Функции ЦБ и коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 57.89 Кб (Скачать)

    Только  при установлении таких твердых  единиц измерения можно сопоставлять фактическую выработку с плановой, а также фактическую выработку  за ряд отчетных периодов и объемы однородной продукции, вырабатываемой на нескольких химических предприятиях.

    Весовые единицы в натуральном выражении (технический вес) без указания содержания полезного вещества приняты для  таких продуктов, как синтетический  каучук, технический углерод, синтетические  смолы.

    На  некоторых химических предприятия (резинотехнических изделий, шин, изделий  из пластических масс и др.) единицами  измерения валового выпуска продукции  являются условные единицы (например, квадратный метр прокладки в транспортной ленте; штуки, пары, метры по индивидуальным изделиям или группам однородных изделий).

    Объем производства минеральных удобрений  планируется в условных единицах на основе коэффициентов пересчета.

    Выпуск  продуктов, учитываемых в условных единицах, должен планироваться одновременно в натуральном и физическом выражении. Это необходимо для выполнения различных  расчетов, установления планового объема внутри и внезаводских перевозок, расчета  плановых заготовительных цен и  пр.

    Объем производства некоторых продуктов, например серной кислоты, предусматривается  в плане по видам перерабатываемого  сырья (сера, колчедан, отходящие газы).

    К товарной продукции химических предприятий  относятся: готовая продукция, включая  изделия, изготовленные как из полноценного сырья, так и из отходов, предназначенная  к отпуску на сторону, а также  на разные производственные нужды предприятия, продукция подсобных и вспомогательных  цехов, в том числе электроэнергия, пар и вода, произведенные на данном предприятии, предназначенные к  отпуску на сторону или на непроизводственные нужды предприятия; работы промышленного  характера; полуфабрикаты, планируемые  к отпуску на сторону; продукция  ремонтных мастерских, реализуемая  предприятием на сторону; тара собственного производства, если ее стоимость не учтена в оптовой цене.

    Предприятие с большим ассортиментом, например лакокрасочных материалов или резинотехнических  изделий, могут устанавливать показатели объема выпуска по групповым (средним) ценам.

    Для обеспечения ритмичности производства, как одного из факторов повышения  его эффективности, улучшения качества продукции и всей работы предприятия, необходимо весьма тщательно распределить годовой объем производства продукции  по кварталам с учетом: установленных  сроков и объемов поставки продукции; наращивания выпуска продукции  за счет прироста и улучшения использования  мощностей и основных фондов, а  также за счет организационных мероприятий; сроков ввода в действие новых  мощностей и оборудования; обеспечения  равномерной загрузки и ритмичной  работы всех производственных подразделений  предприятия; числа рабочих дней в году, квартале; сезонности и сменности  работы; требований сбытовых организаций  и сезонности сбыта отдельных  видов продукции; возможного выбытия  основных фондов, а также остановки  отдельных цехов для ремонта  оборудования; снятия с производства устаревших видов продукции и  замены их новыми видами продукции  и т.п.

    План  выпуска продукции на экспорт  включает в себя показатели объемов  выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.

    План  по повышению качества продукции  включает в себя показатели обновления ассортимента и потребительских  свойств продукции, обусловленные  требованиями международных и отечественных  стандартов качества, нововведениями и технодинамикой развития производства.

    Качество  важнейших для предприятия видов  продукции должно отвечать по своим  технико-экономическим показателям  высшим достижениям отечественной  и зарубежной техники на всех стадиях  проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей продукции  или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических  характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических  условий и другой технической  документации.

    В планах выпуска продукции предприятий  предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов  изделий, т.е. продукции, не соответствующей  современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

    План  по реализации продукции включает в  себя показатели объемов реализации продукции предприятия конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетингового исследования рынка.

    Реализованная продукция – это отгруженная  заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный  счет поставщика.

    По  объему реализуемой продукции оценивается  производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции  в плане определяется как стоимость  предназначенных к поставке и  подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного  характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный  ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного  персонала), а также как реализация продукции и выполнение работ  для своего капитального строительства  и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

    Объем реализуемой продукции по плану  РП можно определить по следующей  формуле:

    РП = ТП + ОН.П.1 – ОН.П.2,

    где ТП – объем товарной продукции  по плану;

    ОН.П.1, ОН.П.2 – остатки нереализованной  продукции на начало и конец планового  периода.

    При расчете реализуемой продукции  учитывается изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода. Остаток  нереализованной продукции к  началу планируемого периода состоит  из остатка готовой продукции  на складе и в неоформленных отгрузках; товаров отгруженных, по которым  не наступил срок оплаты; товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями; товаров на ответственном хранении у покупателей.

