Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа
В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.
Только
при установлении таких твердых
единиц измерения можно сопоставлять
фактическую выработку с
Весовые
единицы в натуральном
На некоторых химических предприятия (резинотехнических изделий, шин, изделий из пластических масс и др.) единицами измерения валового выпуска продукции являются условные единицы (например, квадратный метр прокладки в транспортной ленте; штуки, пары, метры по индивидуальным изделиям или группам однородных изделий).
Объем производства минеральных удобрений планируется в условных единицах на основе коэффициентов пересчета.
Выпуск продуктов, учитываемых в условных единицах, должен планироваться одновременно в натуральном и физическом выражении. Это необходимо для выполнения различных расчетов, установления планового объема внутри и внезаводских перевозок, расчета плановых заготовительных цен и пр.
Объем производства некоторых продуктов, например серной кислоты, предусматривается в плане по видам перерабатываемого сырья (сера, колчедан, отходящие газы).
К
товарной продукции химических предприятий
относятся: готовая продукция, включая
изделия, изготовленные как из полноценного
сырья, так и из отходов, предназначенная
к отпуску на сторону, а также
на разные производственные нужды предприятия,
продукция подсобных и
Предприятие с большим ассортиментом, например лакокрасочных материалов или резинотехнических изделий, могут устанавливать показатели объема выпуска по групповым (средним) ценам.
Для
обеспечения ритмичности
План выпуска продукции на экспорт включает в себя показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.
План по повышению качества продукции включает в себя показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и технодинамикой развития производства.
Качество
важнейших для предприятия
В
планах выпуска продукции предприятий
предусматриваются задания по снятию
с производства устаревших видов
изделий, т.е. продукции, не соответствующей
современным требованиям
План
по реализации продукции включает в
себя показатели объемов реализации
продукции предприятия
Реализованная продукция – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.
По
объему реализуемой продукции
Объем реализуемой продукции по плану РП можно определить по следующей формуле:
РП = ТП + ОН.П.1 – ОН.П.2,
где ТП – объем товарной продукции по плану;
ОН.П.1, ОН.П.2 – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
При расчете реализуемой продукции учитывается изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода. Остаток нереализованной продукции к началу планируемого периода состоит из остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках; товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты; товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями; товаров на ответственном хранении у покупателей.
В
целях обеспечения выполнения производственной
программы в будущем
роста объема товарной продукции;
осуществления
мероприятий технического и организационного
развития производства, в том числе
выпуска новых видов продукции,
повышения качества выпускаемой
продукции, внедрения новых
изменения остатков нереализованной готовой продукции;
других факторов.
Процесс
формирования производственной программы
для предприятий, занятых производством
энергетического или
Производственная
программа базируется на информации
о потребностях в продукции фирмы,
платежеспособном спросе юридических
и физических лиц. В настоящее
время уровень удовлетворения потребностей
общества и населения по многим товарам
и услугам весьма низок. Однако платежеспособный
спрос существенно отстает даже
от возможного для данного этапа
развития объема их производства. Такое
положение обусловлено
Руководство фирмы должно стремиться получить исчерпывающую информацию об объемах продаж, обеспеченных платежеспособным спросом потребителей ее товаров и услуг. Для производства следует отбирать продукцию, которая отвечает требованиям полной самоокупаемости и самофинансирования, т.е. позволяет осуществлять расширенное воспроизводство за счет выручки от продаж. Нужно рассчитать минимально необходимый уровень рентабельности производства, предполагающий такую величину прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая была бы достаточной.
Изучение рынка должно завершиться выбором потребителей, которым предполагается реализовать продукцию. Желательно, чтобы договоренности с потребителями были документально оформлены – подписаны договоры или, по крайней мере, протоколы намерений, в которых были бы определены сроки и условия поставок, порядок учета индексации цен и расчетов.
На
этом этапе планирования следует
учитывать степень риска, целесообразность
диверсификации производства и резервирования
части мощностей для
Важное
место должно быть отведено совершенствованию
нормативной базы планирования. Анализ
показывает, что на многих предприятиях
последняя не претерпела существенных
изменений. Между тем “старые” нормативы
разрабатывались в
Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.
Изменение ситуации предопределило корректировку нормативной базы. Так, нормативы использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций (шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и др.).
Нормативы использования производственных мощностей, наоборот, должны учитывать потребность в дополнительных резервах для маневрирования, приспособления к меняющейся рыночной ситуации.5
Одна из важнейших функций управления фирмой – организация движения денежных и материальных потоков. Руководитель должен стремиться обеспечить, с одной стороны, максимум поступлений средств в единицу времени; с другой – наиболее эффективное задействование имеющихся средств. Между их поступлением и расходованием нужно поддерживать устойчивый динамичный баланс. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях высоких темпов инфляции, при которых задержки в поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а необоснованное использование – к падению доходности бизнеса.
Итак, управление движением средств должно базироваться на плановом балансе доходов и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.
Необходимо, чтобы контроль за разработкой и реализацией плана осуществлял первый руководитель фирмы. Это связано с приоритетом проблемы управления денежными потоками и с противоречиями интересов руководителей более низкого ранга.
Остановимся подробнее на том, как формируются доходная и расходная части баланса.6
Доходы. Основными источниками доходов фирмы являются поступления:
Так, для того чтобы запланировать поступления от реализации продукции, нужно из производственной программы определить сроки изготовления продукции и рассчитать, сколько времени понадобится для ее реализации (до поступления денег на расчетный счет фирмы). При этом используются договоры на поставку продукции, график поставок для изделий, выпускаемых по государственному заказу, а также другая документация, подтверждающая взаимные обязательства сторон по производству и реализации товаров и услуг.