Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Большая роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, т. е. от разработки экономической политики. Государство является стержнем существующей общественной системы, оно санкционирует существование различных государственных институтов, контролирует власть, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Именно поэтому возникновение, существование и функционирование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности, а экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного регулирования, выделить основные формы и методы, с помощью которых оно воздействует на экономику; определить современные тенденции государственного регулирования экономики России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования
Необходимость и сущность государственного регулирования

Экономики…………………………………………………………………..5
Формы и методы государственного регулирования……………………..10


Раздел 2. Современные тенденции государственного регулирования

экономики в России

2.1 Модернизация государственного регулирования российской

экономики……………………………………………………………….....16

2.2 Современная роль государства в инновационной экономике………….20

Заключение………………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Размеры российского государственного сектора  за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, а результаты деятельности крайне неудовлетворительны. Проблема усугубляется еще и тем, что Россия не в состоянии построить североамериканскую модель в ее чистом виде. Кроме того, переплетение интересов чиновников и представителей бизнеса лишает российский государственный сектор необходимой степени прозрачности и эффективности, присущей североамериканской модели.

    Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микро-биологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий – электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Учитывая, что эти отрасли почти во всех странах мира служат традиционной нишей для государственного предпринимательства, можно утверждать, что Россия на протяжении 1990-х гг. шла в общем русле развития мировой экономики. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.

    Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высока, то значительные объемы можно считать оправданными. В  противном случае государственный  сектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2005 г.) приведены в таблице 2.1. 

    Таблица 2.1.

    Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности [1]

    (в  %)

     

 
Отрасль промышленности
Относительная производительность труда Относительная фондоотдача Интегральная  эффективность
государственного

сектора

негосударственного сектора государственного сектора негосударственного  сектора государственного сектора негосударственного  сектора
Вся промышленность…  
67,8
 
105,6
 
84,9
 
102,0
 
76,3
 
103,8
электроэнер-

гетика…..

89,4 101,2 131,0 97,6 110,2 99,4
топливная… 28,7 111,2 81,3 100,9 55,0 106,1
черная  ме-

таллургия…

45,6 103,3 66,7 101,4 56,1 102,3
цветная ме-

таллургия…

93,4 101,3 57,4 115,9 75,4 108,6
химическая

и нефтехи-

мическая…

55,2 107,6 59,3 106,4 57,2 107,0
машиност-

раение  и металлооб-

работка….

 
96,3
 
101,0
 
101,5
 
99,6
 
98,9
 
100,3
лесная, де-

ревообраба-

тывающая  и

целюлозно-

бумажная….

 
49,5
 
105,9
 
54,7
 
104,8
 
52,1
 
105,3
производст-во строи-

тельных

материалов.

 
72,9
 
101,7
 
66,2
 
102,4
 
69,5
 
102,0
стекольная 

и форфоро-

фоянсовая…

 
38,6
 
102,8
 
23,0
1

06,2

 
30,8
 
104,5
легкая… 79,0 101,4 87,5 1--,7 83,3 101,1
пищевая… 71,0 103,0 53,2 106,6 62,1 104,8
микробио-

логическая...

96,6 102,4 81,5 117,9 89,1 110,2
мукомоль-

но-крупяная

и комбикор-

мовая…

 
69,1
 
106,7
 
68,0
 
107,1
 
68,5
 
106,9
медицинска 86,3 103,1 67,8 109,8 77,1 106,4
полиграфии-

ческая…

109,6 91,2 88,4 117,0 99,0 104,1
 

      Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, данный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.

  

      По  данным этой таблицы можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди  которых оказывается только электроэнергетика; отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию интегрального показателя эффективности “право на существование” отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью. С определенной натяжкой к ним можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность. В остальных 10 отраслях деятельность государственного сектора оправдывается не столько экономической эффективностью, сколько социальными приоритетами. Особые опасения вызывает эффективность государственного сектора в стекольной и форфоро-фаянсовой промышленности (интегральная эффективность его почти в 3,5 раза ниже негосударственного).

      Из  этого можно сделать вывод, что  государственный сектор экономики российской промышленности пока во многом неконкурентоспособен, в том числе по сравнению с негосударственным, который по своим показателям эффективности тоже далек от мировых стандартов.

      Таким образом, соотношение эффективности  государственного и негосударственного секторов в России “перевернуто” относительно ситуации в большинстве стран мира, где производительность труда государственного сектора выше, чем негосударственного. Развитие государственного сектора России в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Неудовлетворительные результаты работы отечественного государственного сектора обусловлены специфической организацией российской модели и неумением эффективно управлять государственным хозяйством в промышленности.

        Изменить данную ситуацию можно  за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Следует отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным и становится обузой для населения страны. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.

      Помимо  всего этого, в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государственного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин  инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать общехозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизационной собственности привели прямо к противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также были допущены грубые ошибки и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и, при том рентные, сферы деятельности. А аргумент, что якобы не имелось средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.

      Эти ошибки могли быть быстро исправлены путем внедрения механизма изъятия  природной ренты с предприятий  топливно-сырьевого комплекса. Но этого  сделано не было до 2002 года. Например, оценки рентабельности экспортных операций от продажи российской нефти показывают, что ее значение достигает 300%. Если допустить, что нормальный уровень рентабельности 20%, то величина рентного дохода, подлежащего изъятию в пользу государства, только в 200 г. равнялась 11,4 млрд. долл., что примерно в 3 раза больше, чем весь доход от приватизации, полученный российской казной предыдущие 10 лет.

    Государство, подавив государственный сектор и инвестиционную активность, не смогло наполнить свою казну настолько, чтобы хоть как-то компенсировать урон от инвестиционного кризиса. По имеющимся оценкам, вырученные государством средства от приватизации государственной собственности составили только 15% ее истинной стоимости.

    Таким образом, Россия в своем отношении  к государственному сектору экономики, науке и прикладным разработкам все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля науки, образования и здравоохранения. Государство должно выступать как крупный хозяйственный субъект, участвующий в конкурентной экономике и пополняющий госбюджет за счет хозяйственной деятельности, но в России конкурентная экономика еще недостаточно сложилась, поэтому требует государственного управления во всех сферах. Государственное предпринимательство же должно основываться на эффективном использовании имущества, находящегося в государственной собственности.

    Исходя  из этого следует, что управление экономикой должно осуществляться не только рыночными механизмами и созданием условий для предпринимательства, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития – наиболее эффективный способ управления государственным сектором. 

    1. Современная роль государства в инновационной экономике.
 

    В настоящее  время мировая экономика входит в совершенно новую стадию

развития  – стадию развития “новой экономики” с соответствующими ей принципами эффективного функционирования национальных хозяйств в условиях глобализации и информатизации. Концепция построения “новой экономики” смещает акценты с собственного производства на перманентные инновации, которые становятся основной движущей силой социально-экономического развития. Статистика развитых стран подтверждает концепцию “ новой экономики”, показывая, что до 80% роста их ВВП достигается за счет инновационного сектора. Между тем, по оценке американской консалтинговой компании “Маккензи”, в России эта доля составляет всего лишь 8%. Таким образом, в настоящее время Россия явно не вписывается в логику развития передовой части мировой экономики, обрекая себя тем самым на роль международного технологического аутсайдера.

      Чтобы нашему государству начать активно  участвовать в инновационном  процессе, необходимо выяснить, что должно делать государство, как оно должно действовать, чтобы наиболее действенно и эффективно влиять на инновационный процесс. При этом важным представляется как теоретическое рассмотрение, так и обобщение опыта разных стран. Если раньше на примере Англии, Израиля и других стран показывалось, что государство активно воздействует на венчурный капитал, создает венчурные фонды, и этим можно было ограничиться, то сейчас наиболее актуальным и своевременным является выяснение, как, каким образом государство создавало за счет своих средств венчурные фонды. Если раньше задача сводилась к тому, чтобы продемонстрировать, что такая практика дала положительные результаты, то сейчас не менее важным является выявить отрицательные или не очень эффективные моменты этой деятельности, чтобы учиться на чужих ошибках и по возможности не повторять их у нас.

      По  убеждению многих экономистов, в  России возник кризис в сфере построения “новой экономики”, который был связан с кризисом в сфере управления государственным сектором. Начало разрушения инновационного потенциала российской экономики положила проводимая в стране приватизация. Экономисты пришли к выводу, что политика приватизации полностью игнорировала инновационный фактор и вела к постепенному подрыву инновационного потенциала отечественной промышленности. Также существовала плачевная ситуация  в сфере внешней торговли промышленными технологиями: в 2001 году объем импортных операций по промышленности в целом в 34,4 раза превышал экспорт, а в лесной промышленности – в 232,2 раза. Данный факт свидетельствует о том, с инновационной точки зрения отечественная промышленность является полным банкнотом.

      Роль  государства в формировании инновационной  экономики весьма многообразна и  может оказывать на этот процесс  значительное влияние.

      Государство может оказывать стимулирующее  воздействие на рост изобретений  и на превращение этих изобретений  в ноу-хау, в продукт, готовый производиться  в массовом порядке. Наличие развитого инновационного сектора традиционно связывается с наличием мощной фундаментальной науки, то есть стимулирование инновационных процессов предполагает приоритетное финансирование фундаментальных исследований, которые практически на 100% проводятся в рамках государственного сектора. Тем самым стимулирование инновационных процессов в стране предполагает хорошее финансирование определенной части госсектора, связанной с “созданием” базовой науки. Следуя этому, российским властям удалось существенную реструктуризацию расходов федерального бюджета на исследования и разработки в сторону роста доли фундаментальных исследований. Так, если в 1990 г. Доля фундаментальных исследований составляла 8,8% общих бюджетных затрат на исследования и разработки, то в 1994 г.- уже 16,9%. Таким образом, за 3 года данный показатель вырос почти в 2 раза; в 1999 г. его величина по-прежнему оставалась на весьма высокой отметке – 14,2%.

    На  данный момент в большинстве отраслей преобладает старая, изношенная техника. В этом плане следует обратиться к иностранному опыту: в ряде государств налагается штраф за использование старой техники, но для большинства отраслей введение таких санкций было бы нерациональным. Необходимо, чтобы государство постоянно держало в центре внимания внедрение новой техники, производство инновационных продуктов, применяя весь арсенал средств для воздействия на частный бизнес и его активизации.

      Государство должно стимулировать венчурный  капитал, а в наших условиях должно не только стимулировать, но и финансировать  венчурные фонды. В августе 2006 г. было принято решение о создании Российской венчурной компании, в развитие которой за два года государство вложит 15 млрд.руб.: в 2006 г. – 5 млрд. руб., в 2007 г. – 10 млрд.руб.; предполагается привлечь такую же сумму частных инвестиций. Сейчас в условиях эволюционного и достаточно устойчивого развития рыночной экономики и рискового предпринимательства венчурные фирмы создаются частным капиталом. На этом основании многие исследователи относят создание и функционирование венчурных фирм исключительно к сфере действия частного бизнеса. Из Российской венчурной компании будут наполняться государственные доли в отраслевых венчурных фондах: 49% составит финансирование со стороны государства, 51% - деньги частных компаний. Таким образом, объем средств в венчурных фондах практически удваивается. Государственные вложения выступают как стимулятор вложений частных средств в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.

Информация о работе Государственное регулирование