Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:19, курсовая работа
Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране. Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон:
1) по внутреннему устройству и 2) организационной структуре.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Необходимость, содержание, структура и функции финансов……….….......5
2. Финансовая система…………………………………………………….……….7
3. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг...12
4. Теория налогообложения…………………………………………………….....17
Вывод……………………………………………………………………………….22
Задача №1…………………………………………………………………………..24
Задача №2…………………………………………………………………………..25
Задание №1…………………………………………………………………………26
Задание№2………………………………………………………………………….31
Литература………………………………………………………………………….34
Главной задачей госбюджета
Бюджетный дефицит возникает вследствие превышения государственных расходов над доходами. Он приводит к росту государственного долга – общей суммы накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет.
Существуют различные концептуальные подходы к проблеме регулирования бюджета. Одни экономисты (и политики) считают, что бюджет должен ежегодно быть сбалансирован. Другие придерживаются концепции циклически балансируемого бюджета, доказывая, что бюджет выступает инструментом антициклической политики. Поэтому достаточно, чтобы он балансировался в ходе экономического цикла: дефицит, возникающий в переод спада, в ходе подъема в результате жесткой фискальной политики может быть ликвидирован. Уязвимость этой концепции связана с различиями в глубине и продолжительности повышательной и понижательной фаз цикла. Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функциональных финансов, в соответствии с которой проблема сбалансирования бюджета рассматривается как второстепенная. На первый план выдвигается задача стабилизация экономики.
Увеличение государственного долга в принципе не может привести к банкротству по ряду причин. Необходимость погашения долга отсутствует, достаточно лишь финансировать его. Кроме того источником доходов для выплаты долга и процентов может выступать дополнительное налогообложение. Наконец, правительство обладает правом увеличивать денежную массу в обращении.
Но рост государственного долга может вызвать отрицательные тенденции: усиление неравенства в долгах; подрыв экономических стимулов из-за увеличения налогов; перевод части национального продукта за границу в связи с выплатой платежей по долгу и процентов иностранцам и эффект вытеснение частных инвестиций.
Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное дефицитом бюджета, приводит как к вытеснению частных инвестиций, так и увеличению спроса на государственные ценные бумаги. Это в свою очередь вызывает рост государственного внешнего долга, но может увеличить спрос на национальную валюту, что повышает её международную ценность, удорожает экспорт и удешевляет импорт. Уменьшение экспорта сдерживают развитие экономики.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях
кризисного состояния
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово – экономическая политика.
Меры по снижению бюджетного дефицита:
1. Конверсия.
2. Переход от финансирования к кредитованию.
3. Постепенная ликвидация
4. Снижение расходов на
5. Изменение системы налогообложения.
6. Повышение роли местных бюджетов.
Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
1. Выпуск госзаймов;
2. Ужесточение налогообложения;
3. Производство денег, или “ сеньораж “ , т. е. печатание денег. Однако, в настоящее время “ сеньораж “ не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный “ сеньораж “ выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако, политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречие внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблем бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но также политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако, следствием этих двух мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Всё это усилит инфляцию.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая
из этих концепций имеет
Государственный долг-это сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдаёт за рубеж свои ценные и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг-это задолженность правительства данной страны её гражданам. В случаях, когда государства прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт-это банкротство государства – должника. Примером дефолта в истории является прекращение оплаты государством своих обязательств.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
1. Погашение внутреннего долга путём выплаты процентов населению увеличивают неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижению могут подорвать действие экономических стимулов развития производства.
3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынужденно брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.
4. Наличие государственного долга создает
психологическое напряжение в стране,
порождая неуверенность в деловой активности
экономики в целом и каждого гражданина
в отдельности.
Основу налогового законодательства Украины составляет Закон Украины «О системе налогообложения.
Законом Украины « О системе налогообложения» определяет принципы построения системы налогообложения, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет и взносы в государственные целевые фонды, а также права и ответственность граждан, предприятий и организаций, связанные с уплатой налогов.
В Украине, согласно законодательству, взимаются общегосударственные налоги и другие налоговые платежи, а также местные налоги, сборы и обязательные платежи.
К общегосударственным относятся такие налоги и налоговые платежи:
налог на добавленную стоимость;
акцизный сбор;
налог на доход (прибыль) предприятий и организаций;
подоходный налог с граждан;
пошлина;
государственная пошлина;
налог на имущество предприятий;
налог на имущество граждан;
плата за землю;
налог с владельцев транспортных средств;
налог на промысел;
плата за возмещение затрат на геолого - разведовательные работы;
плата за специальное использование природных ресурсов;
плата за загрязнение окружающей природной среды;
отчисление и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог;
взносы в фонд осуществление мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной зашиты населения;
взносы в фонд содействия занятости населения;
взносы в фонд социального страхования Украины.
К местным налогам и сборам в Украине относятся:
государственный сбор;
сбор за парковку автомобилей;
рыночный сбор;
сбор за выдачу ордера на квартиру;
курортный сбор;
сбор за участие в бегах на ипподроме;
сбор за выигрыш в бегах на ипподроме;
сбор с лиц, принимающих участие в тотализаторе на ипподроме;
налог с рекламы;
сбор за право использования местной символики;
сбор за право проведения кино- и телесъёмок;
сбор за право проведения местных аукционов конкурсов распродаж и лотерей;
коммунальный налог;
сбор за выдачу разрешения на размещения объектов торговли.
В нашей стране существует специальный орган, который контролирует правильность и своевременность уплат налогов и других налоговых платежей. Таким органом является государственная налоговая инспекция.
Непосредственное влияние на развитие рыночных отношений, предпринимательства, эффективность производства может быть достигнуто через систему налогообложения предприятий.
Для стимулирования производственной активности предприятий, преодоления платёжного кризиса и гиперинфляции, решение сложных социально-экономических вопросов предусматривается внешнее изменений в систему налогообложения, усовершенствование отдельных налогов.
Предусматривается усовершенствование налога на доходы предприятий на основании налогообложения прибыли, налога на добавленную стоимость и акцизного сбора путём снижения ставок налогов, налогообложение бартерных (товарообменных операций) во внешнеэкономической деятельности, экспортно-импортных операций, валютного регулирования. Проводится активная работа по подготовке новых законодательных документов, инструкций, положений в сфере налогообложения.