Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Большая роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, т. е. от разработки экономической политики. Государство является стержнем существующей общественной системы, оно санкционирует существование различных государственных институтов, контролирует власть, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Именно поэтому возникновение, существование и функционирование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности, а экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного регулирования, выделить основные формы и методы, с помощью которых оно воздействует на экономику; определить современные тенденции государственного регулирования экономики России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования
Необходимость и сущность государственного регулирования

Экономики…………………………………………………………………..5
Формы и методы государственного регулирования……………………..10


Раздел 2. Современные тенденции государственного регулирования

экономики в России

2.1 Модернизация государственного регулирования российской

экономики……………………………………………………………….....16

2.2 Современная роль государства в инновационной экономике………….20

Заключение………………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Определенные  в плане макропараметры призваны способствовать формированию экономической  среды, влияющей на действия частных  предприятий. Поэтому особенностью индикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор главным образом через стимулирующий или ограничивающий спрос.

    При индикативном планировании пользуются такими показателями (индикаторами) социально-экономического развития, как показатели структуры и эффективности экономики, динамики, состояния финансов, рынка товаров и ценных бумаг, денежного обращения, уровня жизни населения, занятости и другими.  

    Стратегическое  планирование. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.

    Стратегическим  планированием определяется, на каких  рынках лучше действовать, какую  технологию осваивать прежде всего, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и какие общественные структуры при этом следует опираться. Исходя из этого, устанавливаются главные направления развития страны: образование, укрепление национальной валюты, обеспечение занятости, социальная защита населения, обновление государственных служб и другие. Каждое выбранное при этом направление приобретает статус целевой государственной программы. 

    Программирование  представляет собой разработку программы социально-экономического развития, высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей.

    Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее элементы, направления научных исследований.

    Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решении  ряда хозяйственных и социальных задач, однако у него есть границы. В  условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее, оно оказалось достаточно эффективным средством решения задач разного уровня; если государственные программы часто и не реализовались полностью, они все-таки обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет синтетически использовать все средства государственного регулирования экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных учреждений. 

    Прогнозирование – предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз – исходная основа для определения целей, выработки стратегий и тактики социально-экономического развития.

    Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

    Формирование  системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности; развития территорий. 

МЕТОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

    В регулирующей деятельности государство  применяет методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

    Методы  прямого воздействия охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов.

    Объектами прямого воздействия являются государственные  учреждения и другие организации, финансируемые  из государственного бюджета, казенные предприятия, ресурсы бюджета, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах.

    К методам прямого государственного регулирования относятся:

    ● определение стратегических целей  развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программ;

    ● контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью;

    ● установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора;

    ● государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

    ● нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

    ● правовые и административные ограничения  и запреты по выпуску определенных видов продукции;

    ● контроль за государственными инвестициями и расширением основного капитала государственных предприятий; за инвестициями в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранения;

    ● лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, то есть внешнеторговых операций;

    ● валютный контроль;

    Методы  прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, лицензии на строительство и размещение предприятий, приобретение пакетов акций или целых предприятий.

    К методам прямого воздействия относятся административные методы. Они основываются на силе и авторитете государственной власти, включают меры запрета, принуждения и разрешения. К ним относятся: государственный заказ, кредиты, лицензирование, определение параметров экологической безопасности и другие. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов.

    В юридическом аспекте государственное  регулирование проявляется наиболее отчетливо в системе действующих законов. Правовое регулирование составляет основу управляющего воздействия государства на экономическую деятельность. 

    Методы  косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют “правила игры” в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности через налоговую систему, кредит, таможенные сборы и т.д.

    Объектами косвенного регулирования являются физические и юридические лица и  их ресурсы, не включенные в перечень объектов прямого воздействия: частные предприятия, предприятия со смешанной формой собственности, у которых контрольный пакет акций находится в руках негосударственных объектов.

    К методам косвенного регулирования  относятся:

    ● налогообложение, уровень обложения  и система налоговых льгот;

    ● регулирование цен, их уровней и  соотношений;

    ● платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

    ● таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия  обмена валют.

    К методам косвенного воздействия  относятся  экономические методы, которые включают денежно-кредитное регулирование, бюджетно-налоговое регулирование и другие. В отличие от административных методов, экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки процента направлены на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики, так как снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

    Использование методов прямого и косвенного воздействия “переплетаются” и их разграничение условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Например, решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже центральным банком государственных облигаций. В этом смысле любые административные регуляторы несут на себе печать администратирования. Так же и административный регулятор, принуждая хозяйствующих субъектов выполнять определенные действия, оказывает и вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что административные методы регулирования несут в себе черты, характерные экономических регуляторов.

      Экономические методы регулирования адекватны природе рынка, они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.

    В рыночной экономике основу составляют методы косвенного воздействия и  экономические методы; в переходной и смешанной экономиках – сочетание методов прямого и косвенного воздействия. Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях складывается по-разному, но приоритет отдается экономическим методам.

    Переход от командной экономики к рыночной сопровождается координальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов. 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2. Современные тенденции  государственного регулирования 

         экономики в России. 

    1. Модернизация  государственного регулирования  российской

    экономики. 

    Наша  страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены

ошибки  переходного периода, накоплены  возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики. За счет экспорта сырьевых ресурсов, преобразований в экономике и благоприятной конъюнктуры получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.

        В сфере новых вызовов и условий возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики, способного стать главной силой социально-экономического развития России. В большинстве развитых стран именно этот сектор является авангардным элементом экономики в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособности и в целом благосостояния этих стран.

      Кроме того, имеются нужды безопасности и социальные проблемы (безработица, социальное обеспечение, регулирование  цен и т.п.), с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому актуальным вопросом для каждой страны, а для Российской Федерации в особенности, является оптимальное государственное регулирование экономики, и прежде всего – деятельности государственного сектора.

        Во все времена важнейшей государственной  функцией было формирование и  соблюдение юридических норм. В  прошедшем веке главными направлениями  деятельности государства были  также производство товаров и  услуг, субсидирование частного  производства (то есть смежное с частным владением финансирование), закупки товаров и услуг, перераспределение доходов, включающее государственные и социальные пособия (трансфертные платежи).

      В России выбрана североамериканская модель государственного сектора, для которой характерен государственный сектор, специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономического финансирования.

Информация о работе Государственное регулирование