Финансовая стратегия организации как фактор устойчивого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая стратегия организации представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности организации, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.

Оглавление

Введение……………………………...........................................................................2
1. Основы формирования финансовой стратегии организации………….….……6
1.1. Финансовая стратегия в общей стратегии организации ………………..……6
1.2. Принципы и особенности формирования финансовой стратегии ….….…..11
1.3. Этапы разработки финансовой стратегии организации …………………….13
2. Финансовая устойчивость организации………………………………....…..…16
2.1. Понятие и типы финансовой устойчивости организации....………….…….16
2.2. Бухгалтерский баланс как основной источник для анализа финансовой устойчивости организации………………………………………………………...20
2.3. Общая характеристика компании ООО «СНС-Самара» ....………...……….23
2.4. Анализ и оценка финансовой устойчивости на примере ООО «СНС-Самара» ……………………………………………………………………..25
3. Финансовая стратегия как фактор устойчивого развития организации…..….34
Заключение ……………………………....................................................................40
Литература …………………………….....................................................................42

Файлы: 1 файл

Н.А._Финансовая стратегия организации как фактор устойчивого развития.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

    1) СОК = СК-ВА; (7)

    2) СОК = ОА - КО. (8)

    Во  втором случае образуется величина, которую  характеризуют как чистый оборотный  капитал - ЧОК (оборотный капитал, очищенный от обязательств). Результаты двух расчетов будут совпадать, если у организации отсутствуют долгосрочные обязательства. У исследуемой организации ООО «СНС-Самара» долгосрочные обязательства отсутствуют в формировании активов организации, поэтому расчет СОК будут совпадать.  Исходные данные и результаты расчетов вышеуказанных коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ООО СНС-Самара», приведены в табл. 2. 
 
 
 
 

    Табл. 2. Динамика показателей финансовой устойчивости организации, тыс. руб.

Показатель Код строки Баланса На начало 2008 года На конец  2008 года Изменение(+,-)
Оптимальное значение
I. Исходные данные для анализа
1. Внеоборотные  активы 190 0 0 0
2. Оборотные  активы 290 25027 49304 +24277
3. Валюта  баланса 300 25027 49304 +24277
4. Собственный  капитал 490 + 640 + 650 317 356 +39
5. Долгосрочные  обязательства 590 0 0 0
6. Заемный  капитал 590 + 610 + 620 + 630 + 660 24710 48948 +24238
II. Показатели финансовой устойчивости  организации
7. Собственный оборотный капитал  (п. 4 — п. 1) 2:10% от стоимости  оборотных активов 317 356 +39
8. Коэффициент  автономии (п. 4: п. 3) >0,5 0,012 0,007 -0,005
9. Коэффициент  финансовой устойчивости (п. 4 + п. 5): п. 3) 0,8-0,9 0,012 0,007 -0,005
10. Коэффициент  маневренности собственного капитала (п. 7: п. 4) 0,2-0,5 1 1 0
11. Коэффициент  концентрации заемного капитала (п. 6: п. 3) <0,5 0,987 0,992 +0,005
12. Коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами (п. 7: п. 2) Ј0,1 0,012 0,007 -0,005
13. Коэффициент  соотношения заемного и собственного  капиталов (плечо финансового  рычага) (п. 6: п. 4) Ј1 77,949 137,494 +59,545
14. Индекс постоянного актива (п. 1: п. 4) < 1 0 0 0
 

     По всем показателям видно, что компания находится в кризисном состоянии. Показатели финансовой устойчивости организации не достигают нужного результата, а некоторые, такие как коэффициент соотношения заемного и собственного капиталов очень велик. Можно сделать вывод: у компании нет в собственности имущества, она ничего не производит, но есть товарные запасы. Компания существует за счет прибыли полученной от продаж.  Кризисное состояние финансов в компании требует от менеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий с целью преодоления сложившейся ситуации. В условиях внутреннего кризиса менеджмент предприятия приобретает целый ряд особенностей по сравнению с нормальным состоянием и стабильной деятельностью компании. Правильное использование доступных средств и разработка необходимых в конкретной ситуации действий могут позволить перейти от спада к развитию и запланированному темпу роста финансовых показателей.           «Krisis» - в переводе с греческого - решение, поворотный пункт или исход. Экономический кризис в компании означает тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости и т. д. Таких показателей существует огромное множество. Наиболее универсальными и наглядными индикаторами остаются конечные финансовые результаты деятельности компании: размер валовой прибыли и уровень рентабельности. Как правило, первым признаком кризисного состояния в компании является отрицательный финансовый результат - валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам (если убытки не были запланированы как необходимый этап в развитии бизнеса).                  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Финансовая  стратегия как  фактор устойчивого  развития организации

    Постановка  проблемы каждой компании, поставившей  перед собой цель разработать  финансовую стратегию, заключается  в обеспечении развития деятельности необходимыми денежными потоками и увеличении доли роста самофинансирования (увеличение доходов и уменьшении расходов компании).

    Финансовая  политика компании описывается двумя  финансовыми коэффициентами. Первый - коэффициент рентабельности продаж - фиксирует выручку от реализации продукции, которая зависит от сложившейся политики цен и положения фирмы на рынке. Кроме того, данный коэффициент отражает контроль над текущими производственными и непроизводственными расходами компании, которые влияют на прибыль от операций в ее основной деятельности. Это означает, что коэффициент рентабельности продаж также включает в себя информацию о сложившемся ассортименте и текущей практике управления оборотными активами компании. Второй финансовый коэффициент - оборачиваемость активов - демонстрирует в агрегированной форме эффективность компании, поскольку отвечает на вопрос о том, сколько раз в течение хозяйственного года все активы (включая долгосрочные) способны создавать годовой оборот фирмы (выручку). Поэтому данный коэффициент отражает практику управления инвестированным капиталом при существующей финансовой политике компании: сложившемся ассортименте, рыночной позиции, результативности производственного менеджмента. Вторая группа коэффициентов описывает политику финансирования. Норма накопления или реинвестирования напрямую зависит от системы использования внутренних источников финансирования, к которым, прежде всего, относится создаваемая в компании прибыль, и от политики выплат собственникам. Коэффициент финансового рычага описывает принципы привлечения капитала. Чем больше заемного капитала, тем выше данный коэффициент, а значит, шансы наращивания прибыли растут, поскольку на решение именно этой задачи направлено действие финансового рычага компании. Одновременно может возрастать и риск неплатежа рис. 2. 

 

Рис. 2. Модель устойчивого роста компании 

      Иными словами, темп устойчивого роста - это единственно возможная скорость увеличения продаж при неизменности рассмотренных четырех коэффициентов. Если темп развития компании становится иным, какой-то из коэффициентов должен измениться, и, следовательно, либо в финансовой политике, либо в политике финансирования происходят перемены. Поэтому данный темп можно считать вмененным или предписанным компании двумя видами ее политик - финансовой и политикой финансирования. Но это вовсе не означает, что фирма будет развиваться с заданной скоростью: на нее влияют меняющиеся рыночные условия и остальные виды политик.

      Т.В. Гениберг, Н.А. Ивановой, О.В Поляковой была разработана матрица для формирования финансовой стратегии, основанная на концепции темпа устойчивого роста, разработанной еще в 60-х гг. прошлого века всемирно известной сегодня консалтинговой фирмы Boston Consulting Group (BCG). Также была использована схема взаимосвязи рентабельности активов, рентабельности реализованной продукции и ресурсоотдачи фирмы «Du Pont». В основе предложенной нами матрицы заложена финансовая политика и политика финансирования.

      Матрица «Z» состоит из четырех частей и основана на оценке темпа роста выручки и темпа роста финансирования компании рис. 3.

 

Рис. 3.  Модель разработки финансовой стратегии компании

      I. Квадрант стратегии. Рост, ведущий к росту стоимости бизнеса. У компании существует избыток капитала. Характерна финансовая стратегия – это обеспечение роста за счет внутренних источников финансирования. У компании уровень нераспределенной прибыли растет более высокими темпами, чем темп роста собственного капитала. В данном случае компания за счет внутренних источников финансирования может увеличить рост объема продаж и активов, но при этом одновременно могут возникать риски следующего характера, а именно рост объема продаж может привести к увеличению валовой прибыли, но для финансирования этого роста потребуется увеличение активов, чтобы увеличить объем выпускаемой продукции. Фирма обычно должна увеличивать товарно-материальные запасы, дебиторскую задолженность, а также и другие статьи активов.

      II. Квадрант стратегии. Простой рост. Компания, ориентированная на агрессивную политику продаж, так как наблюдается высокий темп роста выручки при низкой политике финансирования. При высоком темпе роста выручки компания может осуществлять операции связанные  с переводом ликвидных средств в валютные активы со стабильно растущим курсом. На сегодняшний день в долгосрочной перспективе можно планировать тенденцию роста европейской валюты (евро), следовательно, компании выгодно размещать свои активы в данной валюте. Компания может осуществлять финансирование различного рода инвестиционных  проектов необходимых для осуществления намеченных планов. Если ни один из вариантов инвестиций не является приемлемым, компании не нужно обеспечивать дополнительное финансирование, и тогда она может всю прибыль использовать на выплату дивидендов.

