Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа
Большая роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, т. е. от разработки экономической политики. Государство является стержнем существующей общественной системы, оно санкционирует существование различных государственных институтов, контролирует власть, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Именно поэтому возникновение, существование и функционирование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности, а экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного регулирования, выделить основные формы и методы, с помощью которых оно воздействует на экономику; определить современные тенденции государственного регулирования экономики России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования
Необходимость и сущность государственного регулирования
Экономики…………………………………………………………………..5
Формы и методы государственного регулирования……………………..10
Раздел 2. Современные тенденции государственного регулирования
экономики в России
2.1 Модернизация государственного регулирования российской
экономики……………………………………………………………….....16
2.2 Современная роль государства в инновационной экономике………….20
Заключение………………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………………….25
Размеры российского государственного сектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, а результаты деятельности крайне неудовлетворительны. Проблема усугубляется еще и тем, что Россия не в состоянии построить североамериканскую модель в ее чистом виде. Кроме того, переплетение интересов чиновников и представителей бизнеса лишает российский государственный сектор необходимой степени прозрачности и эффективности, присущей североамериканской модели.
Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микро-биологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий – электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Учитывая, что эти отрасли почти во всех странах мира служат традиционной нишей для государственного предпринимательства, можно утверждать, что Россия на протяжении 1990-х гг. шла в общем русле развития мировой экономики. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.
Оборотной
стороной объемов государственного
сектора выступает его
Таблица 2.1.
Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности [1]
(в %)
Отрасль промышленности |
Относительная производительность труда | Относительная фондоотдача | Интегральная эффективность | |||
государственного
сектора |
негосударственного сектора | государственного сектора | негосударственного сектора | государственного сектора | негосударственного сектора | |
Вся промышленность… | 67,8 |
105,6 |
84,9 |
102,0 |
76,3 |
103,8 |
электроэнер-
гетика….. |
89,4 | 101,2 | 131,0 | 97,6 | 110,2 | 99,4 |
топливная… | 28,7 | 111,2 | 81,3 | 100,9 | 55,0 | 106,1 |
черная
ме-
таллургия… |
45,6 | 103,3 | 66,7 | 101,4 | 56,1 | 102,3 |
цветная
ме-
таллургия… |
93,4 | 101,3 | 57,4 | 115,9 | 75,4 | 108,6 |
химическая
и нефтехи- мическая… |
55,2 | 107,6 | 59,3 | 106,4 | 57,2 | 107,0 |
машиност-
раение и металлооб- работка…. |
96,3 |
101,0 |
101,5 |
99,6 |
98,9 |
100,3 |
лесная,
де-
ревообраба- тывающая и целюлозно- бумажная…. |
49,5 |
105,9 |
54,7 |
104,8 |
52,1 |
105,3 |
производст-во
строи-
тельных материалов. |
72,9 |
101,7 |
66,2 |
102,4 |
69,5 |
102,0 |
стекольная
и форфоро- фоянсовая… |
38,6 |
102,8 |
23,0 |
1
06,2 |
30,8 |
104,5 |
легкая… | 79,0 | 101,4 | 87,5 | 1--,7 | 83,3 | 101,1 |
пищевая… | 71,0 | 103,0 | 53,2 | 106,6 | 62,1 | 104,8 |
микробио-
логическая... |
96,6 | 102,4 | 81,5 | 117,9 | 89,1 | 110,2 |
мукомоль-
но-крупяная и комбикор- мовая… |
69,1 |
106,7 |
68,0 |
107,1 |
68,5 |
106,9 |
медицинска | 86,3 | 103,1 | 67,8 | 109,8 | 77,1 | 106,4 |
полиграфии-
ческая… |
109,6 | 91,2 | 88,4 | 117,0 | 99,0 | 104,1 |
Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, данный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.
По
данным этой таблицы можно выделить
отрасли с высокой
Из этого можно сделать вывод, что государственный сектор экономики российской промышленности пока во многом неконкурентоспособен, в том числе по сравнению с негосударственным, который по своим показателям эффективности тоже далек от мировых стандартов.
Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России “перевернуто” относительно ситуации в большинстве стран мира, где производительность труда государственного сектора выше, чем негосударственного. Развитие государственного сектора России в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Неудовлетворительные результаты работы отечественного государственного сектора обусловлены специфической организацией российской модели и неумением эффективно управлять государственным хозяйством в промышленности.
Изменить данную ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Следует отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным и становится обузой для населения страны. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.
Помимо всего этого, в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государственного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать общехозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизационной собственности привели прямо к противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также были допущены грубые ошибки и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и, при том рентные, сферы деятельности. А аргумент, что якобы не имелось средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.
Эти
ошибки могли быть быстро исправлены
путем внедрения механизма
Государство, подавив государственный сектор и инвестиционную активность, не смогло наполнить свою казну настолько, чтобы хоть как-то компенсировать урон от инвестиционного кризиса. По имеющимся оценкам, вырученные государством средства от приватизации государственной собственности составили только 15% ее истинной стоимости.
Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, науке и прикладным разработкам все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля науки, образования и здравоохранения. Государство должно выступать как крупный хозяйственный субъект, участвующий в конкурентной экономике и пополняющий госбюджет за счет хозяйственной деятельности, но в России конкурентная экономика еще недостаточно сложилась, поэтому требует государственного управления во всех сферах. Государственное предпринимательство же должно основываться на эффективном использовании имущества, находящегося в государственной собственности.