    В целях обеспечения выполнения производственной программы в будущем осуществляется анализ факторов, влияющих на объем  реализованной продукции в результате:

    роста объема товарной продукции;

    осуществления мероприятий технического и организационного развития производства, в том числе  выпуска новых видов продукции, повышения качества выпускаемой  продукции, внедрения новых технологических  процессов механизации и автоматизации  производственных процессов, экономии сырья, материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов;

    изменения остатков нереализованной готовой  продукции;

    других  факторов.

    Процесс формирования производственной программы  для предприятий, занятых производством  энергетического или интеллектуального  продукта имеет свои специфические  особенности и в данном пособии  не рассматриваются.

Глава 3. Разработка производственной программы

 

     Производственная  программа базируется на информации о потребностях в продукции фирмы, платежеспособном спросе юридических  и физических лиц. В настоящее  время уровень удовлетворения потребностей общества и населения по многим товарам  и услугам весьма низок. Однако платежеспособный спрос существенно отстает даже от возможного для данного этапа  развития объема их производства. Такое  положение обусловлено нерациональной структурой общественного воспроизводства, несбалансированностью экономики.4

     Руководство фирмы должно стремиться получить исчерпывающую  информацию об объемах продаж, обеспеченных платежеспособным спросом потребителей ее товаров и услуг. Для производства следует отбирать продукцию, которая отвечает требованиям полной самоокупаемости и самофинансирования, т.е. позволяет осуществлять расширенное воспроизводство за счет выручки от продаж. Нужно рассчитать минимально необходимый уровень рентабельности производства, предполагающий такую величину прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая была бы достаточной.

     Изучение  рынка должно завершиться выбором  потребителей, которым предполагается реализовать продукцию. Желательно, чтобы договоренности с потребителями  были документально оформлены – подписаны договоры или, по крайней мере, протоколы намерений, в которых были бы определены сроки и условия поставок, порядок учета индексации цен и расчетов.

     На  этом этапе планирования следует  учитывать степень риска, целесообразность диверсификации производства и резервирования части мощностей для возможности  маневра в случае изменения конъюнктуры  рынка.

 3.1. Расчет потребности в ресурсах

     Важное  место должно быть отведено совершенствованию  нормативной базы планирования. Анализ показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных изменений. Между тем “старые” нормативы  разрабатывались в принципиально  иной ситуации.

     Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с  нынешними темпы инфляции. Предприятия  были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.

     Изменение ситуации предопределило корректировку  нормативной базы. Так, нормативы  использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций (шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и др.).

     Нормативы использования производственных мощностей, наоборот, должны учитывать потребность  в дополнительных резервах для маневрирования, приспособления к меняющейся рыночной ситуации.5

 3.2. Планирование доходов и расходов

 

     Одна  из важнейших функций управления фирмой – организация движения денежных и материальных потоков. Руководитель должен стремиться обеспечить, с одной стороны, максимум поступлений средств в единицу времени; с другой – наиболее эффективное задействование имеющихся средств. Между их поступлением и расходованием нужно поддерживать устойчивый динамичный баланс. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях высоких темпов инфляции, при которых задержки в поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а необоснованное использование – к падению доходности бизнеса.

     Итак, управление движением средств должно базироваться на плановом балансе доходов  и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует  разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.

     Необходимо, чтобы контроль за разработкой и  реализацией плана осуществлял  первый руководитель фирмы. Это связано  с приоритетом проблемы управления денежными потоками и с противоречиями интересов руководителей более  низкого ранга.

     Остановимся подробнее на том, как формируются  доходная и расходная части баланса.6

     Доходы. Основными источниками доходов фирмы являются поступления:

    • от реализации продукции и авансов на их производство;
    • от дебиторов;
    • от реализации запасов товарно-материальных ценностей;
    • кредитных средств;
    • прочие (доходы от ценных бумаг, возврат ранее предоставленных другим фирмам кредитов и подотчетных сумм, доходы от социальной сферы, сдачи в аренду помещений, оборудования и т.д.).

     Так, для того чтобы запланировать  поступления от реализации продукции, нужно из производственной программы  определить сроки изготовления продукции  и рассчитать, сколько времени  понадобится для ее реализации (до поступления денег на расчетный  счет фирмы). При этом используются договоры на поставку продукции, график поставок для изделий, выпускаемых  по государственному заказу, а также  другая документация, подтверждающая взаимные обязательства сторон по производству и реализации товаров и услуг.

Информация о работе Функции ЦБ и коммерческих банков