      III. Квадрант стратегии. Догоняющий рост. Показатели очень низкие. Характерна стратегия деинвестирования и/или уход с рынка (или с рыночного сегмента). Компания: может инвестировать, чтобы удерживать занятую позицию и следовать за развитием рынка, инвестировать в целях улучшения занимаемой позиции на рынке, инвестировать, чтобы восстановить утерянную позицию, снизить уровень инвестиций с намерением «собрать урожай», например путем продажи бизнеса, компания может деинвестировать и уйти с рынка (или из рыночного сегмента), если она не может добиться существенного конкурентного преимущества.

      IV. Квадрант стратегии.  Рост, ведущий к росту прибыли.  Стратегии направлены на привлечение средств со стороны, либо за счет различного рода займов, либо за счет увеличения акционерного капитала (выпуск ценных бумаг: акций и/или облигаций). Так как рынок ценных бумаг слабо развит, то компании необходимо работать только с высоко ликвидными ценными бумагами. К высоко ликвидным ценным бумагам принято относить «голубые фишки», облигации Банка России, государственные облигационные займы. Они являются одними из самых надежных и быстро обращающихся на рынке ценных бумаг. Кроме того, облигационный заем является наиболее приоритетным, так как способствует формированию кредитного рейтинга организации.

      Для построения матрицы необходимо выполнить следующие шаги:

      1) Оценить темп роста выручки. Для этого осуществляется расчет показателей PM и  AT. Произведение данных показателей отражает темп устойчивого роста (выручки). Полученное значение откладывают по вертикальной оси матрицы.

      2) Оценить темп роста финансирования компании. Для этого осуществляется расчет показателей FL и  R. Произведение данных показателей отражает темп роста финансирования компании (прибыль). Полученное значение откладывают по горизонтальной оси матрицы.

      3) Средние значения, отложенные по осям матрицы задаются, согласно данным федеральной службы государственной статистики по соответствующей отрасли.

      4) Определяется квадрант, в котором компании необходимо работать с соответствующей финансовой стратегией и разрабатываются более конкретные рекомендации по ведению финансовой деятельности компании.

      Преимуществами  данной методики можно назвать простоту, четкость указания направлений финансовых действий. Данный подход позволяет оценить значение бизнес-областей с точки зрения роста объемов выручки и объемов финансирования. На основе полученных результатов предприятие направляет инвестиции в те области, которые являются наиболее конкурентоспособными. Этот анализ является эффективным механизмом для рассмотрения возможностей дальнейшего расширения или сокращения инвестиций в разрезе конкретных структурных бизнес-единиц. Значение метода заключается в том, чтобы помочь руководителям оценить весь свой бизнес, сравнить привлекательность различных областей финансовой деятельности и  определить направления движения денежных потоков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Делая вывод, можно сказать, что финансовая стратегия - это важная составляющая управления деятельностью предприятия, она обладает определенной самостоятельностью по отношению к общей стратегии  фирмы, но ее цели и функции направлены на реализацию общей стратегии, на достижение главных целей в деятельности организации.   Финансовая стратегия должна обеспечивать достижение организацией стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости. Для сохранения финансовой устойчивости важно найти «золотую середину», т.е. выбрать такую модель роста, которая обеспечивала бы компании возможность развития и одновременно позволяла избегать банкротства. Темпы роста организации, которые ориентированы на «золотую середину», считаются устойчивыми. Но необходимо заметить, что эти темпы роста лимитируются темпами увеличения его собственных средств, которые также зависят от многих факторов.           Финансовые стратегии определяют относительную способность организации эффективно взаимодействовать с окружающей средой и преследовать свои собственные цели. Тем самым можно сделать вывод, что с управлением и перераспределением финансов как с основной проблемой сталкиваются все организации.         Оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов позволяет минимизировать общую стоимость капитала, одновременно позволяя компании обеспечить себя финансами по разумной цене и сохранить финансовую устойчивость. 

     Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

     Таким образом, успешная финансовая деятельность предприятия обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий организации, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.

     Для улучшения финансового состояния компании ООО «СНС-Самара» можно предложить следующее:

     - обоснованное снижение уровня запасов (в результате планирования их остатков, усиления контроля за их использованием, реализации неиспользуемых товарно-материальных ценностей и др.);

Информация о работе Финансовая стратегия организации как фактор устойчивого развития