Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Большая роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, т. е. от разработки экономической политики. Государство является стержнем существующей общественной системы, оно санкционирует существование различных государственных институтов, контролирует власть, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Именно поэтому возникновение, существование и функционирование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности, а экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного регулирования, выделить основные формы и методы, с помощью которых оно воздействует на экономику; определить современные тенденции государственного регулирования экономики России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования
Необходимость и сущность государственного регулирования

Экономики…………………………………………………………………..5
Формы и методы государственного регулирования……………………..10


Раздел 2. Современные тенденции государственного регулирования

экономики в России

2.1 Модернизация государственного регулирования российской

экономики……………………………………………………………….....16

2.2 Современная роль государства в инновационной экономике………….20

Заключение………………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

      Исходя  из этого, возникает вопрос об эффективности  использования государственных  средств, затрачиваемых на инновационное  развитие. Недавно Правительство РФ обсудило результаты действия 13 инновационных программ, которые финансировались государством. Было отмечено, что уже сейчас производство инновационной продукции превышает затраты на эти программы.

      В рамках этих программ в ближайшие годы ожидается производство инновационной продукции на 50 млн. руб. при сумме затрат на программы, составляющей 3,5 млн. руб. Полученные результаты – это движение вперед, поэтому расширение подобной практики должно приветствоваться. Однако масштабы производства не впечатляют: отставание в этой сфере обусловлено неумением и неготовностью широко использовать уже освоенные промышленные образцы новой продукции, переход на массовый выпуск новых изделий.

      В Новосибирске изобретен прибор, позволяющий  воздействовать локально на больные раковые клетки, оставляя в неприкосновенности здоровые, чего раньше не удавалось достичь при облучении. Это является перспективной инновационной разработкой. Казалось бы, что наши медики должны были броситься на этот прибор, как те бизнесмены, которые хотят производить новую перспективную технику, однако этого также не произошло. Вместе имеется большой заказ на этот прибор, сделанный китайцами, а они не стали бы зря заказывать его.

      Очевидно, что существуют трудности внедрения новой техники, новых изделий. При этом если российский частный бизнес не проявляет активности во внедрении новинок, то государство помимо организации его стимулирования должно взять на себя создание нового производства важной для страны, для ее конкурентоспособности инновационной продукции. Доля нашей страны в мировом наукоемком экспорте гражданской продукции сегодня не превышает 0,5% , доля США-36%, Японии-30%, Гармании-16%; доля машиностроительной продукции в экспорте в Китай снижается: в 1998 г. она составляла более 20%, а в 2006 г. – 1,2%. На внутреннем российском рынке снижается доля российских автомашин, реализуемых в России, и возрастает доля иномарок. Таким образом, необходима модернизация в сфере промышленности, обновление товарного ряда, что невозможно без инновационных технологий и инновационных производств.

    Главное в деятельности государства –  это формирование единой инновационной  цепочки: изобретение, создание нового продукта и его освоение в массовом производстве. Без наличия единой инновационной системы деятельность субъектов и отдельных звеньев инновационного процесса не может быть достаточно эффективной. Например, имеется 20 крупных и перспективных изобретений. Но никто из частных форм не берется внедрять их в массовом производстве. Продажа патентов может дать определенные средства, но эти изобретения дадут больший эффект, если довести их до уровня ноу-хау, до стадии готового продукта. Следовательно, пассивность или отсутствие того или иного звена инновационной системы даже при условии активности изобретателей не позволит получить ожидаемый результат, или он будет незначителен.

    Совершенно  очевидна необходимость принятия закона об инновациях, разработка программы  инновационного развития, в которой  будут скоординированы действия всех звеньев инновационной цепочки. Также целесообразно создание органа, который бы инициировал и координировал важнейшие направления инновационного развития РФ. Таким органом может стать комиссия при президенте или председателе правительства страны, объединяющая усилия науки, венчурного капитала, предпринимателей, имеющая небольшой штат постоянных работников.

      Движение  к инновационной экономике в  РФ является велением времени, отражает интересы практически всех или подавляющего большинства социальных групп российского  общества. На современном этапе развития государство должно играть активную роль в создании инновационной экономики, формируя инновационную систему, в том числе ее отдельных элементов, координируя действия субъектов инновационного процесса. Но эта роль может резко уменьшаться, если будет происходить расширение участия частного бизнеса во всех звеньях инновационной цепочки. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Государственное вмешательство в экономику необходимо. Во всех развитых странах существует государственное регулирование экономики. Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем. Государственное вмешательство в экономические процессы позволяет корректировать сбои в механизме функционирования рыночного хозяйства, которое не в состоянии самостоятельно решить проблемы этих сбоев, создавая законодательную базу для формирования и регулирования рыночных отношений. Оно создает условия для экономической деятельности, обеспечивает социальные потребности в общественных товарах, обеспечивает защиту малообеспеченных слоев населения.

    Вмешательство государства в экономику может быть не только положительным, но и может принести заметный вред экономике страны или ослабить рыночный механизм. Это зависит от того, в какой степени и какими методами это вмешательство проводится.

    К инструментам государственного регулирования  экономки относятся формы и методы, с помощью которых это вмешательство осуществляется. Выбор форм, методов и средств государственного регулирования экономики зависит от сложившихся политических, экономических, социальных условий страны. Классификация и разграничение методов и форм регулирования условны, так как, применяя их на практике, выходит, что одни методы могу нести в себе черты других методов государственного регулирования.

    Применение  различных методов в разных сферах и отраслях складывается по-разному, но приоритет отдается тем, которые адекватны природе рынка, непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и не ограничивают свободу предпринимательской деятельности.

    На  основе проведенного анализа государственного регулирования российской экономики, можно сделать выводы.

     Современная система государственного регулирования России требует модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики. Из-за перекосов в экономической деятельности, а именно проведении политики приватизации, возникли проблемы в совершенствовании экономической системы, становлении ее на новый уровень развития, построении инновационной экономики.

     Роль государства в формировании инновационной экономики весьма многообразна и может оказывать на этот процесс значительное влияние. Оно должно выполнять такие функции, как финансирование фундаментальной науки, стимулирование венчурного капитала, а также формирование инновационной системы и координация действий субъектов инновационного процесса.

      Список  литературы 

  1. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / А. Артемов // Экономист  – 2008 - №2 – С.  3-14.
  2. Балацкий Е. Роль государственного сектора в построении “новой экономики”/ Е. Балацкий, В. Конышев // Общество и экономика. – 2004. - №2 – С. 86-99.
  3. Бедников М.А. Механизация государственного регулирования инновационной сферы экономики в России / М.А. Бедников, Е.Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №6 – С. 108-120.
  4. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие для ВУЗов / А.М. Бабашкина – М.: Финансы и статистика, 2004 – 33 с.
  5. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 6, 15 с.
  6. Губанов С. Новая целевая задача и условия ее решения / С. Губанов // Экономист. – 2008. - №3 – С. 3-21.
  7. Дунаев Э.П. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики / Э.П. Дунаев // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономики. – 2007. - №5 – с. 3-13.
  8. Зинов В. Инновационное развитие экономики и управление им – 2006. - №6.// Электронный ресурс. – Режим доступа: http:// www.imepi-eurasia.ru/economika.php.
  9. Крючкова П.В. Оценка регулирующего воздействия и модернизация системы государственного регулирования: [присутствие государства в экономике России] – 2007.// Электронный ресурс.– Режим доступа: www.libn.ru/ component/ option, com_marc/ task, view/ id, 73511/ temid, 55/.
  10. Кучуков Р. Государственное регулирование: нацеленность на результаты/ Р. Кучуков, А. Савка// Экономист. – 2006. - №9 – С. 3-11.
  11. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения/ В. Кушлин// Экономист. – 2007. - №11 – С. 3-12.
  12. Макаревич Л. Итоги 2004 года заставляют правительство усилить государственное регулирование экономики/ Л. Макаревич// Общество и экономика. -  2005. - №1 – С. 3-30.
  13. Рисулев А. Стимулирование инновационной активности в экономике/ А. Рисулев, Р. Алимов – 2007. - №5-6.// Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/ economika. php. 
  14. Трубилин И.Т., Государственное регулирование экономики: учебное пособие / И.Т. Трубилин, В.В. Сидоренко, И.Ф. Попов; Кубан. Гос. Агр. Университет. – Краснодар: Издательство КГАУ, 2002 – 78, 96 с.
  15. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации/ Е. Ясин// Вопросы экономики. – 2006. - №2 – С. 4-30.

Информация о работе Государственное регулирование