Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

ресурсов и средств внебюджетных фондов.
Цель работы: осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятие государственного бюджета;
2. Рассмотреть сущность и роль доходов и расходов в бюджете.

Оглавление

Введение.[ cтр. 3-4]
1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.[стр.5-15]
2.Профецит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.[стр. 16-27]
3.Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
[ стр. 28-31]
Заключение.[стр. 32-33]
Список литературы. [ стр. 34-35]

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.96 Кб (Скачать)

В результате существенно сокращаются  нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. - они сокращаются  до 5,3%ВВП.

Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный  бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при  сохранении  относительно высоких  цен на нефть 40-50 долл.США в ценах 2006 года) до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. 

Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Сальдо бюджета без учета  нефтегазовых доходов (ненефтегазовый дефицит бюджета) планируется в размере 6,6% ВВП в 2008 году, 5,9% ВВП в 2009 году и 5,3% ВВП в 2010 году. Этот дефицит будет покрываться нефтегазовым трансфертом и прочими источниками в размере 0,5-0,8%ВВП. 

Расчеты показывают, что максимальный ежегодный размер трансферта составляет 3,7% ВВП Он позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и  стабильный даже при низком уровне цен на нефть уровень расходов бюджета, а с другой стороны, соответствует  цели создания Фонда будущих поколений  – обеспечивает стабильность бюджетной  политики  и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов  цены, а при благоприятных сценариях  – и накапливать средства в Фонде будущих поколений. Учитывая это, предлагается на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7 % ВВП, а в «переходный период» в 2008-2010 гг. - объем нефтегазового трансферта планируется с понижением - с 6,1% ВВП в 2008 году до 4,5% ВВП в 2010 году. [23]

 

В рыночной экономике госбюджет  и государственные финансы выполняют  важные макроэкономические функции: 
 
1) Обеспечение финансовыми ресурсами финансово-хозяйственной деятельности предприятий. 
 
2) Распределительная функция. С ее помощью осуществляется распределение созданного субъектом хозяйствования валового внутреннего продукта на части, одна из которых подлежит перечислению в государственный бюджет и внебюджетные фонды, а другая - остается в его распоряжении. В результате этой функции происходит направления финансовых ресурсов на пополнение уставного капитала, восстановление авансированных средств в основной и оборотный капитал, формирование резервного фонда, фонда потребления и накопления. 
 
3) Регулирующая или стимулирующая функция. В этой функции государственные финансы используются как макрорегулятор каких-либо процессов, т. е. формируется основа для решения задач роста благосостояния населения, для решения насущных социальных вопросов, например, безработицы. 
 
4) Контрольная функция. В процессе хозяйственной деятельности движение финансовых ресурсов в определенной степени отстает от потребностей деятельности хозяйственных субъектов, т.е. имеет место нехватка финансовых ресурсов для осуществления платежей. Это может происходить в результате нецелевого и недостаточно рационального использования финансовых ресурсов. Поэтому возникает необходимость осуществления непосредственного контроля за деятельностью хозяйственных субъектов, за целевым и рациональным использованием финансовых ресурсов.[4, c.10-14]

Проект государственного бюджета  обсуждается и  принимается  представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципу единства, полноты и реальности.

Государственный бюджет с точки  зрения экономической категории  выполняет распределительную и  контрольную функции. Благодаря  первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с государством вступают почти все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности  перераспределения через бюджет  и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального  богатства.

Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и

 выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

Основными задачами государственного бюджета являются:

перераспределение национального  дохода и  ВВП;

государственное регулирование и  стимулирование экономики;

финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществления социальной политики государства;

контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. [3, с.18]

 

Сущность бюджета отражает:

1.базовые функции финансов в целом;

2.текущую финансовую политику конкретных государств.

Цели бюджета:

- ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;

- регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

Структура государственного бюджета  в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера  административной системы, структурных  особенностей экономики и ряда других факторов.

Бюджетное устройство представляет собой  организацию бюджетной системы, принцип ее построения.

Общая структура бюджета:

а) По направлениям:

1.доходная часть;

2.расходная часть.

б) По уровням управления:

1.федеральный бюджет;

2.бюджеты субъектов Федерации;

3.местные (муниципальные) бюджеты.