Исходя
из этого следует, что управление
экономикой должно осуществляться не
только рыночными механизмами и созданием
условий для предпринимательства, но и
планово-экономическими или программно-целевыми
методами. Использование планирования
и программирования развития – наиболее
эффективный способ управления государственным
сектором.
В настоящее время мировая экономика входит в совершенно новую стадию
развития – стадию развития “новой экономики” с соответствующими ей принципами эффективного функционирования национальных хозяйств в условиях глобализации и информатизации. Концепция построения “новой экономики” смещает акценты с собственного производства на перманентные инновации, которые становятся основной движущей силой социально-экономического развития. Статистика развитых стран подтверждает концепцию “ новой экономики”, показывая, что до 80% роста их ВВП достигается за счет инновационного сектора. Между тем, по оценке американской консалтинговой компании “Маккензи”, в России эта доля составляет всего лишь 8%. Таким образом, в настоящее время Россия явно не вписывается в логику развития передовой части мировой экономики, обрекая себя тем самым на роль международного технологического аутсайдера.
Чтобы нашему государству начать активно участвовать в инновационном процессе, необходимо выяснить, что должно делать государство, как оно должно действовать, чтобы наиболее действенно и эффективно влиять на инновационный процесс. При этом важным представляется как теоретическое рассмотрение, так и обобщение опыта разных стран. Если раньше на примере Англии, Израиля и других стран показывалось, что государство активно воздействует на венчурный капитал, создает венчурные фонды, и этим можно было ограничиться, то сейчас наиболее актуальным и своевременным является выяснение, как, каким образом государство создавало за счет своих средств венчурные фонды. Если раньше задача сводилась к тому, чтобы продемонстрировать, что такая практика дала положительные результаты, то сейчас не менее важным является выявить отрицательные или не очень эффективные моменты этой деятельности, чтобы учиться на чужих ошибках и по возможности не повторять их у нас.
По убеждению многих экономистов, в России возник кризис в сфере построения “новой экономики”, который был связан с кризисом в сфере управления государственным сектором. Начало разрушения инновационного потенциала российской экономики положила проводимая в стране приватизация. Экономисты пришли к выводу, что политика приватизации полностью игнорировала инновационный фактор и вела к постепенному подрыву инновационного потенциала отечественной промышленности. Также существовала плачевная ситуация в сфере внешней торговли промышленными технологиями: в 2001 году объем импортных операций по промышленности в целом в 34,4 раза превышал экспорт, а в лесной промышленности – в 232,2 раза. Данный факт свидетельствует о том, с инновационной точки зрения отечественная промышленность является полным банкнотом.
Роль государства в формировании инновационной экономики весьма многообразна и может оказывать на этот процесс значительное влияние.
Государство может оказывать стимулирующее воздействие на рост изобретений и на превращение этих изобретений в ноу-хау, в продукт, готовый производиться в массовом порядке. Наличие развитого инновационного сектора традиционно связывается с наличием мощной фундаментальной науки, то есть стимулирование инновационных процессов предполагает приоритетное финансирование фундаментальных исследований, которые практически на 100% проводятся в рамках государственного сектора. Тем самым стимулирование инновационных процессов в стране предполагает хорошее финансирование определенной части госсектора, связанной с “созданием” базовой науки. Следуя этому, российским властям удалось существенную реструктуризацию расходов федерального бюджета на исследования и разработки в сторону роста доли фундаментальных исследований. Так, если в 1990 г. Доля фундаментальных исследований составляла 8,8% общих бюджетных затрат на исследования и разработки, то в 1994 г.- уже 16,9%. Таким образом, за 3 года данный показатель вырос почти в 2 раза; в 1999 г. его величина по-прежнему оставалась на весьма высокой отметке – 14,2%.
На данный момент в большинстве отраслей преобладает старая, изношенная техника. В этом плане следует обратиться к иностранному опыту: в ряде государств налагается штраф за использование старой техники, но для большинства отраслей введение таких санкций было бы нерациональным. Необходимо, чтобы государство постоянно держало в центре внимания внедрение новой техники, производство инновационных продуктов, применяя весь арсенал средств для воздействия на частный бизнес и его активизации.
Государство должно стимулировать венчурный капитал, а в наших условиях должно не только стимулировать, но и финансировать венчурные фонды. В августе 2006 г. было принято решение о создании Российской венчурной компании, в развитие которой за два года государство вложит 15 млрд.руб.: в 2006 г. – 5 млрд. руб., в 2007 г. – 10 млрд.руб.; предполагается привлечь такую же сумму частных инвестиций. Сейчас в условиях эволюционного и достаточно устойчивого развития рыночной экономики и рискового предпринимательства венчурные фирмы создаются частным капиталом. На этом основании многие исследователи относят создание и функционирование венчурных фирм исключительно к сфере действия частного бизнеса. Из Российской венчурной компании будут наполняться государственные доли в отраслевых венчурных фондах: 49% составит финансирование со стороны государства, 51% - деньги частных компаний. Таким образом, объем средств в венчурных фондах практически удваивается. Государственные вложения выступают как стимулятор вложений частных средств в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.