Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Большая роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, т. е. от разработки экономической политики. Государство является стержнем существующей общественной системы, оно санкционирует существование различных государственных институтов, контролирует власть, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Именно поэтому возникновение, существование и функционирование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности, а экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного регулирования, выделить основные формы и методы, с помощью которых оно воздействует на экономику; определить современные тенденции государственного регулирования экономики России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования
Необходимость и сущность государственного регулирования

Экономики…………………………………………………………………..5
Формы и методы государственного регулирования……………………..10


Раздел 2. Современные тенденции государственного регулирования

экономики в России

2.1 Модернизация государственного регулирования российской

экономики……………………………………………………………….....16

2.2 Современная роль государства в инновационной экономике………….20

Заключение………………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

                   ● инвестиции;

                   ● социальная сфера, механизм  защиты населения, трудовые

                      отношения;

                   ● занятость, кадры;

                   ● внешнеэкономическая деятельность  страны;

                   ● отраслевая, региональная, социальная  и воспроизводственная

                      структуры народного хозяйства.

     Регулирование занятости - это поддержание экономически нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в дисциплинированных и квалифицированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности.

Нежелательно  и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и  опасно социальными последствиями.

      Одним из главных объектов государственного регулирования является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

      Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные  платежи, ставки оплаты труда, пенсий и пособий – все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств и регионов. Одним из важных объектов государственного регулирования является контроль над ценами. Конечно, в условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания. 

      Содержание  государственного регулирования экономики  определяется целями, стоящими перед  государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении экономической политики. В условиях рыночных отношений оно включает в себя:

  1. информирование участков рынка о состоянии экономики страны и перспективах ее развития;
  2. обоснование важнейших пунктов экономической политики, которую намерены проводить государственные органы власти в рамках данного этапа развития экономики;
  3. мероприятия по развитию государственного сектора экономики – одного из важных инструментов воздействия государства на экономические процессы в стране.
 

     Определяя объекты своего воздействия, государство  формулирует и цели, которые оно  ставит перед собой. Совокупность целей  представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели.

     Основной  главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической  стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели государственного регулирования в любой стране и не менее важной целью выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе – повышение благосостояния народа.

     Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.

     Из  всего выше написанного можно  сделать вывод, что сущность государственного регулирования экономики заключается в следующем:

     ■ Государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, т.е. оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, и добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов.

     ■ Одной из главных задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, финансовых, человеческих), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование и развитие экономики.

     ■ Задачей государственного регулирования  является разработка программ социально-экономического развития, региональных, межрегиональных, отраслевых, целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которой должна быть выражена роль государства в управлении.

          ■ Государственное регулирование  должно быть направлено на  укрепление экономической основы  самостоятельного социально-экономического  развития всех регионов  посредством  четкого разграничения компетентности  и ответственности между органами государственной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

      ■ Государственное регулирование включает задачу укрепления финансовой самостоятельности регионов.

      ■ Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.

      ■ Особенно важно государственное регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают малочисленные народы, и районов экологического бедствия.

      ■ Государственное регулирование является основой формирования единого товарного рынка и региональных рынков; оно призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории.

      Итак, государственное регулирование – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. 
 

    1. Формы и методы государственного регулирования экономики.
 

    Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает

систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги к пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

      Инструментарий регулирования определяется на основе разработанной государственной стратегии и путей развития экономики. Рациональный выбор форм, методов и средств государственного регулирования экономики зависит от сложившихся политических, экономических, социальных и международных  условий страны.

      Различные модели рыночной экономики и соответствующие им различные концепции государственного регулирования отличаются не только по сути, но и по формам и методам регулирования. Однако четкая классификация методов регулирования отсутствует, а конкретные формы государственного регулирования отождествляются с его методами.       

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

    В России в процессе трансформации  экономической системы при переходе к рыночной экономике использовались формы государственного регулирования: государственные заказы; индикативное планирование; стратегическое планирование; программирование; прогнозирование и другие.

    Директивное планирование - эта форма государственного регулирования долгое время существовала в СССР и других социалистических странах.

    При директивном планировании план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства – предприятий, регионов и отраслей. Директивное планирование ограничивает свободу экономической деятельности и инициативу в процессе выбора решений. В это время государство планировало материальные пропорции, потоки и распределение материальных ресурсов, административное управление производством и потреблением.

    В директивном плане определяющую роль играли централизованные директивные задания предприятиям на определенный срок, обеспечение централизованным снабжением материальными ресурсами и сбытом. Соответственно плану производства разрабатывался план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Тогда каждый поставщик имел своего потребителя. Так как это планирование осуществлялось с помощью технических нормативов и материальных балансов, то оно не отвечало объективным требованиям усложнения экономики.

    Развивавшаяся при такой форме регулирования экономика была экономикой дефицита. 

    Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию.

    В отечественной практике понятие  “государственный заказ” появилось в 1989-1990 гг. Госзаказ имел существенные недостатки – его выполнение не всегда обеспечивалось сбытом, он был невыгоден для предприятия-изготовителя, так как не всегда обеспечивался финансовыми ресурсами.

      Государственный заказ можно определить как одну из форм исполнения расходной части государственного бюджета и, следовательно, как форму государственного регулирования.

    До  размещения заказов необходимо проведение отбора предприятий-подрядчиков. На основе результатов торгов ведомства-заказчики выбирают предприятия-подрядчики, исходя из наиболее выгодных для государства условий. Затем, по окончании отбора, ведомство-заказчик и предприятие-подрядчик подписывают контракт – основной документ, определяющий права и обязанности сторон по поставке необходимой продукции, оказанию услуг и проведению работ, а также регламентирующий экономические, правовые, организационно-технические и административно-управленческие взаимоотношения сторон.    

    Анализ  зарубежного и отечественного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволил сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов:

    ♦ заказчиками продукции является государство, располагающее для этого финансовыми и другими необходимыми ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий;

    ♦ состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в  различных областях научной, общественно-политической и экономической жизни страны, которые не могут осуществляться с помощью механизма рыночного саморегулирования;

    ♦ объем заказов ограничивается величиной  средств бюджетного фонда страны;

    ♦ заказы размещаются и выполняются  на договорной основе. 

    Индикативное  планирование является формой государственного регулирования рынка при рыночных отношениях.

    Индикативное  планирование – механизм координации  интересов и деятельности государственных  и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. В России индикативное планирование в масштабе национальной экономики не применяется.

Информация о работе Государственное регулирование