Рассмотрим структуру государственного бюджета на примере Российской Федерации, основанную на экономических отношениях и юридических нормах где механизм составления проекта бюджета, утверждение и исполнение закона о бюджете законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 2000г.[5, с. 384]

 В посланиях Президента РФ  сформулированы основные приоритеты  бюджетно-налоговой политики на каждый финансовый год. Бюджетная система РФ включает три звена или три уровня:

1.федеральный бюджет и   бюджеты государственных внебюджетных фондов, 

2.бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) (89 бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,

3.местные бюджеты (их число составляет 29 тыс.). [6, с.63]

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

- получение максимального эффекта при минимуме затрат.

- целевой характер использования бюджетных ассигнований.;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

- безвозвратность бюджетных ассигнований.

 Учитывая ситуацию, сложившуюся  в настоящее время в нашей  стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский  бюджет на данном этапе развития  экономики:

1.преодоление последствий финансового кризиса, подержание уровня жизни  населения и  обеспечение функционирования реального сектора экономики;

2.прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

3.стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;

4.снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;

5.осуществление реконструкции государственного долга РФ;

6.минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;

7.снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в  том числе  с использованием бартера;

8.полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;

9.полное исполнение государством своих обязательств. [7, с.387]

 

 

2.Дефицит и профицит бюджета.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен  следующим образом :

Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

 

Бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.  
 
Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. [8, c.61]

 

Дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующее превышение объема расходов над доходами.

При бюджетном дефиците государству  не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции.

Бюджетный дефицит не обязательно  свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны.  
 
Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. 
 
Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. 
 
Причины дефицита госбюджета: 
 
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода. 
 
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет. 
 
3. Увеличение бюджетных расходов. 
 
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика. [9, c. 279]

Существует несколько  видов дефицита бюджета:

Бюджетный дефицит (D).Сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года: D = G-T = G-Tyy, где D— бюджетный дефицит, G — государственные расходы, T— налоги, Ту — ставка подоходного налога 
Бюджетный дефицит есть отрицательная величина, бюджетный избыток — положительная.

Структурный дефицит. Разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения: Dcmp = G-TyyF

Циклический дефицит. Представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом: Dцикп = ТуF-у),где у — национальный доход при полной занятости.

Общий дефицит (Реальный). Фактический дефицит госбюджета.

Первичный дефицит. Фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу.[11, c.45]

Огромное воздействие на состояние  бюджета оказывает темп роста  инфляции. 
 
1. Так как дефицит – это превышение расходов над доходами, то можно его сократить путем сокращения расходов бюджета. Это имеет место в практике, но этот метод нежелателен, так как сокращение расходного бюджета влечет за собой сокращение совокупного спроса, а следовательно и сокращение ВВП. Однако этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономики, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства. 
 
2. Повышение расходной части достигается путем повышения налогов. Это нежелательно, так как повышение налогов влечет сокращение домохозяйств и стимулов развития бизнеса, снижение инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка. 
 
3. Еще одним способом покрытия бюджетного дефицита является эмиссия денег (увеличение денежной массы в обращении).  
Эмиссия денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции.  
В настоящее время эмиссия реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении. Это самый опасный путь погашению бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники, но естественно в ущерб населению и всему государству. 
 
4. Так же покрытие бюджетного дефицита возможно через формирование государственного долга. Это происходит разными способами.  
 
Прежде всего формируется государственный внешний долг, как правило в иностранной валюте, путем заимствования во внешнем мире. Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие источники формирования внешнего долга: 
 
- займы у правительств других стран; 
 
- займы у международных финансовых институтов (банков); 
 
- займы у банковских структур зарубежных стран (в виде кредитов); 
 
- выпуск государственных ценных бумаг, т.е. облигаций, и продажа их на мировых фондовых рынках. 
 
Для погашения дефицита государства также формируется внутренний долг, т.е. государство осуществляет свои займы внутри страны. По кодексу РФ выделяют следующие займы: 
 
- кредитные заимствования у кредитных организаций (у банков); 
 
- межбюджетные заимствования (у других субъектов федерации); 
 
- продажа государственный ценных бумаг (облигаций) на фондовых рынках внутри страны.[11, c.447]

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования