежегодный размер трансферта составляет 3,7% ВВП Он позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный даже при низком уровне цен на нефть уровень расходов бюджета, а с другой стороны, соответствует цели создания Фонда будущих поколений – обеспечивает стабильность бюджетной политики и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов цены, а при благоприятных сценариях – и накапливать средства в Фонде будущих поколений. Учитывая это, предлагается на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7 % ВВП, а в «переходный период» в 2008-2010 гг. - объем нефтегазового трансферта планируется с понижением - с 6,1% ВВП в 2008 году до 4,5% ВВП в 2010 году. [23]
В рыночной экономике госбюджет
и государственные финансы
1) Обеспечение финансовыми ресурсами
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий.
2) Распределительная функция. С ее
помощью осуществляется распределение
созданного субъектом хозяйствования
валового внутреннего продукта на части,
одна из которых подлежит перечислению
в государственный бюджет и внебюджетные
фонды, а другая - остается в его распоряжении.
В результате этой функции происходит
направления финансовых ресурсов на пополнение
уставного капитала, восстановление авансированных
средств в основной и оборотный капитал,
формирование резервного фонда, фонда
потребления и накопления.
3) Регулирующая или стимулирующая
функция. В этой функции государственные
финансы используются как макрорегулятор
каких-либо процессов, т. е. формируется
основа для решения задач роста благосостояния
населения, для решения насущных социальных
вопросов, например, безработицы.
4) Контрольная функция. В процессе
хозяйственной деятельности движение
финансовых ресурсов в определенной степени
отстает от потребностей деятельности
хозяйственных субъектов, т.е. имеет место
нехватка финансовых ресурсов для осуществления
платежей. Это может происходить в результате
нецелевого и недостаточно рационального
использования финансовых ресурсов. Поэтому
возникает необходимость осуществления
непосредственного контроля за деятельностью
хозяйственных субъектов, за целевым и
рациональным использованием финансовых
ресурсов.[4, c.10-14]
Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципу единства, полноты и реальности.
Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Сфера действия распределительной
функции определяется тем, что в
отношения с государством вступают
почти все участники
Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и
выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).
Основными задачами государственного бюджета являются:
перераспределение национального дохода и ВВП;
государственное регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение
контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. [3, с.18]
Сущность бюджета отражает:
1.базовые функции финансов в целом;
2.текущую финансовую политику конкретных государств.
Цели бюджета:
- ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;
- регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принцип ее построения.
Общая структура бюджета:
а) По направлениям:
1.доходная часть;
2.расходная часть.
б) По уровням управления:
1.федеральный бюджет;
2.бюджеты субъектов Федерации;
3.местные (муниципальные) бюджеты.
Рассмотрим структуру
В посланиях Президента РФ
сформулированы основные
1.федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,
2.бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) (89 бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,
3.местные бюджеты (их число составляет 29 тыс.). [6, с.63]
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
- получение максимального эффекта при минимуме затрат.
- целевой характер использования бюджетных ассигнований.;
- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
- безвозвратность бюджетных ассигнований.
Учитывая ситуацию, сложившуюся
в настоящее время в нашей
стране, следует отметить задачи,
которые выполняет российский
бюджет на данном этапе
1.преодоление последствий финансового кризиса, подержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
2.прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
3.стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
4.снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;
5.осуществление реконструкции государственного долга РФ;
6.минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
7.снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;
8.полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
9.полное исполнение государством своих обязательств. [7, с.387]
2.Дефицит и профицит бюджета.
Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом :
Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.
Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.
Бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья»
экономики. Поскольку централизация финансовых
ресурсов в руках органов власти всегда
уменьшает финансовые возможности хозяйствующих
субъектов, мешая им лучше оснастить производство,
быстрее перейти на новые технологии и
добиться тем самым более эффективных
результатов хозяйствования, то в связи
с этим излишняя мобилизация доходов в
бюджет только вредит. Именно из-за этого
негативного влияния профицита бюджета
на экономику в законодательстве многих
стран присутствует правовая норма, запрещающая
формировать и принимать бюджет с превышением
доходов над расходами.
Если профицит бюджета обнаружится в процессе
исполнения бюджета, то и здесь его наличие
не может быть оценено однозначно положительно.
Профицит бюджета, возникающий в результате
более экономного и эффективного использования
бюджетных средств при 100%-ном финансировании
предусмотренных по бюджету расходов,
— явление положительное. Однако, если
более высокие доходы бюджета были получены
лишь в результате выгодно сложившейся
экономической конъюнктуры, явились следствием
экономии, бума или недофинансирования
расходов и тому подобное, то положительно
оценивать профицит бюджета нет оснований. [8, c.61]
Дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующее превышение объема расходов над доходами.
При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции.
Бюджетный дефицит не обязательно
свидетельствует о каком-то чрезвычайном
положении в экономике страны.
Он может быть вызван, например, необходимостью
осуществления крупных государственных
вложений в развитие экономики, что отражает
скорее рост валового национального продукта,
нежели кризисное состояние государственного
регулирования.
Возможны чрезвычайные обстоятельства,
связанные с войнами, стихийными бедствиями,
затраты на которые не могли быть заранее
спланированы, но должны быть обязательно
осуществлены независимо от наличия средств
в резервном фонде бюджета.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного
состояния экономики и уменьшения прироста
национального дохода.
2. Уменьшение
акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение
бюджетных расходов.
4. Непоследовательная
финансово-экономическая политика. [9,
c. 279]
Существует несколько видов дефицита бюджета:
Бюджетный дефицит (D).Сумма превышения
расходов государства над его доходами
в пределах финансового года: D = G-T = G-Tyy, где D— бюджетный дефицит, G —
государственные расходы, T— налоги, Ту —
ставка подоходного налога
Бюджетный дефицит есть отрицательная
величина, бюджетный избыток — положительная.
Структурный дефицит. Разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения: Dcmp = G-TyyF
Циклический дефицит. Представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом: Dцикп = Ту(уF-у),где у F — национальный доход при полной занятости.
Общий дефицит (Реальный). Фактический дефицит госбюджета.
Первичный дефицит. Фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу.[11, c.45]
Огромное воздействие на состояние
бюджета оказывает темп роста
инфляции.
1. Так как дефицит – это превышение расходов
над доходами, то можно его сократить путем
сокращения расходов бюджета. Это имеет
место в практике, но этот метод нежелателен,
так как сокращение расходного бюджета
влечет за собой сокращение совокупного
спроса, а следовательно и сокращение
ВВП. Однако этот путь не всегда выполним,
так как уменьшение дотаций может усилить
спад в экономики, а сокращение социальных
программ провоцирует социальную напряженность
и ведет к уменьшению совокупного спроса,
что в свою очередь снижает стимулы производства.
2. Повышение расходной части достигается
путем повышения налогов. Это нежелательно,
так как повышение налогов влечет сокращение
домохозяйств и стимулов развития бизнеса,
снижение инвестиций и потребления. Последнее
также снижает возможности роста ВНП,
поскольку сужает емкость рынка.
3. Еще одним способом покрытия бюджетного
дефицита является эмиссия денег (увеличение
денежной массы в обращении).
Эмиссия денег сегодня не принимает форму
простого печатания денег, так как это
прямо и непосредственно способствует
росту инфляции.
В настоящее время эмиссия реализуется
посредством создания резервов коммерческих
банков. становятся основой многократного
увеличения количества денег в обращении.
Это самый опасный путь погашению бюджетного
дефицита, ибо ведет к лавинообразному
течению инфляции. К такому способу покрытия
бюджетного дефицита государства прибегают
в случае невозможности или неумения использовать
иные источники, но естественно в ущерб
населению и всему государству.
4. Так же покрытие бюджетного дефицита
возможно через формирование государственного
долга. Это происходит разными способами.
Прежде всего формируется государственный
внешний долг, как правило в иностранной
валюте, путем заимствования во внешнем
мире. Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие
источники формирования внешнего долга:
- займы у правительств других стран;
- займы у международных финансовых институтов
(банков);
- займы у банковских структур зарубежных
стран (в виде кредитов);
- выпуск государственных ценных бумаг,
т.е. облигаций, и продажа их на мировых
фондовых рынках.
Для погашения дефицита государства также
формируется внутренний долг, т.е. государство
осуществляет свои займы внутри страны.
По кодексу РФ выделяют следующие займы:
- кредитные заимствования у кредитных
организаций (у банков);
- межбюджетные заимствования (у других
субъектов федерации);
- продажа государственный ценных бумаг
(облигаций) на фондовых рынках внутри
страны.[11, c.447]
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования