Функции ЦБ и коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 57.89 Кб (Скачать)

     Поступления авансов на производство продукции  планируются исходя из обязательств потребителей, как по суммам, так  и по срокам их перечисления. Этот источник финансирования приобрел особую актуальность в условиях острого недостатка у  производителя оборотных средств  и массовых неплатежей. Поэтому в  договорах на поставку обязательно  нужно предусматривать авансовые  платежи, размеры которых зависят  от длительности производственного  цикла. Многие товаропроизводители, продукция которых пользуется устойчивым повышенным спросом, практикуют ее полную предоплату.

     Те  потребители, которые не рассчитались в установленные сроки, переходят  в разряд дебиторов. С ними должна постоянно вестись работа: требуется  непрерывный учет дебиторской задолженности, регулярно напоминать им о долге, предупреждать о включении механизма  штрафных санкций, обращаться в арбитраж и контролировать выполнение его  решений.

     Рыночная  конъюнктура диктует необходимость  частого обновления продукции, расширения ее номенклатуры. Данный процесс сопровождается появлением новых основных фондов (оборудования, площадей и т.д.) и отказом от использования  части старых. Кроме того, в фирме  практически всегда имеются излишние запасы сырья, материалов, реже комплектующих  изделий. Поэтому должны быть налажены учет запасов любых товарно-материальных ценностей и система реализации их излишков.

     Расходы. Основными направлениями расходов фирмы являются:7

    • оплата труда, включая начисления на заработную плату;
    • затраты на сырье и материалы;
    • затраты на энергоносители;
    • затраты на ремонт и содержание оборудования;
    • затраты на ремонт и содержание зданий, сооружений;
    • затраты на содержание социальной сферы;
    • почтово-телеграфные расходы;
    • телефонная, телетайпная связь;
    • командировочные расходы;
    • внепроизводственные расходы;
    • кредиты, выделенные фирмой;
    • кредиторская задолженность;
    • налоги и сборы;
    • выплата полученных кредитов и процентов по ним;
    • выплата дивидендов, процентов по другим ценным бумагам;
    • приобретение ценных бумаг;
    • затраты на НИОКР, развитие фирмы.

     Практика  свидетельствует о том, что фирмы  постоянно испытывают недостаток средств. Отсюда потребность в определении  приоритетов в расходовании. Основным приоритетом служит максимизация прибыли  на длительном временном промежутке. Это значит, что вложения средств  должны осуществляться в первую очередь  в то, что обеспечит их быстрый  оборот и высокую доходность.

     В последние годы предприятия почти  не направляют средства на развитие, резко  снизили затраты на социальную сферу, повсеместно задерживается выплата  заработной платы, имеют место взаимные неплатежи. Конечно, основной причиной такого положения является резкий спад производства, однако не вызывает сомнений и то, что возможности рационализации денежных потоков далеко не исчерпаны.

     На  выбор очередности направлений  использования денежных средств  большое влияние оказывают различные  нормативно-правовые акты. Так, в Кодексе  законов о труде предусматривается  выплата заработной платы дважды в месяц, а в коллективных договорах  профсоюзов с администрацией это  требование часто не отражено. Вот  одна из причин хронической задолженности  по заработной плате.

     Объективно в силу своих интересов фирма должна стремиться в первую очередь выплачивать те долги, которые быстрее возрастают (известно, например, что ставка процента за просроченные кредиты существенно превышает обычную).

 3.3. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности

     Важнейшей особенностью планирования себестоимости  продукции в условиях рынка является необходимость ее оптимизации в  отличие от стремления к минимуму затрат, которое прослеживалось в  директивно-плановой системе. Критерием  оптимизации выступает максимум прибыли на единицу затрат в долговременной перспективе.

     Из  этого следует, что себестоимость  продукции необязательно должна постоянно снижаться. В условиях устойчивого либо повышающегося  спроса на продукцию фирмы, сопровождающихся резким увеличением объемов ее производства, оправданно пойти на рост затрат, если это ведет к наращиванию массы  прибыли. Для того чтобы во всей полнотой использовать выгодность сложившейся  рыночной конъюнктуры, выиграть время  в конкурентной борьбе, может оказаться  целесообразным организовать сверхурочные работы, вторую и третью смены (что, естественно, обусловит рост удельных затрат на рабочую силу), максимально, а не оптимально, загружать оборудование.

     В рыночной экономике (в особенности  при переходе к рынку) имеют место  существенные колебания объемов  производства продукции и, как следствие, изменения доли накладных расходов в себестоимости. Это обстоятельство тоже подталкивает к принятию нетрадиционных решений в части прибыльности, рентабельности производства. При повсеместном спаде производства и существенной недозагрузке мощностей роль таких  решений очень велика.

     Многие  руководители в условиях спада пытаются поправить дело жестким режимом  экономии, снижением затрат на производство. Между тем выход чаще всего  не в этом, а в наращивании объемов  за счет освоения новых видов товаров  и услуг, которые на первом этапе  нередко оказываются убыточными. По мере роста загрузки производственного  аппарата убыточность будет уменьшаться, а, начиная с определенного уровня загрузки, их изготовление становится рентабельным.

     Еще одной особенностью планирования себестоимости  и прибыли в современных условиях является необходимость учета высоких  темпов инфляции.8 В цену изделия следует закладывать затраты с учетом прогнозируемых темпов инфляции, чтобы выручки от реализации было достаточно для затрат на следующий воспроизводственный цикл. Например, если фактические затраты на материалы составили 70 денежных единиц, а длительность производственного цикла – 10-11 мес., то при инфляции 100% в год для закупки материалов на следующее изделие потребуется более 140 денежных единиц. В этом случае многие руководители при установлении цен исходят из ложной посылки компенсации фактически понесенных затрат на производство изделий (оказание услуг), в результате чего полученной прибыли не хватает даже для пополнения оборотных средств. Вышесказанное не означает, что планирование системы мероприятий по снижению себестоимости продукции изжило себя. Имевшиеся ранее достижения в данной области должны быть не только сохранены, но и приумножены.

Глава 4. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений

     Современные условия хозяйствования, характеризующиеся  поворотом экономики страны на рыночные отношения, требуют от предприятий  оперативного реагирования на изменение  спроса, подчинения производства потребностям рынка. Необходимость реализации связанных  с этим проблем требует решения комплекса задач, основной среди которых является формирование рационального набора выпускаемой продукции. Решение данной задачи включает в себя:9

     Разработку  стратегических решений

     При разработке данных решений применяются  качественные методы, направленные на формирование хозяйственного портфеля, под которым понимается совокупность отдельных направлений деятельности и продукции предприятия. К числу  таких методов относятся широко известные стратегические матрицы (матрица Бостонской консультативной  группы, матрица «Дженерал-Элементрик-МакКинзи», а также ряд других моделей).

     Разработку  оперативно-тактических  решений

     При разработке данных решений применяются, как правило, количественные методы, направленные на оптимизацию производственной программы предприятия в рамках тех направлений и видов деятельности, которые выбраны на этапе разработки стратегических решений.

     В настоящей статье рассматривается  решение задачи по оптимизации производственной программы предприятия, состоящей  в нахождении рационального сочетания  цен и объемов реализации продукции. Данный процесс занимает одно из центральных  мест в системе управления производством, поскольку от него напрямую зависят  конечные результаты деятельности предприятия.

     Общепринятым  критерием оптимальности при  формировании производственной программы  предприятия является максимум прибыли  от реализации продукции.10 Процесс определения оптимальных цен и объемов реализации находит свое отражение, прежде всего, в изменении веса отдельных видов продукции в общем объеме производства. Критерием изменения удельного веса отдельных видов продукции является показатель рентабельности продукции. При этом считается, что повышение в общем объеме реализации удельного веса более высокорентабельных изделий обеспечивает и наибольший размер прибыли.11

     Но  всегда ли существует прямая зависимость  между рентабельностью продукции  и прибылью от ее реализации? Другими  словами, достигается ли программой выпуска, обеспечивающей максимальную прибыль, адекватная максимизация эффективности  производства, отражаемой показателем  рентабельности продукции?

     Для анализа согласованности указанных  выше критериев необходимо построить  на каждый анализируемый вид продукции  функцию спроса и затрат, по которым, в свою очередь, определяется функция  прибыли и функция рентабельности продукции.

     С целью решения указанной задачи в качестве объекта исследования было взято одно из промышленных предприятий  г. Благовещенска.

     В ходе проведенного исследования для  ряда выпускаемых предприятием изделий  была выявлена функция спроса вида:12

     Р = а0 + а1V,    (1)

     где Р - цена продукции, руб.;

     V - объем реализации в натуральном выражении, шт.;

     а0, а1 - постоянные коэффициенты, значения которых определяются с помощью математических методов.

     С использованием метода наименьших квадратов  была выявлена функция издержек вида:

     С = в0 + в1V,    (2)

     где С - общие затраты, руб.;

     в0 - уровень постоянных затрат;

     в1 - уровень переменных затрат на единицу продукции.

     Используя выражения (1) и (2), можно построить  функцию прибыли:

     П = V(а0 + а1V) — в0 —  в1V    (3)

     и функцию рентабельности продукции:

     R = [(V(а0 + а1V) — в0  — в1V)/(в0 + в1V)] x 100%    (4)

     Взяв  первую производную функции прибыли (3) и приравняв ее к нулю, находим, что она достигает своего максимума  при объеме реализации продукции, равном:

     Vп  = — (а0 — в1)/2а1     (5)

     Взяв  первую производную функции рентабельности продукции (4) и приравняв ее к  нулю, находим, что она достигает  своего максимума при объеме реализации продукции, равном:

     

     Можно доказать, что и в этом случае функция прибыли и рентабельности продукции имеют максимумы при  различных объемах реализации продукции.

     Как известно, силу воздействия операционного  рычага определяют отношением валовой  маржи (разница между выручкой от реализации и переменными затратами) к прибыли. В экономической литературе отмечается, что этот показатель указывает  на степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием: чем больше сила воздействия операционного  рычага, тем больше предпринимательский риск.13 Легко доказывается, что если функция прибыли П и силы воздействия операционного рычага N имеют экстремумы, то эти экстремумы достигаются при одинаковых объемах реализации продукции.

Информация о работе Функции ЦБ и коммерческих банков